I. Особенности римской культуры н основные этапы ее развития
Античный период в истории римской культуры начинается с VIIIв. до н. э. — со времени основания на территории Апеннинского полуострова первых греческих городов-колоний и установления тесных контактов между этрусскими племенами, жившими = южной и центральной частях полуострова, и греками. Концом античного периода считают дату падения Западной Римской империи — 476 год, когда был лишен власти последний римский император Ромул-Августул. В Восточной части империи античный период заканчивается с приходом к власти императора Юстиниана в 327 г. Таким образом, античный период в Риме продолжался около 13 столетий. Понятия «Рим», «римская культура» охватывают не только историю и археологию города Рима, но и археологию племен, населявших территории Апеннинского полуострова, а позднее и все земли, включенные в состав обширной Римской империи от Британии до Аравии и от Северной Африки до Ирана.
Основные этапы развития римской культуры: царский период
(754—510 гг. до н. э.); период Республики (510 — 31гг. до н.э.); империя [с 31 г. до н. э.— (битвы при Акциуме и победы Октавиана) до IIIв. н. э.]; позднеримский период (с конца IIIв. до конца античного периода).
Важнейшие события, повлиявшие на развитие римской культуры: этрусское влияние в VII — VI вв. до н. э.; завоевание Италии, присоединение Сицилии и Сардинии в III в. до н. э.; завоевание Испании, Македонии, Греции и присоединение Пергамского царства во II в. до н. э.; покорение Галлии и завоевание восточных государств — Понтийского царства, Сирии, Нумидии, Египта в I в. до н. э.; присоединение Германии, Иллирии, Британии, а позднее, при императоре Траяне, — Аравии, Месопотамии и Дакии. Превращение в римские провинции Греции и восточных государств с их высокоразвитыми цивилизациями оказало большое влияние на формирование синкретической римской культуры и на экономическое развитие Римского государства. Из завоеванных земель поступали рабы, и в Рим стекались огромные богатства, получаемые в результате прямого грабежа покоренных территорий, обложения их населения прямыми и косвенными налогами. В новых провинциях основывали колонии ветеранов и многочисленные города.
Этруски. Этрурией называлась область в Средней Италии между реками Арно и Тибр. Именно здесь располагались 12 этрусских городов, объединенных в союз. Греки называли жителей этой области тирренами. До возвышения Рима влияние этрусков распространялось на большую часть территории Апеннинского полуострова. Происхождение этрусков до сих пор неясно. Геродот сообщает, что они были выходцами из Малой Азии, Гелланик Митиленский считал их пелазгами — древнейшими обитателями Греции, Дионисий Галикарнасский видел в них автохтонное население Италии, а Тит Ливии говорил об их родстве с альпийскими ретами. От этрусков римляне заимствовали обычай гаданий по полету птиц и по внутренностям животных. Этрусское происхождение имеют Сивиллины книги, хранимые римлянами, гладиаторские бои, которые были частью погребального обряда, обычай снимать маски с умерших и выносить их во время погребальной церемонии, тип атриумного дома и храм с тремя целлами. От этрусков к римлянам пришли также символы царской власти — связки прутьев со вложенными в них топорами, которые слуги несли впереди царя, а также тога с пурпурной каймой и курульное кресло.
Этруски испытали сильное влияние греческой культуры через греческие города, основанные в Италии с VIII по VI в. до н. э. На территории Средней Италии в VIII в. до н. э. греками была основана колония Кумы, помещавшаяся сначала на острове Питекусса, затем на материке, а также города Нола, Абелла и др. В Южной Италии греки основали Тарент, Локры, Сибарис, в Сицилии — Наксос, Леонтины, Сиракузы, Мессану и Акрагант. Некоторые из этих городов в свою очередь положили начало новым колониям в Италии и Сицилии.
