Сельское хозяйство

Для греков дополисной эпохи характерно положительное отно­шение к физическому труду. Герои Гомера не боятся труда. Опи­сывая хозяйство басилея, Гомер упоминает хозяина, работающего в поле вместе с рабами и поденщиками. Ремесленники у Гомера назывались «демиургами», т. е. работающими для общества. Не­сколько позднее в VIII в. до н. э. Гесиод в поэме «Труды и дни» писал: «Праздный человек одинаково ненавистен и богам и лю­дям» и далее: «в труде нет ничего унизительного, стыдиться надо лености».

Но уже в IV в. до н. э. с развитием рабства меняется отноше­ние к физическому труду. Аристотель говорит, что «ремесленни­ки— тоже рабы» и они не должны быть гражданами государства. Однако земледелие продолжает считаться почетным занятием. О развитии сельского хозяйства и о сельскохозяйственной технике в Греции можно судить по письменным и археологическим источ­никам. Из поэмы Гесиода мы узнаем о повседневной жизни гре­ческого земледельца, о календаре сельскохозяйственных работ и устройстве пахотных орудий. Ксенофонт, живший в конце V — на­чале IV в. до н. э., в своем сочинении «Экономика» дает практи­ческие советы ведения сельскохозяйственных работ. Книга знаме­нитого греческого ботаника конца IV — начала IIIв. до н. э. Теофраста «История растений» дает представление о сельскохо­зяйственных культурах, выращиваемых греками.

Приемы обработки земли, орудия и сельскохозяйственные культуры античной Греции восходят к глубокой древности. Во втором тысячелетии до н. э. ахейский земледелец при пахоте поль­зовался деревянным ралом с бронзовым наральником, для рых­ления земли употреблял бронзовые мотыги, при уборке урожая— бронзовые серпы в виде немного искривленного ножа длиной от 19 до 29 см, прикреплявшегося заклепкой к деревянной рукояти. В Микенах в слоях II тысячелетия до н. э. были найдены обуг­лившиеся зерна пшеницы, ячменя и вики. Эти культуры выращи­вались начиная с неолитического периода. В Илиаде упоминают­ся черные бобы и горох, из садовых культур ахеяне выращивали маслины, фиговое дерево, виноград. Сельскохозяйственные ору­дия в античную эпоху изготовлялись из железа, и формы их стали более разнообразны.

Зерновые растения, упомянутые Теофрастом и культивируемые в его время, издавна встречались в Греции: пшеница, ячмень и полба. Никаких новых хлебных злаков вплоть до римского време­ни в Греции не появилось. Рожь греки не знали, овес являлся сорняком, а просо считалось пищей варваров. Пшеница и ячмень

культивировались в Греции неравномерно. Благодаря различию почвенных условий в одних областях Греции лучше росла пшени­ца, в других — ячмень. Так, греческий писатель рубежа нашей эры Диодор Сицилийский писал, что в Сицилии росла дикая пше­ница, Аристотель в IV в. до н. э. также отмечал, что в Сицилии росла особо крупная пшеница. Теофраст указывал, что в Аттике хорошо рос ячмень, который, по-видимому, предшествовал пшени­це, и это нашло отражение в культах ее жителей. Ячменные зерна обитатели Аттики употребляли при жертвоприношениях и гадани­ях. Вблизи Элевсина, где находилось святилище богини Деметры — покровительницы земледелия, имелось священное ячменное поле. Из ячменных колосьев плели венки, которыми украшали изображение богини, из муки приготовляли священный напиток

Деметры.

Теофраст говорит о шести видах ячменя, тогда как в современной ботанике их различают только два. Полба имела небольшой удельный вес в рационе человека, так как ее зерна было трудно освободить от оболочки. Кроме зерновых хлебных растений греки культивировали бобовые: горох, чечевицу, вику, бобы, люпин и нут. Из маслянистых растений они выращивали сезам (кунжут).

Греки понимали необходимость удобрения почвы. Греческая легенда об Авгиевых конюшнях, которые очистил Геракл, отрази­ла древний обычай земледельцев удобрять поля навозом. В тек­сте одного из арендных договоров арендатору предписывалось вносить ежегодно в почву по 150 корзин навоза, содержащих бо­лее чем по медимну (т. е. более чем по 52 кг) навоза каждая, а всего, таким образом, около 10 куб. м навоза. Греки применяли в качестве удобрения также птичий помет и компост, состоящий из грязи, смешанной с сорняками. Самым лучшим удобрением Теоф­раст считает перепревшую солому. Если солому сжигали в поле, зола шла на удобрение, а иногда солому смешивали с навозом. Теофраст знал, что почву можно улучшить простым смешением различной земли. Из химических удобрений он упоминает селит­ру. Знали греки о пользе зеленого пара и даже о свойствах бобо­вых растений поднимать плодородие почвы. Теофраст пишет, что в Македонии и в Фессалии, когда бобы зацветут, их перепахи­вают.

