АНТИЧНОСТЬ. Первых социологов античности называют социальными фило­софами

Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта —Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.) иАристотель (384 — 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаи­моотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. (Платон за свою рекоменда­цию чуть не поплатился жизнью.) Поскольку в античности "об­щество" и "государство" не различали, то оба понятия употреб­лялись в качестве синонимов.

платон. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Егоглавный тезис правиль­ное государство можно обосновать и построить с помощью на­уки, которая начинает с критического анализа социальных про­блем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напря­женности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим де­лом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граж­дан, сословий, классов (социальное разделение).Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса',высший, со­стоящий из мудрецов, управляющих государством;средний,включающий воинов (видимо, и в древности военно-промыш­ленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка;низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

В современном обществе высший класс наделен огромны­ми привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от об­щества, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы людей), но обязал регулярно проходить специальную подготовку и отбор — своеобразную ротацию кадров. Элита не элита, если она не зна­ет литературы, музыки, философии и математики. К управле­нию следовало допускать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекослов­но командовать.

Зная, что общество начинает гнить с головы, Платон требо­вал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет — основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя, как они. Это социальная аксиома. Отсю­да вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах "социоло­гическая теория" правильного государства Платона, где он пы­тается ответить на вопрос всех вопросов: как правительству удер­жаться у власти и получить поддержку населения.

аристотель. У него опорой порядка выступаетсредний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатаяплутократия и лишенный собственностипролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстране­на от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько соб­ственности, а то, как ее используют.

Частная собственность развивает здоровые эгоистические ин­тересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каж­дый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множе­ство потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллектив­ной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При час­тной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Прав­да, чрезмерное неравенство в собственности опасно для госу­дарства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Таковы вкратце основные идеи устройства общества, разви­ваемые двумя великими античными философами. С тех пор про­шло 2500 лет, но многие из них не потеряли для нас своего инте­реса до сих пор.

 








Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 1903;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.