У греков этруски заимствовали алфавит и ряд верований, элементы искусства, архитектурные ордера. До V в. до н. э. они пользовались монетами греческих полисов, затем начали чеканить свою по греческим образцам. Города этрусков были расположены обыч-
но в 6—7 км от моря на высоких плато. Они были обнесены стенами, правильно распланированы, состояли в значительной части из каменных построек. Этрусские города являлись самостоятельными городами-государствами и управлялись царями, а позднее — выборными магистратами. 12 городов составляли федерацию, продлившую единую внешнюю политику. Наиболее известные-этрусские города: Тарквиний, Цэре, Вейи, Ветулония, Пизы. Раскопки этрусского города Марцаботто (в 24 км южнее Болоньи), существовавшего с конца VI до начала IV в. до н. э., выявили регулярно планировку с прямоугольными жилыми кварталами, образованными пересекающимися под прямыми углами улицами. Главные улицы имели ширину 15 м, приподнятые тротуары, отдельно выступающие камни на проезжей части позволяли переходить улицу при сильном дожде. Вдоль улиц тянулись открытые водостоки, которые на перекрестках были перекрыты большими плитами. Вода подводилась по подземным каналам. Дома из сырца и дерева возводились на каменных основаниях. Храмы и алтари располагались на изолированном холме — акрополе.
Этруски обладали сильным флотом, соперничая на море с греками и карфагенянами. Знамениты этрусские гробницы, раскопки которых проводились уже в XV в. Среди них есть монументальные сооружения типа курганов, обложенных у основания камнями с подземными склепами, в которые ведут длинные коридоры-дромосы. Некоторые из них, как, например, гробница семьи Волумниев в Перузии, воспроизводят в камне интерьер богатого дома IV в. до н. э. с мебелью, украшениями стен, утварью. Иногда гробница имитирует спальню с примыкающими к ней помещениями и утварью, как, например, гробница «расписных рельефов» в Цере.
Многочисленные фрески, покрывавшие стены гробниц, и инвентарь могил дают обильный материал для изучения быта, религиозных культов и искусства этрусков.
§ 2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство играло важнейшую роль в экономике Римского государства на всем протяжении его истории. Об уровне его развития и об агротехнике можно судить по сочинениям римских агрономов Катона (II в. до н. э.), Варрона (I в. до н. э.), Колумеллы и Плиния Старшего (I в. н. э.). Данные о сельском хозяйстве имеются в поэме Вергилия «Георгики» (I в. до и. э.) и в ряде сочинений других, более поздних авторов. Важнейшие материалы дают археологические раскопки сельских вилл, где находят орудия труда, винодельни, прессы для выжимания оливкового масла, зерна и плоды растений, а также различные сосуды для хранения сельскохозяйственных продуктов. Внешний вид сельскохозяйственных усадеб, садов, виноградников, состав стада и виды домашних птиц, а также типы сельскохозяйственных орудий сохранили нам памятники изобразительного искусства: мозаичные
панно из Северной Африки, помпейские фрески и различные рельефы, в том числе надгробия и саркофаги.
Организация сельского хозяйства не была одинаковой в течение всей истории Римского государства, различалась она и для отдельных частей империи. На территории Италии первоначально землей владели сельские общины. Постепенно земля переходит в частную собственность земледельцев, а в дальнейшем происходит концентрация земли в руках крупных землевладельцев, которые сдают ее в аренду либо организуют крупные латифундии. В рабовладельческих поместьях землю обрабатывали рабы под присмотром виликов. На участках арендаторов могли работать также наемные рабочие-батраки. В эпоху империи распространяется колонат. Колоны — прикрепленные к земле рабы — вели свое хозяйство и получали часть урожая. На территории провинций роль рабского труда в сельском хозяйстве была различной. Во многих провинциях сельскохозяйственная община и общинное землевладение сохранялись вплоть до позднеантичного времени. Но вместе с тем там, например в Галлии и в дунайских провинциях, существовали крупные рабовладельческие латифундии, а также средние и мелкие хозяйства ветеранов, где работало небольшое количество рабов.
Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами были полба и ячмень. Пшеница получает массовое признание после II в. до н. э., что может быть связано с завоеванием Греции. Наоборот, рожь как культуру греки не знали, тогда как в Италии она культивировалась с I в. до н. э. В это же время распространяется овес. Кроме того, среди культивируемых римлянами растений было просо, лен, кунжут, бобовые. Урожаи пшеницы не были одинаковыми. Плиний особо выделяет Африку, где урожай достигал сам-150, и Сицилию, где собирали в 100 раз больше посеянного (сам-100). Варрон называет для Италии урожай сам-10, а Колумелла — сам-4.
Сельскохозяйственные орудияпочти не отличались от греческих. Сохранилась бронзовая статуэтка VI в. до н. э. из Ареццо (рис. 43, 1), воспроизводящая пахаря с мулом, который тянет небольшое деревянное орудие, напоминающее по своей конструкции больше соху, чем рало. Оно, по-видимому, цельнодеревянное и состоит из заостренного ствола дерева, на который надет металлический наконечник, большого сука, выполняющего роль дышла, и приставной рукоятки.
Другая статуэтка из Чивита Кастелляна дает представление о рале с горизонтальным полозом, сделанным из ствола дерева, на который надет металлический наральник. Вместе с тем на мозаиках из Северной Африки, на надгробиях и на рельефе этрусской ситулы — металлического ведерковидного сосуда конца VI — начала V в. до н. э. из Чертозы — изображены рала, аналогичные греческим с горизонтальным полозом. Плиний сообщает, что в галльской Реции к ралу добавили два колеса. Это сделало рало более подвижным, облегчило пахоту каменистых почв, позволив обходить камни. Из сочинения Плиния мы узнаем и о втором усовершен-
ствовании сельскохозяйственных орудий — об изобретении жатки. Она имела вид тележки на колесах. Вместо передней стенки помещался нож с зубьями, укреплявшийся на высоте стебля. Бык двигал тележку вперед, нож срезал колосья, которые падали внутрь тележки (рис. 43, 2). Такая жатка была изображена на одном из рельефов, от которого уцелел лишь фрагмент. Но эти изобретения, связанные с крупными галльскими латифундиями, по-видимому, широкого применения не имели. Землю по-прежнему рыхлили кирками, двузубыми и лопатовидными тяжелыми мотыгами. Для разбивания комков земли применяли также бороны. Молотили с помощью цепов или прогоняли скот по колосьям. Известны железные лопаты и железные наконечники для деревянных лопат.
При уборке урожая в основном пользовались железными серпами, по форме напоминавшими современные. Кроме того, существовали крупные серповидные орудия с отогнутыми концами. Колумелла называл их «серп с кольцом». В Галлии употребляли кривую палочку с железной пилкой на конце или «ручной гребень». Для приготовления муки, особенно в мукомольных мастерских, римляне пользовались усовершенствованной мельницей с воронкообразным верхним жерновом, вращать который одному человеку было не под силу (рис. 43, 3).
Так же как и греки, римляне хорошо понимали роль удобрений. Катону было известно значение навоза, бобовых растений и золы в улучшении плодородия почвы. А в период империи римляне умели искусственно создавать почвенный слой и готовить компост. Вергилий (Георгики, I, 194; II, 349) советовал применять искусственное орошение полей и пропитку семян селитрой и черным масличным отстоем. В период Римской империи наметилась специализация отдельных провинций на производстве каких-либо культур. Так, например, в Галлии преобладали зерновые культуры и виноградарство, в Сирии — выращивание олив и производство оливкового масла. В крупных латифундиях Африки культивировали пшеницу, оливы и виноград. В Германии и Галлии было особенно развито скотоводство.
Скотоводство и в других частях государства являлось важной отраслью сельского хозяйства. Варрон считал средним стадо в 100 голов коров.
