Военное дело

В эпоху Гомера целью войн был захват добычи (скота, метал­ла, изделий, рабов). Позднее войны велись ради захвата торговых ключевых позиций, из-за торгового соперничества, с целью захва­та рабов, завоевания политического могущества. В эллинистиче­ский период войны вели ради захвата земли для вывоза поселен­цев, для основания городов и захвата рабов. У римлян в поздне-республиканскую и императорскую эпохи, кроме этого, одной из целей войн становится захват обширных территорий, население ко­торых облагалось данью, различными налогами и податями.

Войско и его вооружение.В разные исторические периоды со­циальный состав войска у греков не был одинаковым. В гомеров­ский период основу войска составляло ополчение. Это были по преимуществу пешие воины в кожаных доспехах, только родовая аристократия являлась в тяжелом вооружении. Знатные воины сра­жались на двухколесных колесницах, запряженных двумя — че­тырьмя конями со специальным возничим. Оборонительным ору­жием служили: шлем, панцирь, поножи, щит; наступательным оружием были два копья, меч и лук. Во время боевого марша спе­реди ехали колесницы, за ними шло ополчение. Бой завязывали басилеи. Они бросали копье, затем боролись врукопашную.

В VIIIVIIвв. до н. э., когда складывался греческий полис как коллектив граждан, ополчения состояли из граждан города от 18 до 60 лет. Войско делилось по родам оружия на тяжеловоору­женную пехоту или гоплитов (рис. 20), легкую пехоту и конницу. Общий вес оружия одного гоплита достигал 30 кг. В VII—IV вв. до и. э. в вооружение гоплита входили: шлем, панцирь, поножи, щит, короткий меч и два копья. Шлемы имели разную форму. Шле­мы коринфские были закрытыми, в виде цилиндрических колпаков с отверстиями для рта и глаз (рис. 21, 2 и 3); аттические имели гребни, подвижные нащечники и удлиненные затылочники (рис. 21, 4, 6); беотийские были колоколообразными; фригийские напоминали очертания островерхой войлочной фригийской шапки; фракийские, наоборот, были уплощенными тарелковидными (рис. 21, 9). Шлемы бактрийских царей напоминали широкополые шляпы (рис. 21, 8).

Панцирь раннего типа был колоколовидным, позднее он повто­рял мускулы тела. Имелись и пластинчатые панцири. С IIIв. до н. э. наряду с бронзовыми панцирями распространяются железные. Поножи, защищавшие голени ног, делали из бронзовых пластин. Мллоазийские гоплиты не имели поножей, но под щиты прикрепля­ли коврик. Щиты были круглыми и овальными. Их диаметр дости­гал 0,8—1 м. На беотийских монетах они изображены с полукруг-

лыми вырезами (рис. 22, 16). Щиты состояли из деревянной осно­вы, которая снаружи была обшита кожей или металлом. Копье длиной 2 м имело железный наконечник длиной до 0,30 м. Меч носили на левом боку в деревянных ножнах (рис. 22, 9, 10).

Легковооруженные пехотинцы имели кожаные доспехи. Их бое­вым оружием были дротик, лук и стрелы. Греческий лук был боль­шим, с ровной спинкой (рис. 22, 14, 15) в отличие от скифского, сильно изогнутого (рис. 22, 13).

С IV в. до н. э. появляются воины-пельтасты, имевшие шлемы, кожаные или холщевые панцири, обувь и щиты (пельты) —снача­ла лунарной, затем круглой формы, длинные мечи, копья, дротики.

Конница не играла большой роли (только фессалийская и беотийская).

Боевым построением войска была фаланга — сомкнутый строй шеренги из нескольких сотен человек, построенных в несколько ря­дов. Размеренности движения фаланги способствовали флейтисты и пение, сопровождавшие передвижение войска. Лобовой удар гоп­литов был основной силой наступления. Преследовали противника конница и легковооруженные воины. Централизованного снабже­ния войска в VIII—V вв. до н. э. не было. Ополчение собиралось на время войны, и воины самостоятельно обеспечивали себя пропи­танием. Гоплиты являлись с рабами, которые находились в обозе. Командовали войском коллегии стратегов (полководцев), избирае­мых из граждан.

В конце V — начале IV в.дон. э. организация войска измени­лась, что было связано с начинающимся кризисом греческого поли­са. Во время 27-летней Пелопоннесской войны ополченцы стали час­тично получать плату (от 4 оболов до 1 драхмы в день) и таким образом превращались в наемников. За снабжение войска теперь отвечали стратеги. В связи с обезземелением крестьян происходит рост наемничества. Появляются военачальники-профессионалы. Усиливается значение пельтастов и конницы. Войны с персами и фракийцами обогатили военный опыт греков.

В IV в. до н. э. отец Александра Македонского Филипп II про­вел военную реформу. Костяком армии стала тяжелая пехота — ополчение крестьян (фалангиты) и конница из знати. Глубина македонской фаланги достигала 20 рядов, при этом только первая шеренга имела старое вооружение — копья (сариссы) длиной до 2 м. У следующих рядов копья были удлинены до 5—7 м. Посколь­ку обе руки были заняты копьем, воины не имели щитов, а только шлем и панцирь. Для македонской фаланги характерны глубокое построение, лобовая атака, необороноспособный тыл и уязвимость флангов. Конница, как и раньше, располагалась на флангах, но не только для прикрытия. Она теперь координировала действия с дру­гими частями и могла начать атаку, т. е. становилась активной силой.

В конце IV в. до н. э. появляется новый род войск: элефантерия — отряды боевых слонов. Александр Македонский привез из Индии около 200 слонов.

Оборона и осада городов.Большое внимание греки уделяли фортификации — укреплению городов. Они обносили города сте­нами сбашнями. Первоначально были укреплены лишь акрополи, потом весь город (с VI в. до н. э.). Стены Самоса, сложенные в технике полигональной кладки в VI в. до н. э., имели толщину 5 м; стены Приены в IV в. до н. э., сложенные из прямоугольных блоков, были двухпанцирными с бутом и глиной между панциря­ми. Их толщина доходила до 2 м, высота — до 6 м. Стены Милета имели толщину 5,5 м. Длина городских оборонительных стен была различной: в Милете — 8 км, в Александрии — 18 км, ав Сираку­зах — 27 км. Обычно при возведении стен греки учитывали рельеф местности.

С IV в. до н. э. для осады и обороны городов применяли мета­тельные машины: монанкон (римский онагр) — камнемет с гори­зонтальной рамой (рис. 23), палинтон, или баллисту, имевшую две вертикальные рамы и наклон боевого желоба для метания камней в 45°, и евтитон, или катапульту, — для метания дротиков и стрел по горизонтальному желобу. Для разрушения стен вражеских го­родов применяли осадные машины: тараны и черепахи в виде де­ревянных бараков, которые прикрывали тараны и передвигались на колесах.

При взятии укрепленных городов греки применяли подкопы под стены, лестницы для штурма стен, земляные насыпи, строили баш­ни. В 397 г. до н. э. Дионисий Сиракузский при осаде Леонтин со­орудил плотину длиной около 1 км и по ней к острову, где был го­род, передвинул 6-этажные башни на колесах.

В 340—339 гг. до н. э. Филипп Македонский при осаде Перин-фа и Византия применил гелеполы — осадные башни высотой 35,5 м, многоэтажное деревянное сооружение в форме усеченной пирамиды, поставленной на колеса, с перекидными мостиками-самбуками. Арриан пишет об осаде Тира Александром Македон­ским в 332 г. до н. э. Тир был расположен на острове. Его стены возвышались на 44,3 м над уровнем моря. Между берегом и остро­вом Александр приказал насыпать дамбу шириной 60 м. По ней к Тиру пододвинули две двадцатиэтажные гелеполы высотой по 53,2 м. По сообщению Диодора Сицилийского, при осаде Родоса Деметрием Полиоркетом использовали гелеполу высотой в 9 эта­жей. Ее основание имело размер 22x22 м и стояло на восьми ко­лесах. Гелепола была защищена с трех сторон. Ее передвигали 3400 человек.

