Аккада период
Статуя Гудеа — правителя Лагаша. Голова. XXII в. до н. э.
Стела царя Нарам-Суэна. Конец III тыс. до н. э.
снизу вверх, но в ней нет условного членения на фризы-регистры; композиция ее с центром в левом верхнем углу плиты динамична; изображение царя, хотя и увеличено по сравнению с остальными, исполнено движения и выразительности. Фигуры пластичны и пропорциональны, в композиции мастерски сочетаются пустые плоскости и фрагменты, тесно заполненные изображениями воинов. Большую редкость для шумеро-аккадского искусства представляет введение в эту триумфальную стелу пейзажа.
Сходны по стилю и стела Шаррукена, отмеченная пластической смелостью в изображении человеческого тела, и печати А. п. с их разнообразием сюжетов, взятых из мифологии и фольклорных преданий.
К числу шедевров культуры А. п. относятся и немногочисленные скульптурные головы, достаточно точно передающие этнический тип и, вероятно, при всей обобщенности и идеализированности наделенные портретным сходством. Особенной художественной удачей является знаменитая скульптурная голова Саргона Древнего, выполненная из меди. Индивидуальный по своим чертам, отличающийся тонкой моделировкой профиля, тугих завитков бороды, глаз (прежде инкрустированных), в портрете правителя Аккада ярко воплощаются в себе качества волевого и мужественного характера.
Именно в эту эпоху сложился облик излюбленного героя шумеро-аккадской мифологии Гильга-
меша, и отголоски сказаний об этом воине, мудреце и полубоге угадываются во многих образах пластического искусства.
Архитектура А. п. изучена несколько меньше и сохранилась лишь частично. О высоком уровне строительства свидетельствуют остатки дворцового комплекса Эшнунны (совр. Тель-Асмар). Ок 2200 г. до н э. Аккад был покорен полукочевыми племенами гу-тиев и утратил свое доминирующее значение, после чего центром Южной Месопотамии стал Вавилон. Однако традиции культуры А. п., особенно в области скульптуры, сохранили свою жизненную силу, и в позднейших памятниках ощущается тенденция к передаче портретной индивидуальности и тонкой пластической проработке материала. Аккадские традиции воздействовали на стиль, в котором выполнены многочисленные статуи правителя г. Лагаша — Гудеа (XXII в. до н а). Эти скульптурные портреты, несмотря на относительно небольшие размеры, отмечены почти неведомой доселе монументальностью. Они выполнены из твердого привозного камня диорита, но тщательно отшлифованы и отличаются филигранной работой. В портретах переданы не только характерные черты лица, но и возрастные признаки. Возможно, при дворе правителя работали мастера-аккадцы, наряду с шумерийцами, но симптоматично, что все лучшие скульптурные работы этой эпохи выполнены в аккадской манере.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 920;