Основной тягловой силой были волы, но разводили также лошадей, ослов, мулов и лошаков. Варрон сообщает, что отдельные землевладельцы имели стада по 1000 овец или стада свиней в несколько сотен голов.
Птицеводство считалось выгодной статьей дохода. Разводили кур, гусей, уток, голубей, павлинов и дроздов. 'У отдельных хозяев было до 5 тыс. голубей.
Виноградарство и садоводство. Виноградники были обязательной частью сельскохозяйственной усадьбы II в. до н. э. в Италии. Римляне применяли разные способы посадки винограда: в ямы, канавы, с применением дренажей и на сплошь перекопанном поле.
Им были известны и разные способы размножения виноградной лозы (отводками, черенками и прививками) и выращивания разных сортов винограда: с длинной лозой около деревьев, являвшихся опорами, и с короткой, когда виноград рос на кустах, рассаженных в шахматном порядке.
Для приготовления вина виноград давили ногами на специальных площадках, а сок собирали в цистерны. Оставшуюся гущу отжимали с помощью рычажного пресса — большого деревянного бруса длиной 6 — 9 м, один конец которого закрепляли в стене, а к другому прикрепляли каменный груз (рис. 4, /). В I в. до н. э. изобрели винтовой пресс, в котором горизонтальный брус был соединен с вертикальным стрежнем, имевшим нарезку (рис. 4, 3). Большое количество виноделен с несколькими давильными площадками и цистернами раскопаны в городах Северного' Причерноморья (рис. 4, 14, 15), в окрестностях Помпеи и т. д.
Выращивание оливковых деревьев развилось в Италии под влиянием Греции. Некоторые сорта оливок собирали для еды, другие шли для приготовления масла.
Больших успехов достигли римляне в выращивании фруктовых, деревьев: применяли прививки и обрезку деревьев, культивировали некоторые заморские сорта деревьев, умело пересаживали взрослые деревья. Они выращивали винные ягоды, сливы, персики,, айву, гранаты, шелковицу, миндаль, орехи, киму и рябину. Римским агрономам были известны 54 сорта груш и 27 сортов яблок,. разные сорта вишен.
Значительную роль в пищевом рационе римлян играли овощи: лук, капуста, чеснок, репа, брюква, порей, редька, укроп. Выращивали также спаржу и особые сорта очень крупной капусты.
Из промыслов особенно большое развитие получило рыболовство. Рыбу ловили сетями, удочками, ершами. Ее солили в специальных рыбозасолочных цистернах, сушили, готовили из нее различные блюда и делали острый рыбный соус-гарум. Римлянам было знакомо и искусственное разведение рыб в специальных прудах и соединенных с морем водоемах.
Занимались римляне и охотой. Богатые рабовладельцы в своих парках делали загоны для лесных животных: кабанов, оленей, зайцев, диких овец и коз, которых содержали для охоты. Там же разводили пчел, улиток и сонь. В некоторых хозяйствах пчеловодство велось на научной основе. Выводили новые сорта пчел, перевозя их из разных частей империи и скрещивая с местными видами. Одним из промыслов была добыча соли. Натуральную соль добывали из высыхающих летом соляных озер. Однако умели добывать соль и выпариванием. Так, в Западной Италии морскую воду через каналы по желобам направляли в специальные резервуары. При наступлении тепла закрывали шлюзы и прекращали доступ в резервуар воде. Оставшаяся там вода испарялась и соль затвердевала.