Эней Тактик в IV в. до н. э. написал руководство для обороны осажденного города. При осаде городские ворота задвигали засо­вом, закладывали камнями, бревнами, присыпали землей. На сте­нах и башнях выставляли караулы. Обстрел вели из луков, пра­щей, камнеметных механизмов, применяли клещи против таранов и сбрасывали бревна на тараны и буравы. Использовали зажига­тельные снаряды — стрелы с горящей паклей, пропитанной смолой. Делали контрмины против подкопов.

Архимед, руководя обороной Сиракуз во время второй Пуни­ческой войны, вел «заградительный огонь» из камнеметов против флота, применяя каменные ядра весом до 262 кг. Железная лапа, выброшенная со стены, захватывала нос корабля противника, под­нимала и ломала корабль. Из отверстий в стенах выпускали горя­щие стрелы.

Флот. В архаическое время было два типа судов: военные суда с таранами — пентеконтеры и диэры — и торговые суда без тара­нов. Суда первого типа двигались с помощью весел или с помощью паруса и весел. Пентеконтера — это 50-весельное судно, имеющее по 25 гребцов вдоль каждого борта, с тараном — деревянным брев­ном, обшитым медной обивкой, и с двумя веслами-рулями. У пен­теконтеры имелись съемные мачты и четырехугольные паруса, закругленная, высокая корма с концом в форме хвоста дельфина. С конца VIII в. на смену пентеконтерам приходит диэра — судно, где гребцы располагались в два яруса.

Ко второму типу относятся суда без тарана. Они имели паруса, а иногда дополнительно к ним и весла. Нос и корма у них были округлыми. В классический период сохраняются оба типа судов.

Распространяются также триеры — суда с таранами, где греб­цы сидят в три ряда, расположенных один над другим. Триеры из­вестны в Коринфе с VIII в. до и. э. Они имели киль, рулем служи­ли два укрепленных на корме весла, якоря помещались на носу; вдоль бортов выступала площадка. Имелась съемная мачта из дуба или сосны. При постройке судов употребляли бронзовые и железные гвозди, для шпаклевки применяли пеньку, смолу. Пару­са делали из холста. С IV в. до н. э. появляются тетреры, пентеры н гексеры.

 

§ 5. Градостроительство

Город являлся политическим, культовым, ремесленным и торго­вым центром. Обычно город делился на две части: верхний (акрополь), являвшийся укреплением для укрытия на случай опасности, иногда там же были расположены основные храмы полисных божеств, и нижний, где находились жилища рядовых граждан, ре­месленные мастерские, рынки.

Некоторые города имели регулярную планировку, как, напри­мер. Смирна VII—VI вв. до н. э., Милет, восстановленный после разрушения его персами в 494 г. до н. э., Олинф, Фурии, Пирей, Прнена, Родос. Вместе с тем ряд городов застраивался без пред­варительного плана, например Афины и Милет до разрушения персами.

Регулярная планировка городов в Ионии существовала уже в архаический период. Так, при восстановлении города Смирны пос­ле ее разрушения около 700 г. до н.э. новые улицы стали ориентировать одинаково, дома располагали по сторонам улиц, а храм возвели вне жилых кварталов. Дома, иногда двухэтажные, строи-

 

лись на каменных основаниях из плоских сырцовых кирпичей и штукатурились. Дома были вытянуты вдоль улиц так, что дом, вы­ходивший на одну сторону улицы, был отделен узкой щелью от дома, обращенного на соседнюю улицу. В большей части города земельные участки и дворы объединялись в длинные уличные фа­сады. Одно из помещений дома могло служить открытым двором для света. Правильная, так называемая гипподамова планировка характерна для колоний, выведенных в VI—V вв. до н. э., — Оль-вии, Фанагории, Херсонеса. •

Аристотель приписывает изобретение геометрической плани­ровки городов Гипподаму Милетскому, жившему в V в. до н. э. Аристотель пишет: «Расположение частных домов по улицам более удобно и красиво, когда улицы прямые, по новейшей моде, т. е. по Гипподамову способу. Для безопасности же в военном отношении лучше старый способ, когда наемные войска с трудом найдут вы­ход из города, а нападающим будет трудно в нем ориентировать­ся» (Полития, VII, 10, 4). Гипподам был ученым теоретиком и практиком. Он восстановил разрушенный персами Милет, постро­ил Фурии, Пирей, Олинф.

Греческие города обносились оборонительными стенами. Они имели агору (рыночную площадь), около которой концентрирова­лись общественные здания и храмы. В городах имелись театры, стадионы, гимнасии. Вне городов находились культовые комп­лексы — общегреческие святилища, как, например, Олимпия, Дельфы и др. Вне стен города также располагались отдельные храмы и гроты, посвященные нимфам. Некрополи (кладбища или «города мертвых») всегда выносили за стены города.

Акрополь являлся цитаделью и располагался на наиболее вы­соком участке. В нижнем городе жили ремесленники. Иногда они размещались в отдельных кварталах, объединяясь по профессиям. В Афинах, например, существовал специальный район гончаров — Керамик. В нижнем городе располагались общественные здания: агора, театр, булевтерий, пританей, гимнасии и др. (рис. 24).

Городские кварталы имели различные размеры. В Олинфе (в V—IV вв. до н. э.) кварталы размером 85X35 м состояли из блоков по 10 домов. Пять из них выходили фасадами на одну улицу, а пять — на параллельную.

Площади занимали по нескольку кварталов. Городской рынок (агора) по утрам был торговым центром, позже там собирались граждане для обмена новостями. Павсаний упоминает агору иони­ческого типа прямоугольной формы, с трех сторон обнесенную ко­лоннадой. Рядом с агорой концентрировались общественные и культовые здания. Агора была часто местом сбора народного со­брания. Там выставлялись постановления Совета и народного со­брания, законы и декреты, которые писали краской на кирбах — выбеленных деревянных досках примерно в рост человека, состав­ленных в виде призмы, вращающейся на оси. Наиболее важные постановления писались на табличках — пинаках — и сдавались в архив, остальные вырезались на каменных плитах — стелах, ре-

же — на бронзовых дощечках. Писали строчными буквами, без выделения заглавных букв и без разделения слов.

Улицы обычно мостились щебенкой, керамикой или каменными плитами. Ширина улиц в Милете была 4—4,5 м вместе с тротуара­ми, которые тянулись вдоль домов. В Олинфе ширина продольных улиц достигала 7,5 м, а поперечных — 5,5 м.

Общественныездания. Каждый город имел богов-покровите­лей, которым посвящались храмы, алтари, обычно возводимые вне храмов. Богам приносили жертвы, и в их честь совершали культо­вые обряды.

Храмы (рис. 25) считались жилищами богов. Древние хра­мы, как и дома, строились в виде мегаронов, где место очага зани­мал алтарь. Статуя бога помещалась внутри храма. Примером ме-гарона могут служить глиняные модели домов VIII в. до н. э. из Аргоса и Перахоры (рис. 28, 1). Позднее появляются храмы с дву­мя колоннами перед входом между выступами боковых стен, так называемые храмы в антах. Иногда колонны помещались с двух сторон храма — это двойные анты. По типу храма в антах построе­на сокровищница афинян в Дельфах. Храмы с четырьмя колонна­ми перед входом назывались простильными, а если колонны стояли с обеих сторон — амфипростильными. К последним относился храм Афины-Ники (или Ники Аптерос) на акрополе Афин. Име­лись храмы, обнесенные колоннадой со всех четырех сторон, — пе­риптеры; с двумя рядами колонн — диптеры. По типу периптера были построены Гефестион и Парфенон в Афинах, а по типу днптера — храм Аполлона в Дидимах и Олимпейон в Афинах. Храмы, где колонны примыкали к стене не образуя портика, называют псевдопериптерами, как, например, храм Зевса в Акраганте V в. до н. э., который своими размерами почти вдвое превосходил Парфенон. Храмы круглые в плане называли толосами. Примером толоса служит храм в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.

Центральное помещение храма называлось наос. Перед наосом моглонаходиться проходное помещение — пронаос, сзади наоса помешался адитон, где стояла статуя. Если заднее помещение имело свой выход с тыльной стороны храма и было от наоса отделено стеной, оно называлось описфод и предназначалось для хра­нения храмовой утвари. Вход в наос располагался с востока, хотя известны исключения, как, например, в храме Аполлона в Бассах. Герооны — святилища павшим героям — могли иметь иную ориентацию.

