Введение. к имени умершего царя, а позднее и каждого египтянина при погребальных обрядах неизменно добавлялось имя Осирис.
к имени умершего царя, а позднее и каждого египтянина при погребальных обрядах неизменно добавлялось имя Осирис.
Исида, супруга Осириса, являлась божеством плодородия, материнства и супружеской верности. Она была богиней-целительницей, покровительницей рожениц и повелительницей злаков. Таким образом, рождение и смерть человека были прочно связаны в представлениях египтян с расцветом и угасанием природы. Исида выступает также как владычица моря и божество, определяющее судьбу новорожденных царей. Изображалась Исида в виде соколицы (женщины с крыльями), в виде коровы или женщины с рогами и солнечным диском между ними. Кроме того, Исида нередко предстает в облике матери с младенцем на руках.
Сет, бог палящей пустыни страшное божество злой силы, был убийцей своего брата Осириса и олицетворял разрушительное начало. Однако при этом Сет не только не посягал на власть фараона, но и оставался одним из покровителей царского дома. Сет — божество, тесно связанное с египетским культом животных, и в число его знаков входили изображения осла, свиньи, антилопы, жирафа. Последняя из гелиопольской девятки, Нефтида, супруга Сета и сестра Исиды, является покровительницей семьи и предстает в образе женщины, увенчанной короной в виде дворца. Вплоть до эпохи Нового царства древнеегипетские святилища закладывались согласно Книге основания храмов, посвященных богам Эннеады.
Египетская мифология преодолевает долгий путь от поклонения животным до возникновения сложнейшего смыслового целого, доступного во всех деталях лишь посвященным. Но даже после создания единого пантеона культ священных животных не был забыт египетской мифологией: напротив, он вошел в культ фараона, обогатив его новым смыслом. До конца истории Древнего Египта во время обряда хеб-сед (тридцатилетие царя и возрождение его жизненной силы) к одежде фараона сзади прикреплялся бычий хвост. Этот пример, как и многие другие, указывает на замечательное качество, в наибольшей степени присущее египетской мифологии среди мировых мифологических систем. Ни одна деталь, ни один образ из древнейших времен в ней не исчезают бесследно, не переосмысливаются кардинально, но входят в основное сказание и систему образов в качестве дополнительного знака, порою предельно обобщенного, но придающего мифологии удивительную смысловую глубину и многогранность. Египетская культура была наделена в этом отношении особой рациональностью.
Именно на основе смысловых напластований, сложившихся в мифологии, был создан древнееги-
петский изобразительный канон. Египетским мастерам — резчикам, скульпторам, живописцам — удалось создать строгие правила изображения, объединявшие детали образа, композицию, типы художественной техники вплоть до отдельных приемов. Изобразительный ряд увенчивала система иероглифических знаков; высшим же объединяющим началом, придававшим канону цельность, служили математика и учение о пропорциях.
Тесная связь мифологии и искусства засвидетельствована во многих литературных произведениях, однако наиболее выразительны древнеегипетские надписи о строительстве храмов. По случаю воздвижения третьего пилона в Карнакс-ком храме Амона-Ра был записан следующий текст: «Повторил царь памятник Амону: сооружение ему врат весьма больших перед лицом Амона-Ра, владыки престолов Обеих Земель, (врат) целиком обитых золотом, на которых образ бога в виде барана, выложенный лазоревым камнем настоящим, обитый золотом и выложенный каменьями многочисленными, причем никогда не совершалось подобного; пол украшен серебром, пред лицом (врат) стелы из лазоревого камня — одна на каждой стороне; пилон приближен к выси, подобно четырем столбам неба; мачты восходят в небо, обитые белым золотом».
Казалось бы, месопотамское и египетское искусство, при всем различии картин мира этих народов, объединяет необычайная декоративность и пристрастие к созданию гигантских культовых сооружений. Но египетские верования и представления о мире исполнены гораздо большей одухотворенности и мистицизма. Различен и тип храмовых зданий: торжественно-светский у народов Двуречья и сумрачно таинственный, погруженный в созерцание потустороннего царства у египтян. Тайна и величие соединяют образы и знаки многочисленных египетских богов. Однако эта стройная система, это выверенное равновесие стихий, царствующих во Вселенной, было однажды нарушено. В эпоху Нового царства у фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) возникла идея реформирования египетской религии. Культ Атона, бога солнца, должен был отныне заменить культы всех старых богов, в том числе и верховного — Амона-Ра. Ни народ, ни жречество не поддержали фараона-реформатора, и после его смерти в Египте были восстановлены прежние культы. Но искусство и литература амарнской эпохи (Эль-Амарна — современное название столицы Эхнатона) впервые, хотя и ненадолго, внесли новые черты в египетское религиозное искусство. Новыми были непосредственность и реалистичность изображения фараона и его семьи; попытки ввести в официальное искусство элементы
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 520;