Тетрархи. Порфир. IV в. н. э.
Важнейшее место в пластике первого столетия н. э. в Египте занимали статуи, изображающие египетские и античные божества. Особенно популярен образ Сераписа, статуи которого найдены в разных районах Египта, и Исиды, игравшей в пантеоне этой эпохи роль универсального женского божества, матери природы и владычицы всех стихий. Складывается новый канон ее изображений: богиня предстает в виде молодой женщины в хитоне с традиционным «узлом Исиды» на груди, заставляющим вспомнить о постоянном атрибуте Афины — эгиде из козьей шкуры. При этом Исида
изображалась с солнечным диском на голове, что было данью древнеегипетской иконографии. Традиционные мифологические мотивы, связанные с этими божествами, получают аллегорическое истолкование: так, в другой работе Исида в качестве божества Нила возлежит в позе, в которой изображали аллегорическую фигуру Нила — не бога, а только олицетворения реки. По тем же причинам Анубис и Гор, самые почитаемые из египетских божеств после Осириса, могли быть изображены в виде римских легионеров, но с головами шакала и сокола соответственно. Кроме Сераписа, изображались и другие, совершенно новые, божества, синкретические по своему характеру, например Германубис, культ которого был популярен в Александрии. Он изображался в виде молодого атлета с пальмовой ветвью и атрибутами, которые обычно соответствовали богу Серапису.
Эти неожиданные образы вовсе не были плодом творчества только местных художников. В поздне-классическую эпоху в Александрии работали многие прославленные греческие мастера, например сыновья и ученики Праксителя, Фимарх и Кефисо-дот. Их произведения, без сомнения, не только изучались, но и копировались в александрийских мастерских. Портретных работ в египетской скульптуре римской эпохи сохранилось относительно немного. Они стилистически близки произведениям периода поздней республики (портрет Юлия Цезаря) или, что является гораздо большей редкостью, представляют римских владык в образе и с атрибутами египетских фараонов (гранитный портрет Октавиана Августа, I в., выполненный в духе египетского канона).
В Р. Е. и. с равной естественностью развивались как греко-эллинистическая, так и римская манеры; причем эти школы отличает не конфронтация, а сосуществование. Примером эллинистической бронзовой скульптуры является бюст императора Адриана из Дендеры с инкрустированными по египетской методике глазами; образцом усвоения традиций римской школы служит мраморная статуя Марка Аврелия в военных доспехах, а также портретная статуя его сына, императора Коммода. Искусство рельефа в данный период сохраняет больше традиционных египетских черт, но тем примечательнее появление в нем отдельных образов и сценок, связанных с античной художественной практикой. Здесь уже чаще встречаются не египетские «вкрапления» в античный по своей пластике и тематике портрет, а, напротив, участие в священных церемониях римских императоров, изображенных в египетской канонической манере в облике фараонов (Траян, поклоняющийся Исиде; Тиберий, подносящий дары египетским богам, и др.). В том
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 962;