Алтари первоначально были деревянными, они складывались из дров и сжигались вместе с жертвоприношениями. Позднее стали сооружать постоянные каменные алтари. Они могли быть различных размеров. Чаще всего они были прямоугольными, их стави­ли наступенчатое основание, стенки украшали рельефами, изображавшими гирлянды, голову быка и др. Иногда отдельно стоя­щие алтарибыли очень монументальными, например алтарь Посейдона Геликенского VI в. до н. э. вблизи Милета (в виде

прямоугольника размером 10X11,5 м) или Пергамский алтарь II в. до н. э. (36, 44X34,2 м) с великолепным рельефным фризом.

Пританеи — постройки различного типа, где приносили жертвы богам, устраивали бесплатное питание гражданам, посто­янно дежурили магистраты для приема послов и иностранцев. На афинской агоре в пританее заседал совет 50 — часть совета 500. В Афинах это была круглая постройка (толос) диаметром 18,3 м со стенами из сырцовых кирпичей.

Гимнасий служил местом для воспитания юношей. Он вклю­чал палестру — площадку для гимнастических упражнений, поме­щения для умывания и занятий. Гимнасий раскопаны в Олимпии, Приене (рис. 24, 2), Милете, Эфесе и во многих других городах.

Булевтерий — прямоугольное здание для заседания город­ского совета или членов Совета 500. В Милете булевтерий имел зал на 1500 человек (рис. 24, /). В Афинах в IV в. до н.э. здание булевтерия размером 23X23 м вмещало до 600 человек.

Театры имелись почти во всех городах. Греческий театр ве­дет свое происхождение от народных представлений на празднест­вах в честь бога Диониса. Лишь позднее появились специальные сооружения — театры, которые располагались на склонах холмов, где устраивали сиденья для зрителей. У подножья холма была круглая площадка — орхестра, первоначально предназначенная для хора, стоявшего вокруг алтаря Диониса. За ней сооружалась скена, постройка для переодевания актеров, а перед ней был проскений — площадка, где устраивали представления. Актеры высту­пали в масках; чтобы казаться выше, они надевали особую обувь на каблуках — котурны — или вставали на ходули. Вместо декора­ций использовали четырехгранные расписные призмы.

Одним из наиболее древних был театр в Форике, имевший в плане эллипсовидную форму. Известен театр в Эпидавре, построен­ный знаменитым архитектором Поликлетом в середине IV в. до н.э. (рис. 24, 3). Его диаметр 59 м, диаметр круглой орхестры, где сто­ял хор, — 12 м. Верхний ряд скамей для зрителей находился на высоте 22,5 м. Некоторые театры были очень большими, например театр в Мегалополе в Южной Греции вмещал 44000 зрителей.

Кроме открытых театров, где фоном, на котором выступали ар­тисты, служил естественный ландшафт, существовали крытые кон­цертные залы — одейоны.

В городах и крупных святилищах обычно имелись стадионы и ипподромы.

Стадионы в виде вытянутых эллипсов с сиденьями, распо­ложенными в несколько ярусов по периметру, обнаружены в Олим­пии, Дельфах, Афинах, Приене, Милете, Эпидавре и в других местах.

Ипподром был раскопан в Олимпии (рис. 24, 4). Он имел форму вытянутого прямоугольника, одна сторона которого была закруглена. С противоположной стороны стартовали лошади. Изображение конных состязаний на ипподроме сохранилось на фрагменте расписной аттической вазы 570—560 гг. до н. э. из Афин.

Водоснабжениеи канализация.На росписях ваз имеются изоб­ражения колодцев, стенки которых выкладывались камнями, а над их устьем иногда ставили ограду в виде керамического цилиндра или верхней половины пифоса (рис. 26). Воду вытаскивали с по­мощью веревки и сосуда, использовали также деревянный «жу­равль». В крупных городах водопроводы сооружали из керамиче­ских труб, по которым вода поступала из горных источников. Осо­бенно знаменит упомянутый Геродотом водопровод, сооруженный мегарцем Эвпалином в VI в. до н. э. на острове Самос.

В городах вода подводилась по керамическим трубам к водое­мам (фонтанам), в стенах которых имелись водолеи в виде голов животных или мифологических персонажей (через их открытые рты и пасти вода выливалась). Такие фонтаны использовали в гимнасиях в качестве душа (рис. 26, 4).

Нечистоты выводились из города по сточным каналам, которые выкладывались камнем или вырубались в крупных каменных бло­ках и тянулись под мостовыми магистральных улиц. Они были связаны с отстойниками в виде глубоких колодцев. К магистраль­ным каналам подходили маленькие, выводившие сточные воды из Юмов. Мусор из города вывозили на загородные свалки.

Города.Греческие города, имея общие черты в принципах планировки, в то же время имели свои индивидуальные особенности.

Одним из древнейших и наиболее крупных городов Малоазийского побережья был Милет. Страбон (География, XIV, 6) сообщает, что Милет первоначально был колонией Крита. Археологические раскопки обнаружили там следы поселения микенского времени -XVI в. до н. э. В этот период была сооружена оборонительная стена города. Открыта улица этого времени шириной 1,85 м, несколько домов, водосток, керамические печи. В XI в. до н.э.сюда переселились ионийцы из материковой Греции. Начиная с VIII в. до н. э. Милет превращается в крупный торгово-ремесленныйцентр. Страбон (XIV, 1) пишет о большой колонизационной

стельности Милета, а римский ученый I в. Плиний в «Натуральной истории» (V, 12) сообщает, что Милет основал свыше 90 колоний.

Немецкий археолог Т. Виганд открыл убежище для населения Милета VII—VI вв. до н. э. на холме Калабак-тепе. Оно было обнесено стеной толщиной 3,5—3,95 м с бастионами, сооруженными в VI в ДО Н. Э.

Жилые дома милетян были двух- и трехкомнатными в форме вытянутого прямоугольника, имели глинобитные или каменные по­лы. Стены были сложены из маленьких квадров мрамора, гнейса и известняка, между которыми клали тонкие каменные плиты, подобные черепице. Планировка города была нерегулярной.

Открытая раскопками улица Милета в VI в. до н. э. шириной в 4,3 м имела мостовую, вымощенную щебнем и обломками керамики, и тротуары шириной по 0,8 м, сделанные из камней. Вероятно, стеныдомов расписывались.

После разрушения Милета в 494 г. до н. э. его пришлось отстраи­вать заново. Вначале строилась северная часть города, где был большой рынок. Там улицы шириной 4—4,5 м делят город на оди­наковые блоки жилых домов размером 29X35 м. В южной части города кварталы были крупнее. В Милете открыты: стадион, два рынка, южный и северный, булевтерий, гимнасий, театр, храм Афины и др.

Эллинистический город Малой Азии хорошо представляет Приена, восстановленная во второй половине IV в. до н. э. Она имела укрепленный акрополь. Внизу у подножья крутого холма высотой 250 м располагался нижний город. Город и акрополь бы­ли обнесены одной стеной. Город был распланирован по системе Гипподама. Имелось 16 продольных и 8 поперечных улиц, которые разделяли город на прямоугольные кварталы размером 47x35 м. Продольные улицы, тянувшиеся вдоль склона холма, представляли собой лестницы. Ширина главной лестницы достигала 7,36 м, ши­рина остальных — около 4,4 м. Для возведения общественных зда­ний были сооружены искусственные террасы. В центре города был выстроен храм Афины Полиады, построенный Пифеем в IV в. до н. э. и расположенный на площадке, поддерживаемой с востока и юга подпорными стенами. В Приене открыт акрополь, западные и восточные городские ворота, святилище Кибелы, жилые кварталы, агора ионического типа, святилище Зевса Сосиполия, экклесиасте-рий — здание для народных собраний, пританей, два гимнасия, те­атр, святилище Деметры, стадион и др. При раскопках теменоса — священного участка храма Афины — открыты сокровищницы, про­пилеи, постаменты статуй, алтарь и стоя.