§ 3. Ремесло
Ремесло, с точки зрения римлян, не относилось к числу почетных занятий, как, например, военное дело, земледелие или государственые дела. Ремеслом занимались лишь бедные. Первоначально ремесленные мастерские были небольшими. Но с развитием рабовладения увеличивалась и роль рабов в ремесле. Наряду с мелкими ремесленными мастерскими возникают крупные, в которых в основном стали использовать труд рабов. Свободные ремесленники объединялись в коллегии по профессиям. Коллегии имели общие кассы, совместно участвовали в культовых церемониях, имели помещения для собраний, знамя, место для погребений, которые совершали за счет коллегии, иногда даже имели свои школы. Металлургическое ремесло. Особенно высокого уровня достигло бронзолитейное дело и обработка цветных металлов у этрусков. Залежи железной руды имелись на острове Эфалия в Тирренском море. Позднее с ростом территории Римского государства металл стал поступать из Испании, где были богатые залежи железа, меди, серебра и золота. В испанских рудниках штреки делались шире, чаще применяли деревянные крепления с механическими приспособлениями для подъема руды из шахты, для откачивания воды прибегали к водоотливным механизмам.
Плиний сообщает о способе добычи золота методом обрушивания, говоря, что он «превосходит работы самих гигантов». По этому способу в горе устраивают штольни. «Во избежание обвалов во многих местах ставят своды, поддерживающие гору. Встречающиеся твердые скалы преодолевают огнем и кислотами или же чаще прорубают, так как от жары и дыма задыхаются рабочие». День и ночь рабочие на плечах выносят куски породы и в темноте передают их друг другу. По окончании работ столбы сводов подрубают, начиная с внутренних, и гора начинает- проваливаться. «Осевшая гора падает с таким треском, который человеку трудно даже себе представить. Победители среди невообразимого шума и ветра смотрят на руины природы. Но золота еще нет. Ибо когда рыли, то не знали еще, найдут ли его...» Затем развал горы размывают потоками воды из горных рек, для чего устраивают водопроводы; вымытое из земли золото оседает в желобах.
Техника обработки металлов у римлян существенно не отличалась от греческой. Однако римляне чаще применяли золочение серебряных и медных изделий путем амальгамирования, умели изготавливать сталь, совершенствовали кузнечные мехи, наряду со у старой техникой ковки гвоздей стали применять гвоздильные доски. В металлургических мастерских появилась узкая специализация, приведшая к тому, что один предмет часто изготовляли разные люди.
Широкое распространение получило бронзолитейное ремесло. В частности, были очень распространены небольшие бронзовые статуэтки (рис. 44) и бронзовая кухонная и столовая посуда (рис. 62, 3).
Шерстоделательное ремесло. У римлян большое развитие получила обработка шерсти и производство шерстяных тканей. Особенно интересна сукновальная мастерская на улице Меркурия в Помпеях. В ее дворе сохранились фрески, на которых изображены сцены мытья, валяние шерсти, сушка ткани, ее расчесывание и т. д. Мы видим «танец фуллона», отмывающего ногами шерстяную ткань в большом чане (рис. 45, /), других рабочих, моющих ткань в чанах руками, сушильщиков, растягивающих ткань на полусферической сетке (рис. 45, 3), внутри которой ставили сосуд с зажженной серой, ворсовщиков, которые с помощью щетки из чертополоха или из шкуры ежа расчесывают поверхность ткани (рис. 45, 2). Шерстяные ткани мыли щелоком, глиной, мочой. Их окрашивали в разные цвета минеральными красками, гладили под специальными прессами. Изображение такого пресса имеется на помпейской фреске, а в Геркулануме найден подлинный деревянный пресс с вертикальной рамой и с укрепленным в ней винтом, с помощью которого горизонтальная доска передвигалась вверх и вниз и прижимала подложенную под нее ткань (рис. 45, 4).
