Ахеменидов эпоха


 
 


Г-11 .


Золотой ритон с изображением крылатого льва. VI в. до н. э.


Крылатые сфинксы с львиным телом и человеческой

головой. Панно из дворцового комплекса в Сузах.

VI в. до н. э.


 


рамазда — получило в изображениях некоторые признаки ассирийского бога Ашшура.

Ведущую роль в художественной культуре Ира­на эпохи Ахеменидов играло зодчество. Первые комплексы дворцов и храмов возводились при Кире II Великом — победителе мидийского царя Астиага. Многие постройки были завершены в пе­риод правления Дария I (522-486 гг. до н. а), когда государство обрело не только сильнейшую ар­мию, но и все признаки военно-аристократической державы. В области архитектуры и изобразитель­ного искусства, как и в других сферах творчества, заметны следы воздействия на местную культуру традиций соседних стран. От Ассирии был вос­принят характер фризовых рельефов, убеди­тельность и тонкая пластическая моделировка человеческих лиц и фигур. Из Мидии в искусство А. э. пришел обычай украшать залы колоннами. Од­нако их традиции и приемы получили новое со­держание, которое во многом объясняется при­дворным, парадным характером создаваемой культуры. Искусство Ирана этой эпохи было при­звано прославлять правителей, и его ярчайшим воплощением стали дворцовые комплексы в Пасар-гадах, Персеполе и Сузах. В комплексе пасаргадских памятников, включающих в себя цитадели, дворцы и мемориальные сооружения, выделяется дворец-храм, некогда украшенный фигурами человекобы-ков, подобных ассирийским, и рельефами, на од-


ном из которых изображен крылатый дух-покрови­тель в эламском одеянии и египетской тройной тиа­ре. Так называемые дворец-резиденция и дворец аудиенций имели оригинальную планировку: в цен­тре постройки находился квадратный зал, крышу которого поддерживало восемь колонн. Зал был ок­ружен со всех сторон открытыми портиками с ко­лоннами, а при входе были возведены две стороже­вые башни. В иранской культуре это наиболее ранний пример т. н. ападаны. К этому же комплек­су относится самое известное здание эпохи — гробница Кира: каменный мавзолей с двускатной крышей на высоком постаменте с лестницей. Идея традиционной иранской гробницы (т. н. целлы) была соединена здесь с типом месопотамского зиккурата.

Точно так же настойчиво утверждал себя прин­цип синтеза и в дворцовом декоре.

Источниками рельефов во дворцах были мидийс-кие, ассирийские, урартские приемы; участие в со­здании искусства А. э. многих народов нередко под­черкивается надписями, где упоминаются мастера разных стран (например, надпись Дария о возведе­нии дворца в Сузах).

Остатки скульптурных панелей в пасаргадских дворцах содержат изображения, напоминающие декор ниневийского дворца Синнахериба. В то же время уже в пасаргадских дворцах имелись изоб­ражения другого типа, более близкие стилю позд­нейшего комплекса Персеполя. Это изображения



' :, '

Пропилеи (парадные ворота) царя Ксеркса в Персеполе с изображением крылатых быков. Первая половина V в. до н. э.









Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1168;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.