Римской империи искусство. терством исполнения. К лучшим произведениям эпохи причисляют также портреты варвара, мальчика-ливийца и ряд других
терством исполнения. К лучшим произведениям эпохи причисляют также портреты варвара, мальчика-ливийца и ряд других. Однако быстро найденные приемы изображения стали повторяться и применяться вне связи с характером конкретного образа. Усилились и черты манерности, внутреннего разноречия замысла и характера (конный портрет Марка Аврелия).
В живописи продолжает развиваться четвертый стиль — стиль «фантастической архитектуры», предпочитавший в стенных росписях сложные иллюзорно-пространственные композиции, изображение фантастических интерьеров и ландшафтов. Многоплановость построений, сложность архитек-
турного и пейзажного фонов характерны и для мозаик, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков. Со II в. н. э. вошла в употребление также черно-белая каменная мозаика.
В декоративно-прикладном искусстве Империи особенно выделяются произведения торевтики, а также «краснолаковая» керамика с рельефным декором и изобретательно выполненные изделия из стекла. Образцовыми произведениями такого типа являются расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами.
Римляне с I столетия Империи развили до высшей степени искусство глиптики. Мастера в эту эпоху предпочитают обращаться к твердым материалам, изготавливая камеи из горного хрусталя и агата, а несколько позднее — выполняя резные произведения из сапфира и изумруда. Эпоха высшего расцвета римской глиптики — правление династии Юлиев-Клавдиев.
При их дворе нередко работали греческие мастера, наиболее прославленными из которых были Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний служил придворным мастером императора Августа. В эту эпоху греческие и римские мастера в изобилии создавали портретные и многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа»; т. н. Парижская камея; обе — конец I в. до н. а).
В период упадка империи (Ш-1У вв. н. а) в древнеримском искусстве начинают проявляться черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, стремление к поверхностной эффектности и беспокойной динамике в декоре. Строительство в больших масштабах разворачивается главным образом в провинциях, где возводятся новые форумы, гигантские храмовые комплексы (например, в Баальбеке). Римские сооружения всех основных типов представлены в зодчестве Тадмо-ра, впоследствии названного Пальмирой (Сирия). В то же время в пределах Рима органически развиваются классические традиции римского зодчества (термы Каракаллы, 206-217 гг.; термы Диоклетиана в Сплите, ок. 300 г. н. а). При императоре Максенции (280-312 гг. н. а), последнем из правителей, стремившихся возродить величие Рима, была воздвигнута колоссальная базилика, названная его именем (315 г. н а). Базилика делилась на три нефа; средний, значительно выше боковых, был перекрыт крестовыми сводами, которые поддерживались контрфорсами (опорными устоями, примыкавшими к стене). Это сооружение является прототипом позднейших христианских базилик, основного типа храмового зодчества Средних веков. Базилика была перестроена при императоре Константине и пото-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 668;