Иной тип эллинистического города представляет Александ­рия, основанная Александром Македонским в 332—331 гг. до н. э. в дельте Нила на месте более древнего населенного пункта, о ко­тором упоминает Гомер в Одиссее (песнь IV). Город был построен из камня греческим архитектором Динохаром. Улицы пересекались под прямым углом, образуя кварталы. Две самые большие улицы по 30 м шириной были обрамлены колоннами. Главная улица име­ла длину 40 стадий (7200 м). Страбон пишет, что город был по­строен в форме хламиды — македонского плаща. Дома были мно­гоэтажными. К I в. население города достигало 1 млн. человек.

Квартал дворцов и царских гробниц назывался Брухейоном. Он занимал около 1/4 площади всего города. Страбон рассказывает о великолепии его дворцов, соединенных садами и парками.

К дворцам примыкали общественные здания: театр, храм По­сейдона, здание суда, гимнасий и эмпорий — торговая площадь с помещениями для торговли и складами. При храме, посвященном богу Серапису, статуя которого была сделала знаменитым гречес­ким спульптором Бриаксидом, находилась библиотека. Хранившие­ся там свитки помещались в нишах стен.

В Александрии открыты подземные гробницы, имевшие по не­скольку этажей, их стены украшены рельефами, а входы в погре­бальные помещения — пилястрами и колоннами. Для установки

гробов с телами умерших в стенах вырубали специальные углубле­ния — локулы.

Афины — наиболее прославленный из греческих городов, рас­положен в 5 км от моря. Город не имел регулярной планировки. На акрополе — скалистом холме, возвышавшемся на 156 м над уровнем моря, обнаружены следы поселений эпохи неолита и бронзы. Вторгшиеся в Грецию в конце XII—XI вв. до н. э. дорийские племена, разрушившие Микены, Тиринф и другие центры ахейской Греции, прошли мимо Афин. В XI—X вв. до н. э. Афины продолжают расширяться. Их жилые кварталы распространяются натерриторию, занятую раньше некрополем к северу и северо-за­паду от акрополя. В VII—VI вв. до н. э. акрополь становится местом культа Афины, где сооружается храм («старый храм Афины»), воздвигаются алтарь и статуи. В начале V в. до н. э. было начато строительство нового большого храма Афины из мрамора. В нижнем городе возникает новый центр общественной и политической жизни на Агоре. Там в VI в. до н. э. сооружают храмы Аполлона и Зевса, алтарь двенадцати богов, девятиструйный фонтан. К западу от агоры располагался район ремесленников-металлургов, к севе­ро-западу— район гончаров (Керамик). Афинский акрополь и агору сожгли персы во время греко-персидской войны в 480 г. до н. э., а с 449 г. при Перикле началось новое строительство на акрополе храмов из пентелейского мрамора, добываемого в горах Пентеликон вблизи Афин. Общее руководство строительством осуществлял Фидий.

Вход на акрополь расположен с западной стороны через Про­пилеи, которые построил архитектор Мнесикл в 437—432 гг. до н.э. В центре Пропилей находился проход для жертвенных животных. Снаружи Пропилей стояли дорические колонны, внутри — ионийские. В северном крыле располагалась пинакотека — помещение для картин. На вершине акрополя над Пропилеями стоял храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) в виде амфипростиля. Его строил архитектор Калликрат в середине V в. до н. э. На площади против входа на акрополь стояла бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия (высота 10 м).

Строительство Парфенона, главного храма Афины Парфенос (Девы), было начато в 447 г. по проекту Иктина и Калликрата. Храм сложен из пентелейского мрамора, а скульптура и черепица высечены из паросского мрамора, привозимого с острова Парос. Храм сооружен в дорическом ордере. На его западном фронтоне была помещена скульптурная группа, изображающая спор Афины и Посейдона, а скульптуры восточного фронтона воспроизводили

миф о рождении Афины. Скульптуры фронтонов сохранились не полностью. Внутри Парфенона проходила двухъярусная колоннада. В глубине наоса стояла 12-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и золота в так называемой хризоэлефантинной технике.

Небольшой храм Эрехтейон с портиком кариатид включал святилище Афины, где находились ее деревянная статуя и золотой

светильник. В западной части Эрехтейона был храм Посейдона и алтари: Посейдона, Эрехтея и Гефеста. На развалинах Агоры воз­водят храм Гефеста, здания булевтерия и стратегиона, крытые галереи-стои, фонтаны, у юго-восточного склона Акрополя в V в. до н. э. сооружают театр Диониса с деревянными сиденьями, а в IV в. до н. э. в театре устраивают каменные скамьи для зрителей и каменную сцену.

 

Быт

Жилище.Греки раннего периода жили в скромных небольших деревянных домах, в плетеных хижинах, стены которых были об­мазаны глиной, или в домах, сложенных из сырцовых кирпичей. О типе древнего дома можно судить по глиняным моделям из Ар­госа и Перахоры (VIII в. до н. э.) (рис. 28, 1). Это были дома типа мегарона и простадные, когда перед главным помещением — ойкосом с очагом в центре, был портик — навес, поддерживаемый ко­лоннами. Гомер описывает дом Одиссея, в котором было несколь­ко помещений и двор, часть комнат располагалась на втором этаже.

Многие из домов первых переселенцев во вновь основанных го­родах Северного Причерноморья были углублены в землю в виде полуземлянок и землянок, стенки которых часто выкладывались камнями. Однако уже в V—IV вв. до н. э. преобладают наземные дома со стенами на каменных основаниях. Они имели несколько помещений и внутренний дворик, через который проникал свет в комнаты. Большая часть открытых раскопками домов жителей Олинфа имела площадь примерно по 280 кв. м. В них было около 10 комнат на первом этаже и двор в центре, занимавший от l/s до Vio всей площади дома. В северной части дома комнаты часто рас­полагались в два этажа, с противоположной стороны двора дом был одноэтажным, чтобы не мешать проникновению солнечных лу­чей в помещения северной части дома зимой. Окна были неболь­шими и располагались главным образом на вторых этажах. На­ружные стены дома были глухими и лишь одна дверь связывала дом с улицей (рис. 28, 2).

Наиболее нарядной была комната (андрон), предназначенная для мужских собраний и пиров — симпосиев. Пол средней части этой комнаты иногда замащивался галькой, выложенной в виде орнаментальной мозаики. Вдоль стен устраивали ложа для гостей. Основная жизнь обитателей дома протекала в комнате с очагом, перед которой обычно находился крытый портик. Часть комнат первого этажа отводилась под кладовые, мастерские и жилища ра­бов. Спальни и женские комнаты размещались на втором этаже. В богатых домах имелись ванные комнаты, помещавшиеся рядом с кухнями. Ванны в виде каменных или керамических кресел были заглублены в пол, который обмазывался цемянковым раствором из смеси песка, извести и толченой керамики. Ванные комнаты обо­гревались горячим воздухом, проходившим от топки между кир-

пичными или каменными столбиками, поддерживавшими пол, или по керамическим трубам, вмазанным в пол и стены.

Нечистоты выводились по выложенным камнями каналам. Вода же поступала в дом по водопроводу из глиняных обожженных труб. Дома более зажиточных граждан имели большую площадь и более богатое убранство, например дом Комедийного актера в Олинфе с двумя андронами, многоцветными мозаичными полами и с бассейном. Особенно большое внимание на благоустройство и внутреннее убранство домов стали обращать в эпоху эллинизма. Богатые горожане стали строить многокомнатные дома. Полы в па­радных комнатах и во двориках украшали мозаиками, стены по­крывали штукатуркой и расписывали, иногда облицовывали плит­ками цветного мрамора. В домах на острове Делос преобладают дворики, окруженные колоннадами, — перистильные (рис. 28, 5). Иногда в доме устраивали два двора. В центре дворов располага­лись бассейны с мозаичными полами. С крыш в них стекала дожде­вая вода. Имелись цистерны для хранения воды. Двери были де­ревянными, пороги — каменными с углублениями для бронзовых подпятников, на которых вращались створки дверей. Стены домов штукатурили и украшали росписями с фигурными композициями. В нишах стен ставили вазы, статуэтки, вешали картины. Полы бы­ли глинобитными, цемянковыми и мозаичными. В эпоху эллинизма богачи строят роскошные загородные виллы, окруженные садами и парками с павильонами, водоемами, фонтанами. Но сооружать та­кого вида жилища могла себе позволить лишь богатая верхушка

общества. Рядовые граждане и беднота жили в скромных неболь­ших домах.

