ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. гуманистических представлений, напоминающих порою критерии искусства древних греков.
гуманистических представлений, напоминающих порою критерии искусства древних греков.
И все же от начала и до конца истории древневосточных царств в их искусстве сохранялись главные качества: насыщенный символизм и отрешенная, самодовлеющая созерцательность.
Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете быстро меняющейся истории эллинства, его городов, военных походов, воспетых историей правителей и поэтов. Греческая история гораздо более подвижна, изменчива, нежели история Древнего Востока, словно покоящаяся в остановившемся времени и с наибольшей художественной силой воплощающая в своем искусстве именно образы незыблемой вечности. Афродита, Геракл, Дионис, привычно соседствующие в олимпийском пантеоне, относятся к различным периодам развития греческой мифологии: так, Афродита рождается задолго до поколения олимпийцев, во время создания первичных космических стихий. Образ Геракла возник в эпоху героики, значительно позже, чем миры о старших олимпийцах. Наконец, Дионис, один из древнейших богов, чей культ установился еще в VII в до н. э., обретает всю полноту и многогранность своего образа и ритуалов уже на исходе классической эпохи, когда древние верования становятся почвой для всеобъемлющих философских поисков.
Согласно ранней греческой мифологии, красота мира создается в жестокой борьбе с царством до-олимпийских владык: древних чудовищ и демонов. Правда, и сами архаические персонажи полны своеобразного величия, чудовищного и причудливого в своих нескончаемых превращениях. «Ужас и красота царят в «Теогонии» Гесиода», — замечает выдающийся отечественный ученый А. Ф. Лосев. И в самом деле, в искусстве Древнего Крита с его легендами о лабиринте, играми с дикими быками и сказочной прихотливостью царских дворцов еще ощущается веяние архаических сказаний. Но греческая мифология в ее наиболее развитом, классическом виде представляет собой отнюдь не повествования о зооморфных божествах или сказания о разделении стихий, но героический тип мифа, для которого высшим законом бытия и мерилом красоты является совершенный, благоустроенный Космос. Он подобен греческому полису и подчиняется совету и власти мудрых старейшин, чья усердная работа вытеснила на периферию мироздания последние следы хаотических сил. Поколение за поколением старшие и младшие боги Олимпа придавали Космосу все более гармоничный и прекрасный облик; на смену череде бесконтрольных порождений древней Геи — чудовищам и сторуким великанам —
пришли первые воплощения разумного и благого устройства бытия: боги светил и времен суток, семьи, возделанной земли, прорицаний и песнопений, памяти и мысли. Такой Космос именуется теперь «благозаконным», ибо и сам закон его достоин любования. Всякие нарушения закона людьми или богами вызывают из темного Тартара тени прошлого: карающих чудовищ или ужасные несчастья, которые обрушиваются на виновный город и его народ до тех пор, пока закон не будет вновь восстановлен.
Человек, если он правильно воспитан, в греческой классической культуре называется калокага-тийным, то есть «прекрасноблагим». Его тело доведено до совершенства атлетикой, а душа — мусическими искусствами: триединством поэзии, музыки, танца. Красота его, телесная и духовная, есть красота перед лицом общины, судьбы и божественных законов Космоса. Недаром, по мнению Платона, устройство Космоса и его высшие тайны открываются душе после смерти, перед очередным возвращением в смертное тело, и, воплотившись вновь, душа сквозь пелену земного зрения припоминает красу и тайну, которые довелось ей увидеть в волшебном полете за гранью мироздания. В мире зрелой греческой мифологии все подчинено любованию соразмерностью, согласованной во всех своих элементах. Среди греческих понятий, обозначающих правильно устроенный мир, есть и понятие «эвритмия», то есть правильная соотнесенность во всем. Таков Космос, но таков же и совершенный полис, а самое главное, таков идеальный человек.
Греческое искусство в пору своего расцвета также подчиняется прежде всего идеалу гармонии и соразмерности. Его высшим воплощением становится греческий храм с точнейшим и вдохновенным подчинением всех частей целого единому замыслу. Он пронизан спокойным величием, а родившаяся в греческом зодчестве система ордеров сама по себе является выражением целостности как соответствия, меры и согласия. Подобная же мысль подвигает Поликлета на создание «Канона» — учения об идеальных пропорциях человеческого тела. Внутренние изменения греческой мифологии, отразившиеся в искусстве, происходят лишь в элли-нистическо-римский период, в эпоху смены полисной культуры появлением, мощным расцветом и стремительной гибелью античных империй. В это время стройная система олимпийской религии сменяется новыми и новыми союзами греческих мифов и обрядов с культами завоеванных восточных народов. Так, происходит отождествление малоазийско-го бога Сераписа с Зевсом, а египетской Исиды — с богиней Деметрой; фригийский культ Кибелы — матери земли — в глазах греков Пергама становится продолжением культов Афродиты и Артемиды.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 592;