ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. Культура А. п. отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения
Амарнский период
Культура А. п. отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Конечно, власть древней традиции обладала огромной инерцией, и в правление Эхнатона сооружались канонические статуи, служившие для поклонения царю-божеству. И все же новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом в А. п. наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания реалистической достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона,
необычно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции; но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях. Первым примером нового образа стали пограничные стелы с рельефами близ Ахетатона.
Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном (см. Канон древнеегипетский). Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии Стилевая самобытность отличает и амарнские росписи, которые выполнены в соответствии с новым каноном. Мягкая живописность и одновременно изысканная стилизованность характерны для изображений дочерей Эхнатона. В эпоху Амарны полихромная роспись уступает место колористической живописи, основанной на изменениях цвета, его гармонии и тонкой нюансировке, а не на контрастном противопоставлении. Интимное лирическое начало проявляется и
Тутмес. Цветной бюст Нефертити. XIV в. до н. э.
Тутмес. Голова Нефертити. XIV в. до н. э.
Дпадана
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 736;