Сельские дома обычно были гораздо скромнее городских. Они имели большой хозяйственный двор, вымощенный камнем. Вокруг располагались жилые и хозяйственные помещения. Имелись углубленные в землю погреба, где в пифосах хранилось вино, площадки длявыдавливания виноградного сока, помещения для рабов, ско­та,цистерны для воды, зерновые ямы и пифосы для хранения зер­на. Иногда в сельских усадьбах строили башни, которые могли иметь хозяйственное назначение, а также являться жилищем хо­зяина и служить убежищем. На крышах башен можно было зажигатьсигнальные огни. Лучше всего усадьбы с башнями исследованына Гераклейском полуострове в Крыму. Известны они и в Средиземноморье на островах Фасос, Сифнос, Наксос и др.

Мебель.В доме грека имелась деревянная мебель: столы, стулья,кресла, лежанки (клине), скамеечки для ног, сундуки (лари). На расписных вазах и мраморных рельефах VI—V вв. до н. э.

(рис.29, 5, 19) встречаются изображения столов прямоугольной формы с прямыми ножками, стоящих перед клине, на котором возлежал умерший. Столы круглые и прямоугольные, с причудливо изогнутыми ножками, концы которых иногда оформлены в виде ног крылатых животных или хищников (рис. 29, 4), изображены на надгробиях эллинистического и более позднего времени.

Стулья, судя по рельефным надгробиям, рисункам на вазах и терракотовым статуэткам, имели разнообразную форму: стулья с высокой и низкой, с прямой и изогнутой спинками, с прямыми и выгнутыми ножками, кресла с подлокотниками, с прямой и округ­лой спинкой (рис. 29, 7—15). Под ноги часто ставили маленькие скамеечки. Имелись табуретки с прямыми, изогнутыми и с пере­крещивающимися ножками.

Спали и возлежали во время пиров на деревянных лежанках (клине) с высокими прямыми или фигурными ножками и с невысо­ким изголовьем с одной или с двух сторон (рис. 29, 1921), часто украшенным скульптурными налепами или инкрустациями из слоновой кости, дерева либо металла. Деревянную раму клине переплетали ремнями, и на них клали матрацы, ковры, покрывала с пестрыми узорами и подушки. Спали укрываясь одеялом, овчи­ной или мехом.

Сундуки (лари) в виде прямоугольных ящиков с плоской или двускатной крышкой обычно были орнаментированы инкрустация­ми, резьбой, аппликациями. Они запирались на замки. В сундуках хранили одежду, домашнюю утварь, свитки папирусов. В случае надобности большие сундуки могли использовать в качестве сар­кофагов. Богато инкрустированные шкатулки служили для хране­ния женских туалетных принадлежностей и украшений. В комна­тах стояли декоративные вазы, курильницы для благовоний — фимиатерии, терракотовые и мраморные скульптуры, домашние ал­тари.

Отопление. Обогревали помещения переносными жаровнями в виде горшков с отверстиями в стенках, плоских блюд с ручками, больших сферических или колоколовидных глиняных сосудов с боковыми отверстиями. Положенные на глинобитный пол угли по­крывали этими сосудами, которые образовывали подобие колпака. На раскалившихся стенках такого колпака можно было печь ле­пешки. Иногда чашевидные жаровни имели выступы, поддержи­вающие поставленный на них сосуд. Для приготовления пищи слу­жили и глинобитные печи. Из помещений, где находились очаги, дым выводили по дымоходам. Для этого часть комнаты отделяли стеной и под потолком устраивали проем, через который дым под­нимался вверх, минуя помещения верхнего этажа, и удалялся че­рез отверстие в крыше.

Освещение. Для освещения пользовались глиняными и бронзо­выми светильниками, в которые наливали масло или нефть и встав­ляли фитиль из скрученной жгутом шерстяной ткани. Форма све­тильников со временем изменялась (рис. 30). Первоначально све­тильниками служили открытые чаши со слегка сжатыми в виде слива стенками. В VI—V вв. до н. э. преобладали светильники в виде мелких круглых открытых чаш с чуть выступающим носиком для фитиля и с горизонтально прикрепленной ручкой. Затем стали делать два носика с противоположных сторон. В IV в. до н. э. но­сики с отверстиями для фитилей удлиняют, а вместилище для мас­ла становится более закрытым. В III в. до н. э. распространяются

светильники, верхний щиток которых оттискивался в рельефных формах. Появляются вертикальные ручки-петельки. Во II—I вв. до н.э. вновь укорачиваются рожки-носики, увеличивается разнооб­разие орнаментации щитков, распространяются многорожковые светильники, светильники на высоких ножках. В богатых домах имелись специальные бронзовые канделябры, на которые ставили и подвешивали сразу несколько бронзовых светильников (рис. 31,5).

Утварь. Для умывания пользовались большими глиняными та­зами (лутериями). Такой лутерий изображен на мозаичном полу II в. до н. э. одного из херсонесских домов. В хозяйственной части жилища стояли каменные ступы для дробления зерна и зернотер­ки для его перемалывания. В помещениях женской половины дома кроме туалетных шкатулок и сосудов находят бронзовые зеркала, пудреницы, туалетные ложечки, сосудики для растирания румян и для хранения благовоний. Зеркала часто имели высокие рукояти, слитые в виде человеческих фигурок (куросов, коры) или коло­нок, заканчивающихся фигурками животных. Иногда оборотная сторона зеркала украшалась гравировкой с последующим золочением или серебрением фигур. Зеркала могли иметь фигурные под­ставки.

Пища. Основной пищей греков был пшеничный и ячменный хлеб, сыр, лук и вино. Мясо употребляли свиное, говяжье, баранье, его жарили на вертеле. Ели птиц, рыбу, устриц, мидий, молочные продукты, горох и другие бобовые растения, а также фрукты и овощи. Вино смешивали с водой. Согласно легенде, сыновья Зевса, близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк питались в Пританее. Им давали сыр, ячменную лепешку, маслины и лук порей. При Солоне в Афинах повседневной пищей была ячменная лепешка, а в праздник — пшеничная.

Одежда, обувь и украшения. Мужчины носили хитон, а сверху вхолодную погоду закутывались в плащ (гиматий). Дорический хитон был сделан из шерстяной ткани. Он был коротким — до ко­лен и без рукавов. Ионический хитон был длинным из льняной ткани. Его носили в Афинах до эпохи Перикла. Свободные граждане носили хитон с двумя рукавами или прорехами для рук и под­писывали его. Рабы носили хитон с одним рукавом, оставляя сво­бодной правую руку и часть груди. На росписи казанлыкского склепа изображен раб, одетый в такой хитон. Гиматий — это четы­рехугольный кусок материи. Его накидывали на левое плечо, пере­брасывали через правое плечо, а конец — снова через левое. Он за­крывал тело до колен или до щиколоток (рис. 32, 6).

Для Спарты характерны короткие плащи. Обычной одеждой мальчиков был хитон, а юноши — эфебы сверх него одевали хла­миду — короткий плащ, который застегивался на правом плече или на груди. Хламиду одевали также всадники и путешественники ( рис. 32, 5).

Женщины также носили хитон. Дорический хитон — это шерс­тяная рубашка, сшитая до груди и застегивающаяся на плечах.

 

Концы полос ткани спадали на спину и грудь (рис. 32, 4). Иониче­ский хитон — это широкая льняная рубашка с широкими рукава­ми, иногда разрезанными на плечах. Хитон подвязывался поясом. В эпоху эллинизма вошло в моду высоко подпоясывать хитон (рис. 32, 3).

Верхняя одежда женщин была похожа на гиматий, в который завертывались в холодную погоду (рис. 32, 1). Под хитоны одевали тонкий хитонион. Аттические хитоны часто были многоцветными и украшались вышивками и цветной каймой. Гиматий были темные и пестрые. В Спарте носили только белые хитоны и военный красный плащ. В городах обычно ходили без головных уборов; отправляясь в дорогу и работая в поле, одевали шляпу из козьей шкуры или войлочную. В Беотии шапки из войлока были похожи на еловую шишку; в Македонии и в Фессалии шляпы были низкими и щито­образными; в Аркадии шляпы имели широкие поля. Женщины в непогоду покрывали голову гиматием. Вместо головных уборов часто употреблялись сетки, ленты.