Греческие земледельцы знали, что пшеница больше всего ис­тощает почву, поэтому для ее выращивания требуется самая хо­рошая земля. Ячмень же не так прихотлив.

Сельскохозяйственные орудия. Земледелие у греков было па­шенным. Пахали с помощью пары волов, реже — мулов. Лошадей для пахоты не применяли. Изображения пахотного орудия встре­чаются на различных статуэтках и в росписи греческих ваз. Греки называли его «аротрон». Судя по изображениям, древнегреческое пахотное орудие правильнее считать ралом, которое только рых­лило поверхность земли, не переворачивая ее. Оно могло быть сделано из одного куска дерева или состоять из нескольких час­тей. Гесиод упоминает рало, составленное из нескольких различ-

 

ных пород древесины. «Дышло из вяза или лавра готовь — не то­чат их черви, скрепу из падуба делай, подошву (или полоз.— И. Т.) — из дуба».

На древнегреческих изображениях имеются только рала с по­лозами, параллельными поверхности почвы, и с рукоятями, отде­ленными от дышла. Такое рало представлено на глиняной стату­этке VIII в. до н. э., найденной в Танагре в Беотии (рис. 1), оно же воспроизводится в росписи греческих ваз VI—V вв. до н. э. На чернофигурном килике мастера Никосфена второй половины VI в. до н. э. из Берлинского музея (рис. 3, 1) и на килике Луврского музея (рис. 3, 2) изображены сцены пахоты, а на краснофигурном кратере из Кум V в. до н. э.— фигура Деметры, несущей рало. Позднее рало изображают на монетах, например на пантикапейской бронзовой монете III в. до н. э. (рис. 2, 11) и на резных кам­нях.

В V в. до н. э. у греков наряду с ралом появился примитивный плуг. Так, Ксенофонт пишет, что пахарь с помощью упряжки во­лов, тянувших плуг, переворачивал землю, чтоб солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков.

Железный наральник первой половины VI в. до н. э. лопатооб­разной формы с загнутыми боковинами (рис. 2, 5) был найден в Сицилии среди других орудий труда, принесенных в жертву Деметре и Коре греческими переселенцами. Железные, лопатовидные с длинным стержнем и без загнутых боковин наральники находи­ли в слоях V—III вв. до н. э. в Северном Причерноморье (рис. 2, 6).

Кроме рала для подготовки почвы к посеву земледельцы поль­зовались железными мотыгами. Известны широкие мотыги с за­остренными концами (рис. 2, 7, 8), мотыги однозубые типа кирки и двузубые для пропалывания и рыхления почвы. Наряду с мо­тыгой применяли сапку и трехзубые вилы. Комья земли разбивали кувалдой или дубиной. Применяли также и борону. Созревший урожай жали серпами или скашивали косами и свозили на ток. В VI в. до н. э. греки делали серпы из железа. Своей формой они напоминали современные, но режущая часть была менее изогнута (рис. 2, 10).

Ксенофонт описывает молотьбу с помощью мулов, волов и ло­шадей. Животных гоняли по кругу, подбрасывая им под ноги ко­лосья. Затем зерно веяли. Для его хранения выкапывали ямы — зернохранилища, стенки которых обмазывали глиной и обжигали, чтобы уничтожить насекомых.

Сохранились зернотерки, на которых перемалывали зерно в муку, наиболее примитивные из них состояли из плотного камня овальной формы с плоской поверхностью, по которой водили кам­нем меньших размеров (рис. 2, 1, 2). Примитивные мельницы со­стояли из двух жерновов прямоугольной формы. На верхней по­верхности нижнего жернова были прорезаны желобки, а верхний жернов имел конусовидное углубление для засыпки зерна и сквоз­ное отверстие, через которое зерно попадало на поверхность ниж-

него жернова. Тяжелый верхний жернов приводился в движение с помощью рычага (рис. 2, 3, 4). Прямоугольные жернова двига­лись только вперед и назад. Были известны и мельницы с круглы­ми жерновами, которые вращались вокруг укрепленного в центре стержня. Верхний имел воронкообразное углубление для зерна, просачивавшегося между жерновами и перетиравшегося ими в муку.

