АНТИЧНОСТЬ. мер мастерской связи архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом
мер мастерской связи архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Преемник Траяна, император Адриан (117-138 гг.), также был поклонником греческого искусства и, живя в Афинах, отстроил новую часть города. Адриан имел профессиональные знания архитектора и много занимался искусством, как современным, так и древним. В эпоху Адриана был возведен величайший памятник римского зодчества — Пантеон. По проекту самого Адриана построен храм Венеры и Ромы, представляющий собой периптер коринфского ордера с двумя святилищами. Архитектурные работы Адриана — такие, как арка в Афинах и за-
вершение храма Зевса Олимпийского, вилла в Ти-воли (125-135 гг.), — отмечены сочетанием разнородных стилевых элементов и заметно эклектичны. Адрианом начато было также сооружение грандиозного мавзолея в Риме, перестроенного в Средние века в крепость и получившего название замка Сант-Анджело.
Начиная с эпохи Адриана в римском зодчестве наметился перелом в сторону изысканной усложненности образа, отчасти связанный с влиянием эллинистического искусства Востока. Если время императора Траяна ознаменовалось возвратом к героическому суровому стилю республики, то в эпоху правления Адриана и Антонинов усилились поиски экспрессии, эмоциональности и психологической глубины образа. Исторические рельефы императорского Рима первоначально были отмечены размеренностью композиционных ритмов и сдержанностью пластического языка (рельефы Алтаря Мира Августа в Риме, мрамор, 13-9 гг. до н. э.). Черты живописности, напряженной динамики, усилившиеся в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита), особенно характерны для периода Траяна, когда складывается тип батального рельефа (скульптурное убранство колонны Траяна в Риме, мрамор, 111-114 гг.).
Рельефы колонны Траяна — ярчайший пример римского скульптурного жанра повествовательного исторического рельефа. Их тема — победоносные походы на даков. В изображениях, выполненных с исторической точностью, подчеркивается мощь римского войска; появляются картины охваченных пожарами сражений городов и крепостей; римские военные лагеря; аллегорические фигуры Ночи, Дуная и т. п. Изображение самого Траяна помещено на колонне около 90 раз. Все фигуры имеют резкие линейные контуры и выполнены в стилизованно-архаической манере. Выразительность их подчеркнута полихромией. Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период правления Адриана, когда школы копиистов, выполнявших работы на основе греческих оригиналов, были особенно многочисленны. Однако копии уже не были точными, прилежными подражаниями; в них проявился дух эпохи, требовавший большей представительности и технической виртуозности.
В искусстве периода Антонинов основное место занимает скульптурный портрет. Главный акцент перенесен на передачу внутреннего облика модели, отражение психологического состояния (портрет императора-философа Марка Аврелия). К этой же эпохе относится широко известный портрет сириянки, соединяющий удивительную психологическую проницательность и лиризм с редким мас-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 872;