АНТИЧНОСТЬ. Голова коры. Деталь статуи с афинского Акрополя
Голова коры. Деталь статуи с афинского Акрополя. VI в. до н. э.
зеден Акрополь. Среди его первых сооружений — древнейший храм Афины (Гекатомпедон), от кото-рого сохранились цветные скульптуры фронтонов :: остатки фундамента. Рядом с храмами на Акрополе находились различные посвятительные монументы, к числу которых принадлежит и мраморная татуя человека, несущего теленка («Мосхофор»), — широко известный и очень характерный образец ранней аттической скульптуры. Она изображает дарителя с жертвенным животным на плечах. Живое щущение пластики тела и одежды соединяется десь с архаической условностью; волосы и борода выполнены, как и у куросов, в виде орнаментального узора. Частично сохранились следы раскраски: еленок был синим, глаза Мосхофора — красными,
борода — зеленой. Спустя долгие века образ Мосхофора был осмыслен раннехристианскими художниками как добрый пастырь — одно из символичес-:их воплощений Христа. Скульптура периода рхаики, сохраняя черты условности, намечает :уть к изображению гармонически совершенного человека классического искусства.
О не сохранившемся до наших дней искусстве :онументальной росписи можно судить по рисун-:-:ам на вазах. Воспринимая достижения многих -:ультур, эллинские художники творчески переосмысливали их. Это касается на редкость многооб-азной тематики росписей — от традиционных ми-оологических сюжетов и эпизодов гомеровского ■лоса до бытовых сцен или стилизованных подра-
жании декоративным мотивам египетского и азиатского искусства. Так, в орнаменте широко использовались изображения пальмовых листьев, цветов и бутонов лотоса, что было обычным для искусства Египта. По сравнению с геометрической керамикой VIII в. до н. э. в росписях архаической эпохи орнаменту уделяется меньшее место. Росписи на вазах VII в. до н. э. исполнены темно-коричневым лаком по светлой глине, с тонким контурным рисунком и деталями, написанными белой краской или процарапанными.
Один из наиболее декоративно богатых стилей вазописи А. и. носит название «ковровый», или «ориентализирующий», т. е. подражающий искусству Востока. В изделиях этого типа фризы с изображением зверей располагались горизонтально по округлой поверхности сосуда, а свободное пространство между фигурами заполнялось орнаментальными мотивами.
В развитии коврового стиля значительную роль сыграли острова Родос, Самос, Хиос, малоазийс-кие города Милет и Коринф, один из крупнейших центров Северного Пелопоннеса. В конце VII в. до н. э. сначала в Коринфе, а затем и в других греческих городах ковровый стиль уступил лидерство чернофигурному, достигшему расцвета в середине и третьей четверти VI в. до н. а (см. Вазопись). Крупнейшим мастером этого стиля был Эксекий, чье творчество относится к третьей четверти VI в. до н. э. С творчеством Эксекия в греческое искусство вошла традиция изображения на чернофигурных вазах битв и быта гомеровских героев. Чернофигур-ная техника отличалась утонченной декоративностью, однако плоскостный характер рисунка ограничивал возможности передачи движений. Ок. 530 г. до н. э. афинские вазописцы создают краснофигур-ную роспись, в которой фигуры сохраняли светлый цвет керамики, а свободные участки покрывались черным лаком. Детали фигур прорабатывались тонкой кистью, затем сосуд подвергался обжигу.
На краснофигурных вазах мифологические образы в значительной мере уступают место жанровым и бытовым сценкам. Прославленными мастерами краснофигурной техники были Евфимид и Евфроний, работавшие ок. 520-500 г. до н. э. К числу известных художников относятся также мастер Брига (см. Бриг), мастер Панайтия, т. н. Берлинский художник и др.
Сравнивая росписи ваз разных стилей А. и. с современной им скульптурой, можно сделать вывод, что достижения живописцев были более многогранными и перспективными, нежели у современных им ваятелей. Тем не менее искусство архаики сохраняет целостность, присущую древним куль-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 972;