ДРЕВНИЙ восток.
Портретная голова царицы Тии. XIV в. до н. э.
Эхнатон с женой и дочерью. Рельеф. XIV в. до н. э.
в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства А. п. справедливо считаются произведения скульпторов т. н. мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершенными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.
Памятники архитектуры А. п. почти не сохранились; лишь по реконструкциям можно воссоздать облик разрушенного Ахетатона. Судя по всему, он строился по четкому плану, объединявшему дворцовые и храмовые сооружения. Центральным зданием был «дом Атона» — храм, к которому примыкал царский дворец, состоявший из парадных и жилых помещений. Две половины дворцового комплекса соединял трехпролетный мост. В центре крытого перехода находился украшенный проем — «окно явлений», в котором в торжественные дни появлялся фараон с царицей и дочерьми.
А. п. длился всего 17 лет, однако его традиция не была исчерпана и в последующие века. И если в области религиозно-политической вскоре после смерти фараона-реформатора наступил период реставрации культа Амона и власти фиванского жречества, то в области культуры амарнские традиции остались на длительное время, проявив исключительную стойкость. Художественные традиции амарнского искусства повлияли и на культуру
эпохи правления Тутанхамона. Памятники искусства, найденные в его усыпальнице (см. Тутанхамона эпохи памятники), почти без исключения принадлежат по стилю к позднеамарнскому периоду. Некоторые приемы амарнского искусства применены и в ансамбле Рамессеума XIII в. до н. а; сохраняются они в поздний и эллинистический периоды истории Древнего Египта.
Литература:
Матъе М. д. Во времена Нефертити. М.-Л., 1965.
Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.
АПАДАНА,открытый многоколонный зал, являвшийся центром царских покоев Ахеменидского Ирана и типизированный в иранской парадной архитектуре в VI а до е а Наиболее близкими по времени прообразами А являются парадный зал с колоннами в урартской цитадели г. Ирпуни и дворцовые памятники Мидийского царства. Вместе с тем иранская А. уникальна по/своим функциям и замыслу. «Самое блестящее создание иранской архитектуры», А. доминирует над всем дворцовым комплексом и служит местом совершения торжественных церемоний и пышных дворцовых процессий.
Во дворцах Персеполя и Суз к помещению А. вели широкие лестницы, украшенные рельефными изображениями. Огромное квадратное пространство А. перекрывалось мощными кедровыми балками, которые опирались на множество стройных и высоких (до 20 м), широко расставленных колонн. Во дворцах Персеполя эти колонны имели каннелюры и капители в виде быков с позолоченными рогами. Знаменитая А. Дария — Ксеркса име-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 878;