Садоводство и виноградарство. Если ячмень и пшеницу греки считали даром богини Деметры, которая научила их сеять, то оливковое дерево, согласно греческой мифологии, дала людям бо­гиня мудрости Афина. Существовал миф, согласно которому Афи­на вступила в спор с богом моря Посейдоном о том, кто из них может принести жителям Афин большую пользу. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и появился источник, а Афина ударила копьем в землю, и выросла олива. С этого времени афиняне стали почи­тать Афину как главное божество города. Оливки наряду с хле­бом и виноградным вином составляли рацион многих греков. Кро­ме того, оливковое масло употреблялось для разных целей. Оно, как и вино, было важной статьей греческого экспорта.

Кроме оливковых деревьев греки выращивали другие плодовые деревья. Особенно распространены были смоква, или фиговое де­рево, и гранатник.

Вопросы садовой агротехники у греков, по-видимому, были хо­рошо разработаны. Ксенофонтом и Теофрастом даются советы, как пересаживать молодые деревца, какого размера ямы надо рыть для них и какие должны быть между ними интервалы. Теофраст советует прививать деревья.

Особенно большого ухода требовали виноградники. С распространением виноградарства в Греции получил распространение культ Диониса — бога жизненной силы природы и покровителя виноделия. Изображения Диониса или его спутников — сатиров и менад — были одним из любимых сюжетов греческого искусства. Из сочинения Гесиода мы узнаем о том значении, которое играло виноградарство в хозяйстве земледельца VIII—VII вв. до и. э. Ксенофонт также считает виноградник обязательной частью сель­скохозяйственного участка.

Археологические раскопки в Крыму, на территории Гераклейского полуострова (около Севастополя), позволили восстановить картину сельской жизни граждан древнегреческого города Херсонеса. В IV в. до н. э. западная часть Гераклейского полуострова, выступающая в море в виде небольшого мыса, была разделена ровной сетью дорог примерно на 80 участков-клеров по 4—4,5 га каждый. На участке имелась усадьба, состоящая из центрального двора, окруженного жилыми хозяйственными помещениями, среди которыхых находились и винодельни. Для обработки такого небольшого участка не было необходимости содержать многочисленных

рабов. С работой могла справиться семья владельца участка.

На рубеже IV и III вв. до н. э. было произведено размежевание участков на всей остальной части Гераклейского полуостро-

ва. Граждане Херсонеса получили еще около 380 клеров и при этом значительно больших размеров, чем раньше. Большинство клеров было прямоугольной формы и имело площадь 26,4 га. Каж­дый клер был обнесен каменной стеной, отгораживавшей его от дорог, ровная сеть которых пересекала всю размежеванную терри­торию. Площадь клера в свою очередь разделялась каменными стенами на отдельные участки, поля и сады. При этом виноград­ники, как правило, были расположены в южной части клеров: от северных ветров их ограждала полоса садов, а северная часть участка отводилась под зерновые культуры. Полевые участки обычно были невелики, часто разделены на две равные части, что свидетельствует о наличии двухпольной системы земледелия.

Владельцы херсонесских клеров проделали гигантскую работу для того, чтобы сделать земли Гераклейского полуострова пригод­ными для виноградарства. Им пришлось снять верхний слой ска­листого грунта, под которым лежала прослойка глины, перемешать глину с почвой, а камни сложить ровными рядами в виде стенок, разделяющих участки. Такие стенки толщиной около 1 м тяну­лись параллельными рядами на расстоянии 2 м одна от другой. Двухметровая полоса между стенками получила, таким образом, более мощный почвенный слой, пригодный для посадки вино­града.

На некоторых участках в скале вырубали специальные ямки, располагая их строго симметрично, осуществляя, таким образом, посадку винограда квадратным способом, при котором расстояние между кустами было около 1,4 м. Кроме виноградника с плодоно­сящими кустами хозяева клеров имели небольшие виноградные питомники. Так, на одном из исследованных клеров на 13 га вино­градника имелся питомник площадью 1,4 га, что достаточно для выращивания 18 тыс. саженцев. Рядом с виноградниками находи­лись участки, отведенные под плодовые деревья, которые сажали на расстоянии 5—6 м одно от другого в ямки или в канавы, тя­нувшиеся вдоль платнажных стен. Эти стены, как и на виноград­никах, появились в результате выемки скалы при углублении поч­венного слоя. Несмотря на то, что создание садов и виноградников требовало больших усилий, под эти культуры в III и II вв. до н. э. отводилась большая часть участка, значительно превосходя­щая по своим размерам пахотное поле.

