Римского Египта искусство
АНТИЧНОСТв
же стиле воплощены скульптурные портреты императоров, выполненные египетскими мастерами. Их поза, одеяние соответствуют требованиям египетского канона. Лишь в некоторых из этих работ дается намек на характер персонажа (изображения Марка Аврелия, Септимия Севера, Каракаллы).
Кроме статуй и портретов, самостоятельное художественное значение имеют гипсовые изображения для саркофагов, появлявшиеся в римской скульптуре (но в камне, бронзе или терракоте) только в искусстве этрусков. Это своеобразные ритуальные портреты-маски, которые помещали на крышку саркофага или, по римскому обычаю, хранили в атриуме жилого дома. Такие маски, создаваемые мастерами-египтянами, ярко раскрашивались по древним образцам, но точность и дета-лизированность изображения позволяют предполагать влияние искусства римского портрета. К концу Ш в. возрождается старинная древнеегипетская манера обработки скульптурного изображения крупными, гладкими плоскостями. Такие работы нередко выполнялись из распространенного в Египте цветного порфира, более твердого, чем мрамор, и эффектного в полировке, но не дающего возможности пластической детализации. В Риме такой камень использовали главным образом для декоративной отделки. В композиции многих работ этой эпохи также заметно тяготение к предельной обобщенности, напоминающее художественные приемы искусства Древнего царства. Появляются и произведения, близкие к традиционной кубической скульптуре. Однако теперь такие приемы применяются чаще в скульптурных группах. Так трактованы фигуры четырех сыновей Константина Великого (их также называют Тетрархами). Это скульптурный портрет четырех соправителей — Диоклетиана, Максимиана, Констанция и Галерия. Принципы античного искусства продолжают сохраняться в надгробных памятниках римлян Ш-ГУ вв. н а, хотя в таких изображениях преобладает не портретное сходство, а типизированность образа. Совершенно исчезают черты римского стиля из надгробных стел египтян. Существует предположение, что относительный застой в этой области объясняется увлечением профессиональных скульпторов образами и жанрами новой художественной культуры, связанной с расцветом в Египте христианства. В IV в. строят много христианских церквей, а египетские христиане-копты украшают свои храмы декоративными рельефами, помещенными на фронтонах и капителях колонн. Многие сюжеты в этих рельефах заимствованы из античной мифологии. Но в них уже ощущаются признаки нового стиля, положенного в основу коптского искусства. В IV в. появляются памятники, уже полностью отрицающие ан-
тичную эстетику. Мифологические сюжеты и сгразы здесь превращены в чисто декоративны;":, ~~-чти орнаментальный мотив.
В Р. Е. и. значительное место занимала живопись Сохранились фрагменты монументальных храмовых росписей, портреты, мозаичные композиции; известно, что создавались станковые картины. Выдающееся явление в культуре Египта эллинистической и римской эпохи — знаменитые фаюмские портреты, возникшие как оригинальный итог синтеза двух самостоятельных и ярких культур. В них соединяются черты ритуального искусства египтян, тесно связанного с погребальным культом (портреты в своем большинстве предназначались для погребений), и неподражаемого в своей реалистической достоверности римского портрета. Однако если в Риме и западных провинциях это мастерство ярче проявило себя в портрете скульптурном, то Р. Е. и. — пример соединения римской художественной традиции с блестящей техникой египетских живописцев. Многие из фаюмских шедевров выполнены художниками, прошедшими, по-видимому, эллинистическую школу.
Нил. Коптская ткань. IV в. н. э |
В развитии египетской живописи римского периода выделяют два основных стилевых направления. Одно, расцветшее в I—П вв. н а, связано с эллинистическим искусством и широко использует светотеневую нюансировку, анатомическую точность и детализированность изображения; оно эмоцио-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 777;