Римской Африки искусство


 


нально выразительно и тяготеет к передаче чело­веческой индивидуальности. Таковы некоторые из фаюмских портретов. Другое направление, также представленное фаюмскими произведениями, гос­подствовало в Ш-ГУ вв. паи отличалось тенденцией возвращения схематизма и обобщенности, статики, архаической неподвижности, свойственных древним египетским живописным произведениям.

Кроме ритуальных и памятных портретов, еги­петско-эллинистическими мастерами этой эпохи писались и большие пелены, своего рода погре­бальные росписи на ткани, нередко соединявшиеся с портретами на дереве. В таких росписях встреча­лись как изображения умерших, так и прижизнен­ные портреты. Пелены могли расписываться не­сколькими художниками. В манере изображения одежды нередко можно видеть следы влияния ан­тичной живописи. Выполнялись и станковые порт­реты, в том числе групповые. Высокий професси­онализм египетских портретистов проявился и в искусстве миниатюры. Такие изображения вы­полнялись на золоте гравировкой, с использовани­ем фона из цветного стекла, и отличались высоким мастерством исполнения. Римско-египетских порт­ретов сохранилось более семисот; они составляют целую галерею человеческих типов, стилей и ма­нер исполнения.

Замечательные живописные произведения пред­ставляют собой декоративные росписи стен и вы­полненные на папирусе иллюстрации к литера­турным произведениям. Последние нередко имеют непосредственное сходство с помпейскими роспи­сями различных стилей — от первого, изображав­шего обычно облицовку стены, до четвертого, для которого характерна причудливая фантастичность и изысканная сложность композиции (см. Помпейс-кий стиль). Но встречаются и росписи в виде жи­вописных фризов, в которых римская живописная техника сочетается с египетской тематикой и ха­рактером композиции (гробницы римского времени близ Гермополиса Магна). Особую область Р. Е. и. составляет изготовление художественных тканей с изображением людей, животных, многофигурных сцен. Такие ткани, по технологии представляющие собой подобие гобелена, использовались для одея­ний и драпировок в интерьере. Египетские ткани всегда славились у соседних народов, теперь же они стали одним из основных объектов экспорта. Мастера выполняли изображения на тканях по жи­вописным оригиналам, в которых используется светотень, сложные позы, индивидуальные порт­ретные изображения. Очень популярны мифологи­ческие темы и образы, особенно персонификации римских и греческих божеств, а также дионисийс-кие персонажи. Живопись Египта представляет ог-


ромную научную ценность, поскольку процветав­шая в Греции и Риме станковая живопись почти не сохранилась, и памятники Р. Е. и. являются ее редчайшим примером. С искусством живописи в римском Египте связана мозаика, прекрасные образцы которой создавались и при Птолемеях, и при римлянах. Однако образцов александрийской мозаики сохранилось немного. Их тематика — ха­рактерные для античной мозаики морские сюжеты и персонажи, излюбленные римскими художника­ми эпизоды охоты, различные бытовые сценки, в том числе египетские пейзажи и животные.

Открытие и изучение Р. Е. и. значительно расши­рили представления о границах античного мира. Его история не завершается падением Римской им­перии, ведь именно здесь возникли первые образ­цы христианского искусства. Восточные провинции стали важнейшим источником художественной тра­диции, сложившейся позднее в границах Византий­ского государства, включившего в себя эти области.

Литература:

Павлов В. В. Египетский портрет 1~1У вв. М., 1967.

Чубова А. П., Касперавичюс М. М., Саверкина И. И., Сидо­рова Н. А. Искусство Восточного Средиземноморья 1—[У ве­ков. М., 1985.

Шуринова Р. Коптские ткани. Собрание ГМИИ им. А. С. Пуш­кина. Л., 1967.

РИМСКОЙ АФРИКИ ИСКУССТВО,памятники античной художественной культуры I—V вв. н. э., сохранившиеся на территории североафриканских провинций, входивших в состав Римской империи. Р. А. и., в отличие от европейских провинций, Малой Азии, Греции и самой Италии, хорошо сохранилось. В процессе раскопок были открыты городские комп­лексы, многочисленные статуи, замечательные рим­ские мозаики (особенно на территории Туниса). В состав Римской империи входили все страны Се­вероафриканского побережья: Египет, Ливия, Ту-










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 725;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.