Обувь была разнообразной. Носили сандалии типа босоножек с длинными ремешками, которыми обтягивали лодыжки, башмаки и сапожки. Земледельцы надевали сокки — туфли, которые закрыва­ли только переднюю часть ступни, без каблуков и без задников (рис. 52, 11). Для охоты и верховой езды больше подходили высокие сапоги-котурны из цветной кожи.

Гречанки любили различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, диадемы. Мужчины украшений не носили.

Письмо и письменные принадлежности.Основным материалом для письма был папирус, который привозили из Египта. На нем писали чернилами, изготовленными из растений. Рукописи сверты­вали в свитки и хранили в корзинах или специальных нишах. Ког- I да египетский царь Птолемей VIII во II в. до н. э. запретил выво­зить из Египта папирус, пришлось срочно искать другой материал для письма. В Пергаме изобрели пергамен, который делали из бычьей кожи. Рукописи, написанные на пергамене, можно было сшивать в виде книг. В школах дети учились писать на деревянных табличках, покрытых воском. Две скрепленные вместе складных таблички назывались диптихом, три — триптихом. По воску писали заостренным металлическим стержнем — стилем. Второй конец его имел форму лопаточки для заглаживания восковой поверхности и стирания написанного. Для письма использовали также черепки (остраки) и свинцовые пластины.

Библиотеки.Рукописи греческих ученых и поэтов хранили в библиотеках (от слова «библос» — книга). Библиотеки существо­вали еще у царей Египта и Вавилона. В Греции библиотека была у Еврипида, о котором Аристофан говорит, что он «процеживал в свои трагедии сок, выжатый из книг, подобно тому, как делают настой трав». Первой значительной личной библиотекой была биб­лиотека Аристотеля, собранная благодаря субсидиям Александра Македонского, учителем которого он был. Возросшее при Александре Македонском использование папируса, а затем со II в. до

н. э. распространение пергамена и привлечение рабов-переписчиков для копирования книг удешевило стоимость книги. Знаменитый древний ученый Деметрий уговорил египетского царя Птолемея Филадельфа выкупить у наследников библиотеку Аристотеля. Ко­рабли, прибывшие из Афин, выгрузили на побережье Александрии кипы томов. Александрийская библиотека была наиболее извест­ной. Она включала 400 000 томов вместе с дублетами и 90 000 без них. Эта библиотека пополнялась различными способами. Так, на­пример, Птолемей III Эвергет взял в Афинах во временное поль­зование, якобы для снятия копий, под баснословный залог в 15 та­лантов золотом подлинные экземпляры сочинений греческих траги­ков, а потом оставил их себе, отказавшись от залога. В 47 г. до и. э. в эпоху Цезаря Александрийская библиотека насчитывала уже "00 000 томов. Во время войны Цезаря библиотека сильно постра­дала от пожара, по-видимому, сгорели ее кладовые или, может сыть, лишь тюки, приготовленные Цезарем для вывоза. Позднее Антоний в качестве компенсации за потери подарил Клеопатре -00 000 томов из библиотеки Пергама.

В 273 г. до н. э. при Аврелиане Александрийская библиотека сгорела, но была вновь восстановлена. Когда же она окончательно погибла — неясно.

Одной из крупнейших была Пергамская библиотека, основан­ная в III в. до н. э. Она раскопана. Там найдена статуя Афины вы­сотой 4 м, стоявшая, вероятно, в читальном зале.

Музейон. При Александрийской библиотеке был музейон, храм муз, где жили и работали ученые из разных греческих государств. Про египетский музейон говорили: «В Египте прибежище многих народов, кормится много ученых мужей буквоедов — все это в клет­ке у муз». Первые музейоны были основаны еще в Греции в V в. до н. э. Так, Пифагор основал род братства (почти монастырь), в ко­тором был культ муз, поэтому его и называли музейоном. Идею объединения ученых воспринял Аристотель, а после его смерти — Теофраст. Деметрий Фалерский, приглашенный Птолемеем в Еги­пет, основал музейон в Александрии. Здание музейона не нашли. Сохранились лишь его описания. В музейоне были залы для лекций и для работы, комнаты для живших там ученых, зал для трапезы, общий зал, имелись коллекции растений, в садах жили животные для изучения и опытов, существовали обсерватория и залы для пре­парирования трупов. Египетские цари отпускали деньги на содер­жание ученых, на изготовление приборов и инструментов и прове­дение экспедиций.

Наука. Александрия была центром науки. Александрийский ученый Эратосфен установил длину окружности и диаметр Земли, допустив ошибку в 75 м. Глава античных инженеров Ктесибий Александрийский в III в. до н. э. создал часы со стрелкой, указы­вавшей время суток. Точно рассчитанное количество воды, выли­ваясь из одного сосуда в другой, поднимало поплавок, на котором и была укреплена стрелка, повышавшаяся за час на одно деление (рис. 33, 2).

Герон Александрийский изобрел (во II или в I в. до н. э.) автомат для продажи священной воды, основанный на принципе рычага. Тяжесть брошенной монеты заставляла опуститься один упло­щенный конец коромысла, что автоматически поднимало его проти­воположный конец, а с ним и пробку, закрывавшую отверстие для слива воды. Монета при наклоне соскальзывала с коромысла, и оно возвращалось в первоначальное горизонтальное положение, а пробка вновь закрывала отверстие для слива воды (рис. 33, 3). Ге­рон изобрел также паровой шар, который начинал вращаться при переходе налитой в него воды в парообразное состояние. Это про­образ паровой машины. Математик Дионисий изобрел полибол — автоматически действующую катапульту для метания камней. Александрийским ученым принадлежат и другие научные открытия.

Впрочем, наука развивалась у греков задолго до основания александрийского музейона. Греки начали наблюдать за небом под влиянием восточной науки. Геродот в V в. до н. э. писал, что у ва­вилонян основатель греческой астрономии Александр Милетский заимствовал гномон — указатель тени. Гномон подал мысль разде­лить день на 12 частей (до полудня и после полудня) соответствен­но перемещению тени. Так появились солнечные часы. Чаще всего они представляли собой каменный блок с полукруглым сфериче­ским углублением. В нижней части углубления укрепляли желез­ный стержень, а на поверхности углубления от стержня радиально вырезали полосы, соответствующие часам. Но гномоном можно бы­ло пользоваться только в солнечные дни.

От освещения не зависели водяные часы, называвшиеся клеп­сидрой, что значит «воровка воды». Клепсидра нашла применение в суде и в народном собрании, чтобы ограничивать время выступ­ления ораторов. Аристотель в «Политии» пишет: «Воду, назначен­ную для речей, вливают в клепсидру с трубкой, через которую во­да выливается». Когда оратора прерывали или секретарь суда чи­тал документы, специально приставленный раб с помощью пробки останавливал воду.

Принцип клепсидры использовал Платон в IV в. до н. э. при изобретении будильника. Из стоящего сверху сосуда вода по кап­лям стекала в нижний. Когда скопившаяся в нижнем сосуде вода достигала поверхности укрепленной там вертикальной трубки, она переливалась через эту трубку в самый нижний сосуд, заполненный воздухом. При этом воздух выталкивался через единственное от­верстие, соединенное со свистком (рис. 33, /).

Витрувий сообщает о существовании различных механизмов для поднятия стройматериалов при возведении общественных зда­ний и грузов при погрузке и разгрузке кораблей. У Витрувия со­хранилось описание водочерпательных колес для подъема воды и водяных мельниц, а также водяного органа.

Архимеду (III в. до н. э.) приписывают изобретение винта, с помощью которого можно было поднимать воду из реки. Этот «Ар­химедов винт» широко применялся для орошения полей и сохра­нился в Египте до последнего времени (рис. 33, 6).

