ДРЕВНИЙ ВОСТОК. АККАДА ПЕРИОД,наименование эпохи в истории Шумеро-Аккадского царства, древнейшей цивилизации Двуречья
АККАДА ПЕРИОД,наименование эпохи в истории Шумеро-Аккадского царства, древнейшей цивилизации Двуречья. Аккад (Агаде) — город, а затем и область, которая была крупнейшим центром семитического населения Южной Месопотамии. К середине III тыс. до н. э. началось смешение семитов-аккадцев с шумерами, и к началу II тыс. до н. э. они слились в один аккадский народ. Культура А. п. является одним из этапов развития шумеро-аккадской цивилизации, памятники которой обычно рассматриваются в рамках обширной и сложной вавилоно-ассирийской культуры, определяемой IV—I тыс. до н. э. Самобытность памятников А. п. определяется ролью города и его правителей.
Ок 2300 г. до н а Аккад стал столицей огромной державы царя Саргона Древнего (Аккадского). К этому времени в государстве шумеров становится возможным избрание царей из среды восточных семитов, и царю Саргону выпадает роль первого и крупнейшего объединителя государства. Согласно сложенным впоследствии легендам, Шаррукен (таково было имя, взятое Саргоном при вступлении на престол и означающее «истинный царь») был безродным сиротой, служившим у правителя Киша и ставшим царем по воле полюбившей его богини Иштар (шумерская Инанна). Он основал город, и его название затем перешло на всю северную область Южного Двуречья. Таким образом,
фигура легендарного царя, которого сказание делает также и реформатором многих сторон государственного уклада, явно отмечена следами мифологизации.
Памятники искусства А. п. относятся к XXIII в. до н. э. За исключением глиптики, они достаточно немногочисленны, разрозненны, и их датировка затруднительна. Вместе с тем их отличия от более ранних памятников шумерской культуры очень значительны и в техническом, и в эстетическом отношении. Ярче всего они проявляются в стиле рельефов А. п. Шумерская стела-рельеф середины III тыс. до н. э. представляла собой, как правило, небольшую каменную плиту, изготовленную в честь важного события (победы над врагом, закладки нового храма). Для нее типично членение по горизонтали на фризы с изображенными сценами повествовательного характера, причем фигуры царей или военачальников, в соответствии с древним каноном, всегда выделены размерами.
Такова стела Эанатума, правителя Лагаша (см. Шумерская культура). Все фигуры на ней подчинены плоскости и изображены с соблюдением единого трафарета. Аккадская стела преемника Саргона, царя Нарамсуэна (Нарамсина), со сценами битвы и победы над горным племенем лулубеев — произведение на ту же тему, но его художественные достоинства куда более очевидны. Стела читается
Медная скульптурная голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.
Статуя Гудеа — правителя Лагаша. XXII в. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 732;