ДРЕВНИЙ восток
в корне изменили технику обработки камня: в монументальных резных фризах из алебастра и тонких каменных плит применяется столь изощренная и детализированная проработка, что эта манера заставляет вспомнить не суровые хеттские скульптуры-монолиты, а скорее изящные шумеро-ва-вилонские резные печати и резьбу по кости.
В А. и. широко представлена монументальная живопись: это прежде всего грандиозные росписи и многоцветные монументальные панно, украшавшие дворцовые стены и ворота. Сохранившиеся росписи дворца царского наместника в Тель-Борси-пе (современный Тель-Ахмар, VIII в. до н. а) стилистически близки рельефам и отличаются плоскостностью и подчеркнуто декоративным характером решения. Изящная графичность росписей во многом близка традициям месопотамских мастеров. В дворцовом декоре применялись также орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича и украшения из металла, в том числе рельефы по металлу (бронзовая обшивка ворот из Балавата, IX в. до н. э.).
Женская голова, т. н. «Мона Лиза» из Нимруда, финикийской работы. Конец VIII в. до н. э. |
Расцвета в эту эпоху достигает также круглая дворцово-храмовая скульптура, тесно связанная с архитектурой. Однако таких памятников немного.
Образцом скульптуры в А. и. является статуя царя Ашшурнасирпала II (IX в. до н. а), отмеченная характерной торжественной неподвижностью и необыкновенно тщательной проработкой деталей одеяния, придающей произведению особую декоративность.
Прикладное искусство этого периода характеризуется разнообразием и высоким уровнем мастерства (глиптика, резьба по кости и дереву, обработка металла). Дворец Ашшурнасирпала в Нимруде, судя по раскопкам, отличался необыкновенным богатством отделки. Резными вставками из слоновой кости украшались не только предметы царской утвари и мебель, но и стены помещений. Примечательно, что и здесь А. и. проявляет свою «синтезирующую» природу: даже те сцены в резных композициях, которые являются чисто ассирийскими по тематике, сочетают приемы мастерства местных и финикийских художников. Великая держава создала традицию, выразившуюся не только в роскоши дворцов, но и в многонациональных мастерских, в свободном сочетании придворного канона и творческого эксперимента, в виртуозном и качественно новом объединении различных локальных традиций под эгидой великой Ассирии.
Литература:
Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г. Искусство Древнего Востока: Памятники мирового искусства. М., 1968. Сер. 1. Вып. 2.
АХЕМЕНИДОВ ЭПОХА,этап развития культуры Древнего Ирана, выработавший собственные каноны и художественные традиции, которые позволяют выделять А. э. в истории искусства по признаку стилевого единства, установившегося в различных видах и жанрах. Иран А. э. представлял собой мощную державу, возникшую в результате разгрома Вавилона и Мидийского царства войсками подчиненной ему Персиды (ее название обусловило название «Персия») и перехода власти к персидской династии Ахеменидов. С V в. до н. э. ахеменидская монархия, сменив Ассирийскую и Вавилонскую державы, стала наследницей древней культуры в Передней Азии и лидером ее культурного развития.
Многоязычная и разнородная по этническому составу держава Ахеменидов выступила в роли очередной исторической «лаборатории» культуры, впитывая и переосмысливая разнообразные традиции множества школ. Черты ассирийского, египетского, вавилонского и греческого искусства оказались не только усвоены ею, но и введены в круг новой и самобытной художественной культуры. Глобальные процессы ассимиляции коснулись не только искусства. Была реформирована система иранской религии: так, главное божество — Аху-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 949;