АНТИЧНОСТЬ.
Саркофаг Людовизи. Рельеф с изображением битвы римлян с варварами. III в. н. э. |
История Иова. Мозаика Южной церкви в Аквилее. До 315 г. н. э.
му имеет два названия. Выдающимся памятником архитектуры поздней империи была трехпролет-ная арка Септимия Севера на Римском форуме (203 г.) и гигантские, роскошно декорированные термы императора Каракаллы.
План их подчинен строгой симметрии; помещения расположены по линии продольной оси. Центральная купольная ротонда лишь немногим уступала по величине Пантеону. Термы были обильно украшены скульптурой, в прилегающем парке находились библиотеки, залы для гимнастики и для занятий музыкой.
В позднеримской скульптуре, в том числе портретах, угасает интерес к достоверной передаче те-
лесного облика человека: внешние черты изображаются все более схематично, а в конце III—IV а н. э. застывшее лицо резко контрастирует с выразительным взглядом широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре. в том числе в историческом рельефе, иногда являются результатом усилившегося влияния искусства восточных провинций. Последний кратковременный подъем римского скульптурного портрета приходится на эпоху Северов, время, когда был создан бюст императора Каракаллы — вершина римского портретного реализма. В искусство вновь возвращается та жесткая и беспощадная достоверность, что была типична для портрета времен республики, но теперь эта манера сочетается с тонким психологизмом, достигнутым в предыдущую эпоху, в период Антонинов. Ко времени правления т. н. солдатских императоров стиль римского портрета стремительно меняется. Образы становятся менее целостными; мастеров зачастую привлекает скорее образ грубой силы, а не глубина индивидуальности (портреты Максимина Фракса: Филиппа Аравитянина).
Черты угасания самобытности проявляются и в рельефе. Здесь также утрачивается естественность и целостность композиции, появляется застылость и схематизация. IV в. еще сохраняет традицию создания колоссальных статуй и бюстов обожествленных императоров. По-прежнему создаются изысканные и виртуозные по исполнению работы. Среди художественных изделий Ш-1У вв. выделяются портретные миниатюры на золотой фольге, помещенные между двумя слоями стекла; мраморные саркофаги с сюжетными рельефами. Но художественная культура поздней Империи уже вынуждена иметь дело не с одной, а с двумя соперничающими историческими силами. Все большее распространение в искусстве Ш а н а получает христианская тематика, а с IV в н а христианство уже имеет в Риме статус официальной религии. Его образный мир резко отличается от римского искусства, и развитие его фактически принадлежит уже другой эпохе, Средневековью. Но на начальных этапах христианское искусство заимствует некоторые мотивы и образы у римской культуры. Нередко традиционные античные мотивы получают совершенно новое и символическое истолкование. С христианским культом связаны и замечательные живописные памятники, особняком стоящие в истории римской культуры. Это росписи катакомб, стиль которых на протяжении II—IV вв. н. э. эволюционировал в сторону все большей плоскостности и графичнос-ти. Строительство христианских храмов началось только с IV в., но основные зодческие принципы их были унаследованы от римской архитектуры Это
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 966;