Музыка.Музыка играла большую роль в жизни греков. Она звучала во время военных походов, регулировала такт ударов вес­лами при гребле. Флейтисты присутствовали на домашних пирушках и на торжественных шествиях. Греки знали духовые (свирель и флейту) и струнные (лиру, кифару, арфу) инструменты (рис. 34). Свирель представляла собой ряд составленных трубочек разных размеров. Согласно греческим легендам, свирель была изобретена Паном, а флейта — полая трубка с отверстиями — Афиной. Накраснофигурных вазах часто изображали флейтисток с двойной флейтой в виде двух трубочек. Лира первоначально состояла из панциря черепахи, являвшегося резонатором, двух рогов, удержи­вавших поперечную тетиву, и трех струн (рис. 34, 4\, Изобретение лиры приписывают Гермесу. Кифара близка лире по форме, но де­лали ее из гнутого дерева. Ее резонатор был гораздо меньших размеров, а количество струн могло быть разным: от четырех до семи (рис.34, 2). Арфа была треугольной и имела сравнительно небольшие размеры. Ее изображения сохранились на краснофигурных вазах на терракотовых статуэтках (рис. 34, /, 9, 10).

Культовые обряды. Вкаждом греческом доме почитали своих богов — покровителей дома. Священным местом считался очаг, как алтарьбогини Гестии. Обязанностью хозяйки дома было поддер­жание огня в очаге. Кроме Гестии почитался Зевс в разных его ипостасях. Зевс Эфестий считался покровителем домашнего очага; Зевс Ктесий — умножителем богатства. Его изображения ставили в кладовых. Зевс Геркей был охранителем ограды, ему ставили алтарь во дворе. Покровителем дверей был Гермес. Ниша с его статуей находилась за входной дверью. На очаге или около него часто ставили статую Гефеста — бога огня. Ремесленники, кроме того, почитали богов-покровителей их профессий. Так, Прометей или Керам чтились гончарами, Асклепий — врачами, Гермес — риторами и учителями и т. д. В богатых домах для статуй домашних богов отводили специальные помещения. В бедных домах стояли небольшие терракотовые фигурки богов либо их просто рисовали на сте­нах.Гесиод считал, что каждый человек обязан ежедневно утром и вечером совершать в честь богов возлияния на алтарь и курения благовоний. Кроме того, богам следовало приносить жертвы, сжи­гая на алтарях жертвенное мясо (Гесиод. Труды и дни, 336—339). На пирах первое и последнее возлияния совершали в честь Гестии. Перед всяким богослужебным действием — молитвой или жертвоприношением— следовало совершать омовения и одевать чистую одежду. При исполнении домашних культов пользовались небольшими каменными или терракотовыми алтариками, подражающими поформе большим алтарям, стоявшим перед храмами.

Похороны.По представлениям греков, смерть после славных подвигов считалась счастьем, даруемым милостью бога. Быть торжественно похороненным — счастье. Самым страшным наказанием считался отказ в праве быть похороненным.

Некрополи располагались за границами города. Право погребе­ния в городе получали лишь особо выдающиеся личности. Их по-

гребали под специальными сооружениями — героонами — храмами для героизированных умерших. В колониях в центре города около агорыобычно хоронили основателя колонии — ойкиста.

Умершего перед погребением обмывали, натирали благовониями, одевали, голову украшали венками, выставляли тело на ложе ногами к выходу, иногда нанимали плакальщицу. Сцены оплакивания умершего изображены на вазах VIII в. до н. э., расписанных геометрическим стилем. После оплакивания на следующий день рано утром умершего выносили на том же ложе для погребения. Погребальное шествие сопровождали флейтистки и певцы.

У греков существовали различные обряды погребений: трупосожжение, когда после сожжения трупа пепел погребали в урнах, и трупоположение, когда умерших хоронили в могилах. Детей час­то погребали в амфорах. На могиле совершали тризну, а в доме — погребальную трапезу. Урны для пепла изготовляли из глины или бронзы; в качестве урн могли использовать разные типы крупных ваз. Гробы делали из глины и из дерева, преимущественно кипари­сового. Иногда гроб ставили в саркофаг, который мог быть дере­вянным, часто богато орнаментированным, или каменным. Камен­ные саркофаги появляются в сравнительно поздний период.

В могилы клали яйца, разнообразные сосуды, чаще всего лекифы, вещи, принадлежавшие умершему, украшения. В женские по­гребения клали зеркала, туалетные сосуды, терракотовые статуэт­ки; в мужские—оружие, палестрический инвентарь — стригили, алабастры и арибалы; в могилы ремесленников иногда клали ин­струменты; в детские могилы — игрушки. Обычай класть оружие в Афинах исчезает с VI в. до н. э. Примерно в это время появляет­ся обычай класть в рот покойнику обол — монету для уплаты Харону за перевоз души умершего в подземное царство (обол Харона).

Типы могил были очень разнообразны: грунтовые могилы в ви­де простых ям; плитовые, когда могила обкладывалась плитами; черепичные могилы складывали из черепиц в виде прямоугольных ящиков, либо над телом умершего ставили черепицы в виде двускатной крыши; сырцовые, когда стенки могил обкладывали сырцовыми кирпичами.

Кроме того, были могилы более сложных конструкций — склепы. Среди них были земляные, сырцовые и каменные или выруб­ленные в скале. Над могилами делали небольшой земляной хол­мик и ставили надгробный памятник. В Афинах VIII в. до н. э. надгробным памятником могла быть очень большая глиняная ва­за в форме лекифа. Позднее сосуд имитировали в камне или воз­водили надгробные статуи, но чаще сооружали каменные стелы со ступенчатым основанием, на которое ставили лекифы с благо­вониями и возлагали венки (рис. 35).

Стелы имели рельефные или живописные изображения. Рас­пространены были рельефы со сценами погребального пира, ког­да умершего представляли возлежащим на ложе, перед которым стоял столик с явствами, часто рядом изображали сидящую жен-

шину, сцену дополняли фигуры людей, приносящих жертвы, и ал­тарь (рис. 36). На надгробиях изображали также вооруженных мужчин или всадников, сидящих и стоящих женщин. На некоторых из надгробий рядом с фигурой умершего, но в более мелком масш­табе изображали его слугу.

 

§ 7. Строительное дело и архитектура

Строительные материалы. Для строительства греки использовали дерево, камень, глину. Деревянными были каркасы древних домов, перекрытия, колонны. В VII — VI вв. до н. э. при строитель­стве храмов и общественных зданий стали преимущественно использовать камень — мрамор и известняк. Фундаменты зданий де­лали каменными, из булыжника, грубообработанных камней, либо применяли субструкции: из бута и щебенки, иногда в виде чередующихся слоев глины и золы. Цокольные части домов часто сос­тояли из поставленных на ребра крупных грубообтесанных плит — орфостатов. Стены складывали из обработанных камней — квадров, положенных без связующих растворов, насухо, или из обработанных камней, положенных на глиняном растворе, или сырцовых кирпичей размером 30X30 — 45X45 см, которые предварительно высушивались. Лучшими считались кирпичи, су­шившиеся в течение двух лет. Кирпичи тоже клали на связующем растворе из глины с песком. В эпоху эллинизма появился обожженный кирпич. Из него сложены колонны эллинистического двор­ца в Ниппуре, а также ворота и арка рынка в Приене.

Строительная техника. Крыши домов были двускатными, их крыли глиняной черепицей, а у храмов — иногда мраморной. Су­ществовали разные способы укладки черепиц (рис. 37, /—3) и раз­личная форма черепиц. Большие плоские, с небольшими боковыми выступами черепицы назывались соленами (рис. 37, 4, 6, 8), аболее узкие округлые, или двускатные, перекрывавшие швы между соленами, именовались калиптерами (рис. 37, 5, 7, 9). Имелись черепицы с отверстиями для света (рис. 37, 10).

Стены штукатурили составом, состоящим из смеси извести с песком, иногда с добавлением толченого мрамора. Для более тон­кой отделки использовали гипс. Наружные стены храмов иногда облицовывали керамическими плитками, например в Селинунте, Метапонте и др. Внутри некоторых из помещений стены украшали описями в технике фресок по сырой штукатурке, применяя крас­ную, белую, черную и желтую краски. С эпохи эллинизма палит-

красок становится более разнообразной. Для облицовки стен и вымостки полов применяли плитки из цветного и белого мрамора. Полы в парадных помещениях украшали мозаиками из цветной гальки, но в жилых домах полы чаще всего были глинобитными.

