Введение. Искусство эллинизма наполняется новыми, неведомыми прежде настроениями и темами
Искусство эллинизма наполняется новыми, неведомыми прежде настроениями и темами. На смену сосредоточенному покою и созерцательности приходит острое чувство эфемерности, текучей изменчивости бытия, и эллинистическое искусство стремится осмыслить драматизм человеческого существования, создавая образы героев и богов, преодолевающих тяжкие испытания. Трагическая мощь эллинистической культуры укоренена уже не столько в древних верованиях, сколько в стремле-шш разгадать пути и судьбы современного мира.
Но годы Великой Греции уже сочтены: наступают времена новых народов и новых античных империй. Величайшей из них становится Древний Рим, прошедший республиканский и имперский этапы. Во все времена Рим оставался примером идеальной империи, а строй жизни и искусство римлян во многом опирались на наследие эллинистической Греции. Но истоки римской культуры в своей глубине оставались иными. Другой была и религиозно-мифологическая система, во многом определивши дух римского мира. Ближайшей по типу к римской была мифология этрусков, таинственного народа, чья культура, расцветшая в VII—V вв. до н. э. (то есть хронологически одновременно с греческой архаикой и классикой), еще ждет своего окончательного описания. Главное в этрусской мифологии и обрядовой практике — сложная система гаданий, прорицаний и предсказаний по молниям, полету птиц, числам. Верования этрусков несколько напоминают религии древних восточных народов: во-первых, в них преобладают низшие божества, демоны и покровители всего и вся в мире, а во-вторых, их пантеон основан на строго выдержанной идее тройственности божеств. В соответствии с этим возникает и «триадная» концепция этрусского храма с тремя основными святилищами. Трое высших небесных владык и трое божеств подземных и по именам, и по функциям напоминают римский мифологический пантеон.
До введения римлянами в свой мифологический мир основных греческих богов они поклоняются многим божествам, господствующим над природой и всей деятельностью человека. Шесть из них — божества, опекающие земледелие на всех его этапах: от вспашки до жатвы хлебов. Шесть других обеспечивают благополучие семейного очага. Кроме широко известных Януса, хранящего двери дома, Весты, покровительницы очага, а также ларов и
пенатов (добрых духов предков), в этой группе богов есть духи, называемые «гениями». Именно они хранят семью, дом и жизненные силы человека. Как и в мифологии этрусков, здесь заметно родство с восточными системами верований.
Заметим, что эти черты римской религии — ее неопределенность и относительно малая иерархия — стали одной из причин того, что много столетий спустя в римский пантеон стали с такой легкостью входить чужеземные божества. Империя нуждалась в объединяющем культе, и римская мифология осваивала поразительно разные религиозные системы: от древневосточных и греческой до новой, доселе нигде еще не восторжествовавшей религии первых христиан. Но до этого пройдут еще столетия. Пока же, на заре их истории, у римлян имеется высшая триада божеств, и, как это ни странно, именно эти боги особенно отличаются от греческих и любых иных. Их роли первоначально не совсем ясны, и они даже не имеют определенного образа. Но постепенно их функции проясняются, и можно предполагать, что выделение этих божеств из числа прочих уже таит в себе зерно будущей римской культуры. Верховным богом становится Юпитер, царь неба, отец богов и владыка людей, вторым по значению — бог войны Марс, третьим же — Квирин, «Марс мира», покровитель римской мощи. Таким образом, уже в древние времена в символике изначальных богов подчеркивается будущая триединая идея римской культуры: ми-ровладычество, военная доблесть и государственная мощь.
В дальнейшем эти боги примут в свой круг несколько греческих олимпийских божеств, и римский культ обретет двенадцать основных персонажей, имеющих соответствия в греческой мифологии. Римское искусство навсегда свяжет себя с идеей победоносного государства под управлением избранных, а затем — под владычеством божественного императора. И самым полным вьфажением этой идеи станет образ римского города-лагеря, сердцем которого является Форум, объединивший в своем грандиозном ансамбле символы политического, военного и государственного могущества.
Так в преемственной связи мифологических систем, в их отголосках через тысячелетия, в их причудливых слияниях определяются образы непохожих и по-разному великих культур Древнего мира, чьи идеи, судьбы и история кристаллизованы в искусстве.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 571;