Гончарное ремесло. Гончарный круг и обжигательные печи были у римлян такими же, как и у греков. Однако у римлян, особенно в императорский период, когда повысилась роль керамики в строительстве, большую роль стал играть обожженный кирпич. Обожженные керамические бруски стали применять для вымосток, керамические плитки — для облицовки стен, возросла потребность в производстве черепиц и керамических труб (рис. 37, //, 12), использовавшихся как для воды, так и для обогревания полов и стен горячим воздухом. Для массового производства этих изделий понадобились гончарные печи больших размеров. Круглые в плане печи IV в. н. э. с диаметром обжигательных камер 4,5 — 4,65 м открыты в Северном Причерноморье — в Пантикапее и Фанагории. Печи прямоугольные II—III вв. с обжигательными камерами около 3,5X3 м обнаружены в Олимпии, Горгиппии и других местах. Вблизи Самирцегетузы, столицы римской провинции Дакии, открыта печь с камерой 4x3,8 м. Однако печи для обжига сосудов обычно были меньших размеров. Иногда их диаметр не превышал 1—2 м. Под обжигательной камеры в печах поддерживался либо центральным столбом, либо продольной стенкой, разделявшей топочную камеру на две части. В больших печах вместо сплошной стенки ставили несколько расположенных по одной линии столбов. Применяли два способа перекрытия обжигательных камер: временное, которое устраивали только на время обжига керамики, и постоянное — сводчатое с вытяжным отверстием. Для облегчения свода и уменьшения его теплопроводности в свод часто вмазывали горшки. Как и в Греции, гончарные мастерские концентрировались в одном, чаще окраинном районе или даже вне стен города.
В римский период изменяются формы массовой гончарной посуды и ее орнаментация. Для этого периода характерна унификация типов массовой столовой посуды. Особенно популярны миски
и чаши разных размеров с вертикальными и округлыми краями, круглые и прямоугольные блюда, тарелки, узкогорлые кувшины, большие кратеровидные сосуды с широким устьем (рис. 46). Их поверхность покрывалась красным лаком. Иногда их украшали рельефными орнаментами, которые наносили разными способами. Одним из способов была так называемая техника «барбатин», когда рельефный узор наносили жидкой глиной с помощью кисточки на поверхность готового к обжигу сосуда. Чаще всего это растительный орнамент в виде ветвей плюща или изогнутых усиков, сочетающихся с точками, реже — изображения птиц и животных. Другим способом создания рельефного узора было оттискивание сосуда в форме, на которой до ее обжига специальными штампами вдавливали изображения различных фигурок — зверей, птиц, эротов, сцены охоты, гирлянды и т. д. При оттискивании в такой форме сосудов изображения на их поверхности получались выпуклыми. Такую керамику с маленькими фигурками, сделанными с помощью штампов, называют terra sigillata от латинского слова sigillum (печать на перстне, маленькая фигурка). Кроме того, рельефные медальоны или отдельные рельефные фигуры могли оттискиваться отдельно и затем прикрепляться к сосуду, например в центр блюда, к стенке кувшина и т. д. Гораздо чаще красно-лаковые сосуды имели гладкие стенки. Иногда на внутренней поверхности в центре чаши вдавливали штампиком клеймо в виде ступни, птицы, животного либо в виде монограммы, надписи с именем хозяина мастерской и др. Некоторые мастерские, изготовлявшие краснолаковую керамику, вывозили свою продукцию в различные концы обширной Римской империи. Так, например, широко известна арретинская керамика, изготовлявшаяся в Аррециуме (Италия). В окрестностях этого города обнаружено около 20 керамических мастерских. Они выпускали посуду, покрытую красной блестящей глазурью, в состав которой входили кремнезем, окись железа и щелочи. Сосуды украшены рельефными фигурками, располагавшимися горизонтальными поясами. Расцвет арретинской керамики относится к эпохе Августа. В качестве клейма ставили имя владельца мастерской или клеймо в виде ступни.
Во второй половине I в. в городе Лезу в Галлии была мастерская, выпускавшая сосуды, покрытые еще более яркой красной глазурью и с более разнообразной орнаментацией. Сосуды изготовляли в формах или прилепляли рельефы отдельно, иногда сосуды орнаментировали насечками и врезными орнаментами. Известны керамические мастерские Пергама, Самоса, а также Паннонии, Германии, Британии и других римских провинций. Однако качество красной глазури арретинских мастерских было лучшим.