Предварительную обработку каменных блоков и колонн произ­водили вблизи каменоломен. В Сицилии открыты античные каменоломни «Кампобелло», где вырубали круглые монолиты колонн весом до 18 т. Из каменоломен к месту постройки камни перевозили

 

морским или сухопутным транспортом, используя колеса-катки и салазки. При поднятии каменных блоков пользовались рычагами. Для удобства подъема блока на двух его сторонах оставляли вы­емки или выступы, за которые зацепляли веревки, либо делали гнезда для крючьев. Выступы сбивали, когда производили окон­чательную пригонку камней при укладке их на место. Для скреп­ления каменных блоков пользовались пиронами или скобами либо заливали вырубленные пазы в блоках свинцом. В целях укрепле­ния барабанов колонн использовали металлические шипы.

При обработке каменных строительных деталей пользовались молотками, кирками, теслами, пилами (без зубьев), сверлами; при укладке камней использовали отвес, ватерпас, шнур, угольник.

Типы каменных кладок у греков были разнообразны: полиго­нальная — из камней различных очертаний, подогнанных один к другому и хорошо обтесанных; квадровая — из хорошо обработан­ных камней прямоугольных очертаний; бутовая — из необработан­ных и плохообработанных камней, скреплявшихся раствором гли­ны; циклопическая — из огромных плохообработанных камней. Ка­менные стены могли быть однопанцирными, если всю толщу стены составляли крупные камни, выходившие на оба ее фасада, и двух-панцирными, когда один ряд камней выходил на один фасад, вто­рой— на другой, а пространство между ними заполняли бутовым камнем и глиной.

Квадровые кладки различались по способу укладки блоков: исодомная (равнослойная) кладка состояла из одинаковых блоков, которые клались чередуясь, два — рядом вдоль линии стены, и один — поперек ее. При псевдоисидомной кладке, которую назы­вают также кладкой «логом и тычком», один слой кладки состоял из двух поставленных на ребро блоков с бутом между ними, во втором слое блоки для крепости укладывали поперек стены, а их торцы выходили на оба ее фасада. Кроме того, применяли различ­ные варианты этих кладок, используя неравновеликие блоки, бла­годаря чему лицевые стороны исодомных кладок могли иметь неодинаковый рисунок. Различались квадровые кладки и по спо­собу обработки лицевой поверхности. Так, например, широко применялась рустованная кладка, когда все четыре или три стороны лицевой поверхности блока ровно стесывались, а центральная его часть оставлялась плохообработанной, что создавало красивую игру светотени. Иногда поверхности блока придавали округлые очертания, как, например, у подпорных стен Приены.

Архитектура. Храмы лучше всего дают представление о мону­ментальной архитектуре греков (рис. 25). Храмы были полихромными. Они строились в ордерах (рис. 38). Для дорического ордера характерно отсутствие баз у колонн, которые стоят непосредствен­но на стилобате, отличаются массивностью, часто украшены кане­люрами. Капитель дорической колонны состоит из эхина в виде! подушки и абака — плиты, на которую опирается архитрав с три­глифами и метопами. Триглифы всегда окрашивались в синий цвет, а метопы были красными. В дорическом ордере построены храм

Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Акраганте, в Афинах — Парфенон и Гефестион, храм Геры в Олимпии и др. Ионический ордер характеризует наличие базы в основании колонн, стоящих на стилобаде. Базы состоят из плинфа и валиков со скоцией. Ствол колонны более тонкий и высокий, чем в дорическом ордере, увен­чивается капителью. Капитель состоит из эхина с двумя волютами и овами и узкого абака. Архитрав часто имеет рельефный фриз. В ионическом ордере построены Пропилеи акрополя, храм Ники Аптерос и Эрехтейон в Афинах. Коринфский ордер отличается от ионического формой капители, которая напоминает корзину с листьями аканфа. В Афинах коринфский ордер применен в оформлении колонн памятника Лисикрата IV в. до н. э. и в Олимпейоне — храме Зевса, строительство которого было начато в VI в. дон. э., а закончено во II в. н. э.

Можно выделить четыре основных этапа в развитии строительногодела. Древнейший период доходит до конца VIII в. до н. э. Основными материалами были дерево и сырец. Жилые дома и храмы типа «мегаронов», возводимые в это время, отличались скромностью плана и оформления. В архаическую эпоху VII — V вв. до н. э., когда складывается античное государство — полис, происходит разделение труда между ­ремеслом и сельским хозяйством. Возникает каменное монументальное зодчество. В жилищном строительстве преобладает дерево.

Классическая эпоха V — IV вв. до н. э. — это эпоха греко-персидской войны и последовавшего за ней расцвета Афин. В это время господствует дорический стиль. В IV в. до н. э. в Афинах

распространяется ионический ордер. Возводятся театры, общественные здания, входит в практику прямоугольная — регулярная планировка городов; завершаются старые и создаются новые архитектурные ансамбли: Афинский акрополь, Филиппополь в Олимпии, святилище в Эпидавре, мавзолей Галикарнасский.

В эпоху эллинизма (III — I вв. до н. э.) возникают греко-восточные монархии. Культура принимает греко-восточный характер, даются большие городские ансамбли: в Приене — агора,вПергаме— акрополь, в Милете — большой рынок, булевтерий, храм Аполллона в Дидимах и др. На первом месте теперь стоит возведе­ние светских общественных и жилых домов. Часто нарушаются господствовавшие ранее каноны ордеров. В интерьерах домов и в городских ансамблях преобладают колоннады, перистили. Распространяются двухъярусные колоннады. Повышается роль скульптуры в ансамблях. Декоративные скульптуры помещаются на цоколях построек, как, например, на Пергамском алтаре, или на базах и капителях колонн, как в храме Аполлона в Дидимах. Появляются скульптуры-колоссы (колосс Родосский — статуя Гелиоса высотой более 30 м), садово-парковые ансамбли в Александрии, Антиохии и др. Особенно знаменита Дафна — загородная царская резиденция в 7,5 км от Антиохии, где было расположено святилище Аполлона, окруженное густой рощей. С ним связано

поэтическое предание о превращении нимфы Дафны, преследуемой Аполлоном, в лавровое дерево. Там же были построены святилище Зевса, стадион, театр. Первые цари из династии Селевкидов по­садили в этом святилище 300 кипарисов, а позднее разросшийся парк, орошаемый множеством ключей, достиг 15 км в окружности.

Заказчиками крупных архитектурных сооружений в V в. до н. э. было государство, а в IV в. до н. э. — малоазийские и сирийские цари, частные лица.

Организация строительного дела была строго регламентирова­на. Постройка общественных зданий начиналась по решению на­родного собрания. Оно выбирало строительную комиссию от од­ного до семи человек и одного архитектора. Комиссия составляла сметы и договоры о сдаче работ в подряд. Расходы комиссии конт­ролировались магистратами. Архитектор составлял проект и руко­водил стройкой. Он работал по найму. Имущество архитектора брали под залог. Если при строительстве был допущен перерас­ход больше сметы на 1/4, архитектору приходилось расплачиваться своим имуществом; если он укладывался в смету, то получал осо­бое вознаграждение. На Родосе, в Кизике и в других городах в I в. до н. э. имелась постоянная должность архитектора. Работы делили между большим количеством подрядчиков, и устанавливали сроки строительства не более одного года. Рабочие были как из свободных, так и из государственных рабов. Эллинистические мо­нархи сами субсидировали строительство и распоряжались рас­ходами.

 

§ 8. Искусство

Скульптура. Родиной своей монументальной скульптуры греки считали остров Крит. Согласно греческой легенде, на Крите рабо­тал полумифический скульптор Дедал, который сделал первые статуи богов из дерева и камня. Деревянные статуи не найдены, но древнейшие каменные статуи сохранили традиции деревянной скульптуры. Так, например, фигура статуи Геры Самосской (око­ло 560 г. до н. э.) напоминала ствол дерева, а у статуи Артемиды из святилища Артемиды на острове Делос (середина VII в.) фигу­ра напоминала плоский брусок. Иногда греческие скульпторы де­лали фигуру божества из позолоченного дерева, а голову — из мрамора. Были распространены статуи, изготовленные в хризоэлефантинной технике из слоновой кости и золота. Отдельную круглую скульптуру греки предпочитали лить из бронзы, тогда как ску








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1545;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.097 сек.