Клеры Гераклейского полуострова в III—II вв. до н. э. уже не могли обслуживаться только членами семьи их владельцев. Они стали обрабатываться рабами. Это вполне соответствует и харак­теру усадеб этого времени, которые были значительно более круп­ных размеров, со специальными помещениями для рабов, скота и других потребностей хозяйства. Усадьбы имели укрепленные башни и изолированные жилые помещения с внутренними дворами.

Садовые сорта винограда были привезены в Северное Причер­номорье греками, которые издавна занимались изготовлением ви­на. На клерах Херсонеса неоднократно находили железные за­кругленные виноградарские ножи и приспособления для выжима-

ния виноградного сока. Виноград давили на небольших давильнях-тарапанах, представлявших собой плоские каменные плиты круг­лойили прямоугольной формы, с высокими бортиками или с же­лобком по краю и со сливом, через который выжатый сок стекалв специальный сосуд (рис. 4, 11, 13). Иногда тарапаны выреза­лись прямо в скале. Встречались и более сложные винодельни с одной или двумя цементированными площадками, на которых ви­ноград давили ногами. Затем вторично отжимали мезгу, т. е. то. что осталось от выжатого винограда (давили либо в мешке, поло­женном в корыто, под пресс, либо тут же на площадке с примене­нием специального рычажного пресса) (рис. 4, 2). Сок с давиль­ных площадок через специальные сливы поступал в крупные гли­няные сосуды или в специальные, вырытые рядом с площадкой и оцементированные цистерны (рис. 4, 14 и 15). Сцены выжимания виноградного сока неоднократно изображались живописцами на расписных аттических вазах.

Вино (а равно и оливковое масло) греки хранили в пифосах — очень больших сосудах, близких по форме бочкам. Емкость их была в несколько сот литров. Для перевозки вина (и оливкового масла) служили амфоры — значительно меньшие по размерам двухручные сосуды (рис. 15).

Кроме садов и виноградников греки имели небольшие огоро­ды, где выращивали овощи. Огороды находились вблизи домов. Удельный вес огородничества в сельском хозяйстве был невелик, и сведения об овощах у греческих писателей встречаются редко. Греки выращивали капусту, репу, петрушку, огурцы, тыкву, чес­нок, латук, или салат, сельдерей, лук и другие овощи. Теофраст говорит о существовании множества видов луковиц, среди кото­рых есть сладкие, употребляемые в пищу сырыми. Огороды часто устраивались и в междурядьях среди плодовых деревьев. Только виноград, оливы и смоква выращивались на специальных участ­ках, а гранатник, миндальное дерево, кидонское яблоко, или айва, и другие деревья хорошо уживались с овощами, тем более что овощи требовали хорошего удобрения и поливки. Для овощей вскапывали четырехугольные грядки, обильно удобряли их, рых­лили, около них по канавкам в определенные часы пускали воду. За год получали три урожая, трижды меняя виды овощей. Так, например, осенью сеяли капусту, в январе — феврале — лук, пет­рушку и другую зелень, а в апреле — мае — огурцы, тыкву и др.

В Греции лишь с IV в. до н. э. получили распространение цвет­ники. Они располагались обычно около домов.

Древние писатели не дают нам возможности заметить большо­го прогресса в агрокультуре греков периода эллинизма. Кроме нового вида удобрений — селитры, об употреблении которой гово­рит только Теофраст, все остальные приемы выращивания сель­скохозяйственных культур были известны грекам и при Ксенофонте. К сожалению, до нас не дошли труды греческих агрономов, которыми широко пользовались римляне. Один из авторов I в.

н. э., Колумелла, называет около 50 греческих писателей, труды которых были посвящены сельскому хозяйству.

Животноводство. Онем в Греции сохранилось значительно меньше данных, чем о земледелии. Все основные породы скота, разводимые в Греции античного времени, существовали задолго до него на Балканском полуострове. В ахейской Греции разводи­ли крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, ослов, свиней и раз­личную домашнюю птицу. Вол был основным пахотным животным. В античной Греции сохранялись те же виды домашнего скота. Осо­бенно ценился крупный рогатый скот, являвшийся основной тяг­ловой силой.

В материковой Греции с ее горным ландшафтом и каменистой почвой разведение лошади не получило широкого распростране­ния. Греки применяли лошадей для военных целей, а также при состязаниях колесниц.

