Ассирии искусство


 




 


 


Охота на льва. Фрагмент росписи во Дворце наместника Шамшилу в Тель-Борсипе. VIII в. до н. э.


Два ассирийских сановника. Фрагмент росписи из дворца наместника Шамшилу в Тель-Борсипе. VIII в. до н. э.


 


стиль Ассирии изучен главным образом по дворцо­вым памятникам. Ассирийское зодчество примеча­тельно решительным объединением черт светской и храмовой архитектуры Двуречья. Дворцы асси­рийских царей, включенные в регулярную городс­кую планировку, представляли собой мощные ци­тадели, по плану — прямоугольные и возводимые на насыпной платформе. Многочисленные помеще­ния группировались вокруг асимметрично распо­ложенных открытых внутренних дворов. Сами по­мещения, как и храмы, нередко строились и по типу хеттско-хурритского бит-хилани или сочета­ли в своей планировке признаки различных типов. Парадные арочные ворота-порталы, обращенные к лежащему ниже городу, имели сторожевые башни с монументальными фигурами дворцовых духов-хранителей (шеду) в виде крылатых быков или львов с человеческой головой. В IX — начале VIII в. до н. э. шеду были пятиногими: пятая нога для смотрящего на изображение в профиль созда­вала иллюзию шага животного по направлению к зрителю. Как правило, в дворцовые комплексы включались храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, VIII в. до н. э.). Однако они были более легкими по своим пропор­циям, строились в семь ярусов и располагались так, чтобы доминирующим в ансамбле оставался царский дворец.

Дворцовый декор обязательно включал в себя рельефы из алебастра и известняка с изображени-


ями мифологических сцен, эпизодов войны, охоты и придворного быта. Рельефы обычно помещались в нижней части стен, под росписями. Они распола­гались в виде фризов и отличались строгим подчи­нением изображения плоскости, торжественной статичностью и тщательной орнаментальной от­делкой. Ученые допускают, что они создавались по специально подготовленным картонам и, веро­ятно, при их изготовлении художники использова­ли наборы трафаретов рук, ног, голов и т. д. Идея прославления физической мощи героев проявля­лась в тщательной проработке мускулатуры фи­гур, подчеркнутой в их величественной пластике углубленными линиями (дворец Ашшурнасирпала П в Кальху, IX в. до н. а). Детали обычно передава­лись глубоко врезанным рельефом, украшения же более напоминали по технике гравировку.

Повествовательность и стремление к жизненной достоверности усиливаются в рельефных изобра­жениях VIII-VII вв. до н. э. Мастера-ассирийцы старались при этом не перегружать изображение; так, почти во всех композициях эпохи Ашшурна­сирпала отсутствует пейзаж. Примером могут слу­жить и позднейшие рельефы дворца Синнахериба в Ниневии (705-680 гг. до н. а), а также знаменитая «Умирающая львица» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.) — произведение, отме­ченное исключительной экспрессией и достоверно­стью. Ассирийцы, восприняв в искусстве резьбы хеттские традиции, не просто развили их, но и









Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1662;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.