АНТИЧНОСТЬ. Пелена с изображением усопшего, Осириса и Анубиса
Пелена с изображением усопшего, Осириса и Анубиса. Холст, клеевые краски. Середина II в. н. э.
святилищ египетского и греко-римского пантеона; центром, объединявшим элементы разных культур, также являлся гимнасий.
Храмы египетских богов, к культу которых римляне относились весьма терпимо, возводились в античном стиле. Так, на острове Филэ, где, по преданию, родилась богиня Исида, соседствуют ги-постильный храм этой богини с ярко раскрашенными колоннами и римская однопролетная арка; колоннада с пальмовидными капителями, построенная при императорах Августе и Тиберии, и широко известное сооружение, носящее название Киоска Траяна. Он представляет собой античный периптер с короткими колоннами, имевшими пальмовидные капители в египетском стиле (это сооружение служило, по-видимому, парадной пристанью). Тяжеловесный антаблемент Киоска увенчан карнизом египетского типа. Застроенный культовыми и мемориальными сооружениями остров со временем превратился в своеобразный акрополь и по композиции близок типу римского Форума.
Примером римской крепости является фиванс-кая, построенная при Диоклетиане. Однако в ее ансамбль был включен огромный древний храм Амона в Луксоре, построенный в ХУ-ХШ вв. до я а Расположенный вдоль берега Нила храм римляне окружили крепостной стеной с башнями, так что его огромные пилоны стали служить главным входом в лагерь. При этом здание храма делило крепость на две части, где в каждой имелись точно спланированные прямоугольные кварталы с двумя главными улицами (кардо и декуманум). с колоннами и арками на перекрестках. Храм Амона, вопреки обыкновению, был превращен в святилище, посвященное культу императора и римским легионам. Египетские рельефы на стенах были заменены росписью с изображениями легионеров и императора Диоклетиана; в помещении перед изображением императора были установлены четыре колонны излюбленного римлянами коринфского ордера. Однако примеров столь варварского отношения к коренной культуре было немного; в данном же случае перестройка храма объясняется антиримским восстанием, которое произошло в Египте незадолго до этого времени.
Как во времена Птолемеев, т. е. в эллинистический период, так и в эпоху римского владычества Р. Е. и. ярко проявляло себя в сфере скульптуры. Это портретные статуи и маски, рельефы и посвятительные изваяния в катакомбах; надгробные стелы, саркофаги и декоративные рельефы из коптских храмов. Техника скульптуры всегда сохраняла чрезвычайно высокий уровень. Памятники I—IV вв. подразделяются на несколько групп, три из которых можно считать основными: работы в эллинистическо-римском стиле; произведения египетских мастеров, продолжающие древнюю каноническую традицию, и работы, совмещающие стилистику восточного и античного искусства. Особенно многообразна пластика I и II вв. н. э., в которой происходит первичное осмысление античных художественных принципов и создаются произведения, свидетельствующие о чисто античном понимании формы. Работы последующих двух столетий демонстрируют постепенный отход от приемов античности и нарастание роли условности, острого символизма, не менее выразительного, но далекого от эллинистической достоверности. Скульптура рим-ского Египта лучше всего представлена работами александрийских мастеров. Эта школа, одна из сильнейших в эллинистическом мире, оказала явное воздействие на искусство Древнего Рима. Так, стиль рельефов и орнаментального убранства знаменитого Алтаря Мира времен императора Августа (13 г. до н. э.) восходит по стилю к александрийским образцам.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 965;