Кроме краснолаковой посуды в эпоху Римской империи выпускали посуду, покрытую глазурью — голубой (в мастерских Востока), коричнево-желтой и зеленоватой (в мастерских придунайских провинций), черной (в прирейнских провинциях).
Стеклоделие. В Iв. до н. э. были сделаны важнейшие открытия в области изготовления стекла: научились варить прозрачное,
бесцветное стекло, и изобрели выдувную трубку, благодаря которой можно было быстро выдувать сосуды разных типов и размеров (рис. 47). С помощью форм, в которые выдували стекло, удавалось изготовлять фигурные сосуды в виде плодов, рыб (рис. 16, 6), головы человека, сосуды с рельефной орнаментацией и рельефными надписями (рис. 16, /).
В первой половине I в. прозрачные выдутые сосуды расцвечивали, расписывали эмалевыми красками, стеклянную массу смешивали с цветными стеклянными крошками, которые при нагревании и выдувании стекла превращались в красочные пятна. Затем прозрачное стекло стали окрашивать в синий, желтый, зеленый и фиолетовый цвета. С I в. н. э. дутье стеклянных сосудов производилось уже во всех западных провинциях Римской империи. Дутые сосуды часто богато орнаментировались накладными нитями и напаями из цветного стекла (рис. 16, 7). Иногда к стенке сосуда на тоненьких ножках-припаях прикрепляли выполненные отдельно рельефы. В IV в. н. э. получили распространение сосуды с синими напаями — «глазками». Сосуды в это время уже утрачивают четкость форм, их орнаментация огрубляется и упрощается.
В Италии в I в. н. э. стали выделывать оконные стекла. Жидкую стеклянную массу выливали в деревянные формы, смоченные водой, затем растягивали щипцами, поэтому края оконных стекол были всегда округлены и несколько утолщены. Размеры стекол составляли 30x40 см. Но в Помпеях были найдены бронзовые оконные рамы с остатками стекла размером 100X70 см, 54X72 см и толщиной около 1,3 см.
Деревообрабатывающее ремесло. В Геркулануме сохранилась обуглившаяся мебель и деревянные орудия труда, свидетельствующие о высоком уровне развития столярного ремесла. Столяры широко применяли фанеровку, инкрустации, гнутое дерево и токарный станок, что было известно еще грекам. Имелись специальные мастера-краснодеревцы. Они изготовляли мебель, саркофаги и гробы, колесницы и повозки, а также мелкие бытовые предметы и посуду.
Размах городского строительства, а также строительство военно-инженерных сооружений требовали плотницких работ. Плотники делали межэтажные перекрытия домов, стропила крыш, полы, каркасы для возведения сводов и арок, опалубку для заливки бетона, из которого сооружали стены и своды зданий, леса для строителей, они возводили деревянные мосты, строили палисады и другие деревянные укрепления, забивали сваи при строительстве гаваней, сооружали дома в северных богатых лесом районах.
Мастера по деревообработке требовались и для вооружения армии, создания камнеметных машин, осадных сооружений и подъемных механизмов, изготовления деревянных каркасов для кожаных щитов, рукоятей к копьям, дротикам и штандартам. Масса плотников-судостроителей была занята на постройке военных и торговых кораблей.
Костерезное ремеслобыло близко деревообрабатывающему. Слоновую кость, рога и кости простых животных употребляли для инкрустаций, для изготовления мелких бытовых и туалетных изделий: ложечек, стилей для письма, булавок и шпилек, туалетных коробочек, тессер, игральных косточек, рукояток ножей, обкладок ножей и др. Костерезы пользовались такими же инструментами, чтои столяры, — пилой, долотом, резцом, буравом, а также токарным станком. Некоторые костяные украшения и детали мебели изготовлялись в мебельных мастерских, но существовали и специальные мастерские костерезоз. В них работали ремесленники, как свободные, так и рабы. Имелись и высококвалифицированные мастера, выполнявшие тонкие работы по резьбе или гравировке кости. Однако таких высокохудожественных композиций, как, например, гравированные рисунки на костяных пластинах из курганов Северного Причерноморья V — IV вв. до н. э. (Семибратнего, Куль-Оба, Уташ), или такой тонкой резьбы, как на ритонах из Нисы II в. до н. э., в римский период мы не встречаем.
