Ахеменидов эпоха. самого Кира, его сановников и гвардии — вдохновителей и организаторов новой культуры «мировой империи».
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
самого Кира, его сановников и гвардии — вдохновителей и организаторов новой культуры «мировой империи».
Сформировавшаяся в Пасаргадах школа мастеров, объединившая различные стили, еще ярче проявила себя в Персеполе, художественный комплекс которого начал создаваться ок. 520 г. до н. э. Персеполь (позднее названный так греками, а в древности носивший имя Парса) был возведен на насыпной платформе и окружен оборонительными стенами. Он являлся местом торжественных коронаций и ритуальных празднеств. В соответствии с этим особая роль в нем отведена величественным лестницам, предназначенным для парадных многолюдных процессий, и открытым многоколонным залам (апа-данам). При входе на платформу находилось здание-храм, которое называлось «Ворота всех стран» и охранялось гигантскими каменными фигурами че-ловекобыков. Лестница в два марша, ведущая в церемониальный зал-ападану, была украшена рельефами, изображающими армию «царя царей» и шествие народов, населяющих империю. Сюжеты рельефов, украшающих этот и другие дворцы Пер-сеполя, очень разнообразны: это царские портреты, придворные сцены, мифологические существа и символы. Рельефы имели вставки из бронзы и были ярко раскрашены.
При этом изображения выполнены в духе строгой каноничности и даже статичности (в отличие уг декора ассирийских дворцов). Мастера стараются неукоснительно следовать принципу симметрии з расположении фигур, нередко повторяя сцены в зеркальном воспроизведении.
Архитектурные приемы также канонически закрепляются в искусстве А. э. Тип ападаны становит-:я общепринятым в дворцовом зодчестве: наиболее известна т. н. ападана Дария — Ксеркса в Персеполе (см Ападана). Такой тип парадной залы неоднократно применяется в дворцах ахеменидской эпохи например, он повторен в стоколонном зале Артак-еркса II), и его архитектурный замысел говорит
новом понимании пространства, обращенного к человеку и призванного вызвать у него чувство трепета и восхищения масштабностью и торжественной нарядностью дворца.
Найденные художественные принципы еще ярче взвиты в дворцовом комплексе г. Сузы, выстроен-- м на протяжении У1-1У вв. до н. э. Еще заметнее "ановится чисто декоративная природа изображе--;:л священных и мифологических животных; пыш-—е и богаче становится отделка помещений, в корой изобилует золото. Подчеркнуто декоративны многоцветные панно грандиозной ападаны суз--~ого дворца, изображающие крылатых львов с че-
зеческими головами. Те же особенности отлича-
Эламский гвардеец Артаксеркса II. Изразцовый рельеф из дворца в Сузах. Первая половина VI в. до н. э.
ют и изображения людей: их фигуры лишены объемности и полностью подчинены архитектурным ритмам, превращаясь в своеобразный узор.
Ахеменидский «имперский» стиль, выработанный в Персеполе, распространился чрезвычайно широко, обеспечив узнаваемость и единство художественной культуры на всей территории державы. Он наложил отпечаток и на произведения прикладного искусства: их сюжеты, тематика и ряд стилевых приемов заставляют вспомнить монумен-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1362;