В хозяйстве греческих земледельцев кроме крупного рогатого скота встречались мулы, ослы, бараны, козы, свиньи, собаки. Мя­со быков, коз и свиней греки употребляли в пищу, часто это дела­лось после принесения этих животных в жертву богам. Изображе­ния жертвенных животных, подводимых к алтарю, встречаются на различных рельефных плитах. Свиней, как наиболее плодовитых животных, приносили в жертву Деметре. В Сицилии нередки на­ходки терракотовых статуэток в виде стоящих женщин с поросен­ком в руках, изображавших либо богиню Деметру, либо ее почи­тательниц, приносящих жертву Деметре и Коре. Художники, рас­писывавшие вазы в VI—V вв. до н. э., иногда изображали сцены сельской жизни.

Овцеводство было особенно распространено в горных районах Греции. Овец разводили не только для пищи, но и на шерсть, ко­торая шла на изготовление одежды, головных уборов. Шерстяную пряжу и войлок могли делать и из шерсти коз. Широкое примене­ние имела и кожа животных.

Разведение домашней птицы также получило распространение. Встречаются изображения петухов и кур, уток, гусей, голубей.

Охота.Некоторым подспорьем в хозяйстве греков была охота. Росписи аттических ваз воспроизводят сцены охоты. На чернофигурных сосудах VII и VI вв. до н. э. встречаются сцены травли ли­сиц охотничьими собаками, изображения охотника с собакой на поводке и с дротиками в руках или с собакой и с трофеями, при­вешенными на палке,— зайцем и лисицей. На одной из краснофигурных ваз V в. до н. э. изображена лисица, попавшая в капкан. На вазе IV в. до н. э. сохранилась сцена травли собакой зайца, в которого один из охотников собирается бросить камень. В руках другого охотника дубинка, которой он, вероятно, и должен добить оглушенного камнем зайца. Вазовая живопись позволяет устано­вить наличие у греков различных способов охоты на зверей: ловли их с помощью капканов и сетей, травлю собаками, а также приме­нение метательного копья или дротиков.

Рыболовство. Ловля рыбы была обычным занятием всех жите­лей прибрежных греческих поселений. Рыболовство и экспорт ры­бы имели большое экономическое значение. Не случайно на моне­тах многих греческих государств изображалась рыба.

В Афинах на агоре—рыночной площади—для продажи рыбы было отведено особое место, вблизи «пестрого портика», где име­ли обыкновение встречаться состоятельные люди. Продаже рыбы уделялось особое внимание. При появлении на рынке торговца со свежей рыбой немедленно звонили в колокол, чтобы афиняне успели купить рыбу свежей. Закон запрещал рыбакам поливать ры­бу водой, чтобы искусственно придать ей свежий вид. Наиболее дорогими, по-видимому, были угри, тунцы, скаты, кровяные крабы. Мелкая морская рыбка, морские полипы продавались дешево.

Рыбу ловили удочками на крючок и сетями. При раскопках приморских поселений очень часто находят бронзовые и железные рыболовные крючки различных размеров, каменные грузила для сетей с желобком или просверленным отверстием для привязыва­ния, а также небольшие пирамидальные грузильца из хорошо обожженной глины, которые могли применяться для сетей.

На греческих расписных вазах V в. до н. э. встречаются изоб­ражения рыболовов. Различные виды рыб были излюбленным сюжетом росписи чернолаковых рыбных блюд — больших плоских тарелок с углублением в центре, предназначенным для острого соуса.

Кроме рыбы греки добывали различных съедобных моллюсков: устриц, мидий и др.

Промыслы. Среди промыслов, которыми занимались жители сельских областей, большое распространение получило пчеловодство. Гесиод пишет о пчелах, откладывающих мед в специальных крытых ульях. Греческие боги Пан и Приап были покровителями пчеловодства. Самым большим спросом пользовался аттический мед, который собирали на склонах Гиметта. Уже во времена Со­лона было так много пчельников, что ему приписывали введение закона, по которому полагалось ставить новые пчельники не бли­же чем на расстоянии трехсот футов от уже поставленного други­ми. Пчел разводили также в Фессалии, Ахайе, Аркадии. Особенно много производили меда на Кипре и в Африке (в Ливии).

Из других промыслов, распространенных в Греции, следует отметить добычу соли. Наибольшее количество соли добывали из соленых озер, вода которых летом испарялась. Такие озера име­лись на юге Апеннинского полуострова, у города Тарента, в Сици­лии, у города Гелы, на острове Кипр, во Фригии, Каппадокии и во многих других местах. Геродот сообщает о добыче соли в Север­ном Причерноморье, у устья реки Борисфен.

Известны также залежи соли, которую добывали в карьерах. Аристотель пишет о таких соляных рудниках в Утике. Геродоту были известны соляные копи Ливии. Добывали соль и искусствен­ным способом, выпаривая ее из морской воды. Аристотелю было известно, что так добывают соль в Испании и в Эпире.

 








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1744;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.