Каменотесное ремесло.Способы добычи камня и орудия были у римлян в основном такими же, как у греков. Такой же была и техника обработки камня. Хотя каменное строительство в значительной мере уступало место кирпичному, особенно в императорскую эпоху, камень продолжал играть большую роль в строительстве. Применение полуциркульных сводов и арок требовало тонкой пригонки клинчатых каменных блоков, кото'рые укладывали насухо. Каменные, особенно мраморные, плитки, применявшиеся для облицовки кирпичных и бетонных стен, также требовали тщательной подгонки, а их поверхность — полировки.
На высоком уровне стояла художественная резьба по камню: изготовление рельефов, скульптур, надгробных памятников, а также глиптика. Но это были большей частью работы мастеров-художников, а не рядовых ремесленников.
Кожевенное ремесло.Обработка кожи и изготовление из нее предметов вооружения — панцирей, шлемов, щитов, горитов, ножен, ремней, а также различной обуви, конской сбруи и т. п.— требовали большого количества профессионалов-кожевенников.
Хлебопекарное ремесло.Плиний писал, что в Риме не было специальных пекарей хлеба до II в. до н. э. «Квириты сами изготовляли себе хлеб. Это было по преимуществу женское дело...» Катон советовал печь хлеб «под миской». Подробнее об этом написано в поэме, приписываемой Вергилию, о бедном крестьянине Симиле, который, намолов на ручной мельнице муку, просеивает ее, замешивает на воде, солит, раскатывает и' придав хлебу круглую форму, размечает на нем пальцем четыре равные части. После этого он ставит хлеб на очаг и, закрыв миской, засыпает углями. Но к I в. лишь состоятельные люди, имевшие поваров, пекли хлеб дома; горожане, как правило, покупали хлеб в пекарнях. В Пом-пеях найдено около 40 пекарен. Помпейские пекарни, под которые обычно была отведена часть жилого дома, включали помещение щдя трех иличетырех каменных мельниц, конюшни, где стояли ос-
лы, вертевшие мельницы, большую печь, помещение, где было приспособление для размешивания теста и находился большой стол, на котором тесто раскатывали. В пекарне, кроме того, имелись: большая печь, кладовая и помещение для рабов, работавших на мельнице. На фасадной стороне дома находились лавки, где продавали хлеб. Во многих пекарнях найдены обугленные, но хорошо сохранившие форму хлебцы в виде продолговатых булочек, пирожков или круглых ковриг, изображенных на помпейских фресках. На одной из них нарисован булочник-лоточник с корзинками, в которых лежат хлебцы, на другой мы видим сцену раздачи эдилом хлеба беднякам. Известно, что по закону 58 г. до н. э. стали раздавать хлеб нуждающимся. На рельефе гробницы Эврисака конца I в. до н. э. в Риме (рис. 48) можно проследить весь процесс превращения зерна в хлебцы. Мы видим покупку зерна, его размалывание в двух больших муфтовидных мельницах, жернова которых вращают ослы, погоняемые рабами, сцену приготовления теста и формования на столах хлебцев. Хлеб пекли в большой сферовидной печи, готовые булочки складывали в корзины и после взвешивания на весах-коромыслах хлеб поступал в продажу. Самую тяжелую работу в пекарнях по обмолоту зерна выполняли рабы. Ветряных мельниц не было, но водяные были известны уже в начале I в., хотя получили распространение лишь в позднеантичный период.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 6899;