ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. Благонравов А. А. Материальная часть стрелкового оружия
Благонравов А. А. Материальная часть стрелкового оружия. В 2-х т, Воениздат, 1946.
Богданов И. Р., Груздина Н.Ф., Захваткин С. С.. Старостин К. И. Основания стрелкового оружия. Воениздат, 1953.
Боевой устав горнострелковых подразделений. Воениздат, 1944.
Боевой устав НКВД. Воениздат, 1944 Боевой устав пехоты. Воениздат, 1944.
Жамков Ф. И. Начальная подготовка стрелка-спортсмена. Ц.С. Динамо. Москва, 1979.
Как стать стрелком-спортсменом. Сборник статей ведущих стрелков СССР. ДОСААФ, 1968.
Кириллов М. В. Основания устройства и проектирования стрелкового оружия. Пензенское высшее артиллерийское училище, 1963.
Конспекты лекций снайпера Василия Зайцева.
Листовки инструкции маршала В. Чуйкова.
Материалы фронтовых газет периода Великой Отечественной войны
Основы стрельбы из пехотного оружия. Воениздат, 1946.
Основы стрельбы из стрелкового оружия. Воениздат, 1970.
Отдельные инструкции по снайперскому делу.
Руководство по ремонту 7,62-мм винтовок и карабинов Воениздат, 1958.
Федоров В. Г. Эволюция стрелкового оружия. Воениздат, 1939.
Введение
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хранили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шумеров и ассирийцев создавала нарядную орнаментику храмовых и дворцовых покоев, а союз трех мифов — небесного, земного и загробного — был отражен в многоцветных рукотворных горах — зик-куратах. Еще Геродот с восхищением отзывался об архитектурных сооружениях Ассирии и Вавилона. Но остались и свидетельства важного значения искусства в жизни этих народов, созданные их великими правителями и поэтами. Известно, что исторический Гильгамеш жил приблизительно в XXVII в. до н. а и был верховным жрецом Урука. В эпосе о Гильгамеше — произведении, редчайшем по красоте и одухотворенности, сплетающем вымысел и историческую достоверность, — есть прекрасные строки:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнес Урук огражденный (...)
Осмотри стену, чьи венцы как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащим издревле,
И вступи в Эану, жилище Иштар,
Даже будущий царь не построит такого, —
Поднимись и пройди по стенам Урука,
Обозри основанье, кирпичи ощупай:
Его кирпичи не обожжены ли
И заложены стены не семью ль мудрецами?
Мифология и художественная культура Древнего Египта связаны еще более неразрывно. Основными памятниками, сохранившими древнеегипетскую мифологию, являются различные религиозные тексты: гимны, молитвы, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Это знаменитые «Тексты пирамид» — описания царских погребальных ритуалов, высеченные в глубине усыпальниц Древнего царства, а также «Тексты саркофагов» и знаменитая «Книга мертвых», составлявшаяся до самого конца истории Древнего Египта. В исполнении обрядов и мистерий, описанных здесь, принимали участие не только жрецы, но и сами фараоны, выступавшие от имени богов. Египетская мифология не имеет себе равных в отношении подробнейшей, тщательной разработки погребальных ритуалов и верований Ее сложная система, отличавшаяся необыкновенно продуманной и утонченной символикой, существовала одновременно в нескольких версиях»: в устной традиции, в изобразительном искусстве и в иероглифике, являющейся сочетани-
ем образного языка искусства и рационального языка словесной речи. Комплекс египетских верований довольно отчетливо делится на три группы: это космогонические и природные мифы, в центре которых находится образ Нила — подателя жизни; древняя группа мифов, связанных с поклонением священным животным, и наиболее интересная и самобытная часть мифологии — культ загробной жизни.
Боги, создававшие Вселенную, с течением времени объединились в несколько основных триад. Вокруг каждой из них создавались циклы обрядов и сказаний. Примером может служить фиванская триада (бог солнца Амон, богиня неба Мут, их сын Хонсу, божество Луны) или мемфисская (Птах, создавший мир и все в нем существующее, богиня войны Сехмет и их сын Нефертум, божество растительности). Воплощением земли был во многих египетских номах бог Геб; Нил олицетворялся в образе бога Хапи. Существовали и многие другие боги-демиурги, а древнейшая система происхождения Вселенной отражена в представлениях о девятке верховных богов — Эннеаде, — сложившейся в Гелиополе. Именно здесь оформились и каноны изображения пантеона. Атум, возникший из водного хаоса и несущий свет и жизнь, изображался в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта; его знаком была змея или иероглиф, ее обозначающий. Бог воздуха Шу имел облик человека, стоящего на одном колене, с поднятыми вверх руками, поддерживающими небо. В числе его олицетворений был павиан Богиней влаги, охранительницей от злых демонов, считалась Тефнут, изображавшаяся в виде львицы. Образ Геба напоминал Атума, однако животным этого божества была утка. Богиня Нут, «небесная корова», ежедневно рождала бога солнца Ра после его еженощной борьбы с тьмой. Она имела вид женщины с вытянутыми вверх руками или опирающейся ногами и руками о землю, подобно небесному своду.
Если Атум, Шу, Нут и Тефнут воплощали разделение мировых стихий и собственно устройство Вселенной, то Осирис, Исида и Сет ведали круговращением жизни на земле, свершением судеб и царской властью. Наиболее сложными и универсальными были функции Осириса, изображения которого чрезвычайно многообразны. Бог умирающей и воскресающей природы, он был одновременно и богом мертвых, царем загробного мира, вершившим суд над умершими. Его изображали в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, или человека, сидящего среди побегов винограда. Два основных его символа — священный столп джед (дерево или связка тростника) и ячменное зерно. Возрождающая мощь его столь велика, что
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 759;