Античные памятники Восточного Причерноморья и Средней Азии

Еще в 30-х годах XIX в. Ф. Дюбуа де Монпере, путешествуя по Западной Грузии, пытался установить местоположение античных городов Диоскурии, Фасиса и Гиэноса, упоминавшихся греко-рим­скими авторами. В 1871 г.были начаты раскопки Самтаврского

могильника в городе Мцхета. Интерес к археологическим памятникам Кавказа повысился в результате проведения в 1881 г. в Тбилиси V Всероссийского археологического съезда. Основание в Ю1 г. в Тбилиси Кавказского отделения Московского археологи­ческого общества и деятельность Археологической комиссии в За­кавказье способствовали накоплению материалов по археологии Кавказа, и в том числе по собиранию памятников, связанных с античной культурой.

Значительно более широкое развитие археология Кавказа по­лучает после установления Советской власти. Особенно велики ее успехи в последние десятилетия, в связи с широким развитием строительных работ. Однако исследование греческих городов, упо­минаемых античными авторами, развивается медленно.

Поиски остатков Диоскурии в районе Сухумской бухты ведут­ся с XIX в. Раскопки в Сухуми по поручению Московского архе­ологического общества начал в 1886 г. В. Сизов. В 1907 г. окрест­ности Сухуми исследовал А. А. Миллер, после 1922 г. там работали М. М. Иващенко, А. С. Башкиров, Л. Н. Соловьев и др. В 1959 г. в Сухуми начала работать Причерноморская археологи­ческая экспедиция Института истории Академии наук Грузин­ской ССР. А. М. Апакидзе и О. Д. Лордкипанидзе установили наличие там культурных слоев от III в. до н. э. до IV—V вв. н. э. Отдельные находки, в том числе знаменитая сухумская стела, найденная на дне бухты, относятся к V в. до н. э. Интересные па­мятники античного периода исследовал в 50-х годах XX в. М. М. Трапш в окрестностях Сухуми на Сухумской горе, горе Гуад-ху, в поселке Красный Маяк и др. Были найдены остатки керамического производства, некрополи, поселения, где наряду с изделиями местного производства находили изделия греческих ре­месленников.

Эшерское городище, находящееся в 10 км к юго-западу от Су­хуми, в 30-х годах XX в. обследовалось М. М. Иващенко, затем Б. А. Куфтиным и А. А. Иессеном, а в 1967 г. начались раскопки под руководством Г. Шамбы.

В 1935—1936 гг. при обследовании территории строительства Очемчирского порта у устья реки Джикумури на трех искусствен­ных холмах нашли остатки греческого города Гиеноса, существо­вавшего с V в. до н. э. Раскопки одного из холмов позволили М. М. Иващенко, Б. А. Куфтину и Л. Н. Соловьеву предположить, что здесь был греческий порт или торговая фактория греков. Од­нако раскопки были небольшими. В 1982 г. они возобновлены.

Античный Фасис, который находился, судя по сведениям древ­них авторов, вблизи устья реки Риони, еще не обнаружен. Но в районе Поти экспедиция под руководством Т. К. Микеладзе, рабо­тающая там с 1961 г., выявила серию местных поселений VI—V вв. до н. э., содержащих античную привозную посуду и, ве­роятно, экономически связанных с Фасисом.

Еще в XIX в. внимание ученых привлекли богатые находки из погребений, случайно обнаруженных в районе поселка Вани на

реке Сулори, притоке реки Риони. Там почти в 100 км от берега моря находилось городище, получившее название по имени посел­ка Вани, на западной окраине которого оно расположено. Первые раскопки в Вани были проведены Е. Такайшвили, а с 1947 г. нача­лись планомерные раскопки под руководством Н. В. Хоштария, затем О. Д. Лордкипанидзе.

Особо интересные материалы дали раскопки могильника у се­ла Пичвнари в 10 км к северу от Кобулети. В 1953 и 1956 гг. мо­гильник копала Н. В. Хоштария, а с 1966 г. — А. Ю. Кахидзе. От­крыты культурные слои классического и эллинистического време­ни и три могильника: колхский V в. до н. э., греческий V—IV вв. до н. э. и эллинистический смешанный IV—III вв. до н. э.

Грузинские, армянские и азербайджанские ученые успешно ве­дут в течение последних десятилетий исследования в городах ан­тичного времени во внутренней части Грузинской, а также на тер­ритории Армянской и Азербайджанской союзных республик. Мно­жество привозных вещей, находимых при раскопках, показывают наличие тесных культурных связей этих городов с центрами античной культуры. Особо следует отметить раскопки и реконст­рукцию храма в Гарни в Армении и открытие самой восточной из известных до настоящего времени латинских надписей вблизи Ба­ку в Азербайджане.

На территории Средней Азии уже в 30-х годах XX в. началось исследование парфянского города Нисы вблизи Ашхабада (в се­лении Багир). Это городище было отождествлено с Нисой еще в XIX в., однако систематические раскопки его начались лишь в 1946 г. Южнотуркменской археологической экспедицией во главе с М. Е. Массоном. Эта же экспедиция исследовала стену Антиоха, построенную, по свидетельству Страбона, в III в. до н. э. для за­щиты оазиса Маргианы от кочевников. Большое научное значение имеют раскопки памятников кушанского времени на юге Узбек­ской ССР на территории Северной Бактрии и Согда. Вблизи Тер­меза, в Айртаме, найден знаменитый скульптурный фриз с изобра­жениями музыкантов, неподалеку открыты пещерный буддийский монастырь Кара-тепе и наземное буддийское святилище Фаяз-тепе. Интересное поселение Халчаян, где найдено большое количест­во глиняных скульптур, исследовала Узбекская искусствоведчес­кая экспедиция во главе с Г. А. Пугаченковой. Эта же экспедиция раскопала укрепленный город Дальверзин-тепе, существовавший с III—II вв. до н. э. вплоть до раннего средневековья. Там найде­ны жилые дома и буддийское святилище.

В связи с большими строительными работами на территории среднеазиатских республик археологи обнаружили и проводят в настоящее время раскопки множества поселений и могильников античного времени, где отмечены следы влияния эллинистическо-римской культуры.

 

 

 

Греческая культура возникла и развилась в условиях рабовла­дельческого общества. Типичной формой государства у греков была республика. При этом особенностью греческих рабовладель­ческих государств являлось отсутствие долгового рабства. Все ра­бы у греков были иноземцами. Вместе с тем эксплуатация рабско­го труда освободила значительную часть городского населения,, позволив ему тратить основное время на общественные мероприя­тия, а интенсивная общественная жизнь вызвала стремление воз­водить фундаментальные городские постройки и украшать общественный центр города. В античной Греции был очень высо­кий уровень развития изобразительного искусства, что в значи­тельной степени связано с религиозными представлениями греков, с наличием у них антропоморфной религии, заставлявшей греков изображать богов в виде людей.

История Древней Греции делится на пять основных периодов: эгейский, или крито-микенский (III—II тысячелетия до н. э.); дополисный, или гомеровский (XI—IX вв. до н. э.); архаический (VIII—VI вв. до н. э.); классический (конец VI — первая полови­на IV в. до н. э.); эллинистический (вторая половина IV — середи­на I в. до н. э.). В последующий период Греция стала одной из провинций Римской империи.

 

Для каждого из этих периодов характерны свои социально-экономические условия жизни, своя политическая организация, особенности культурной жизни, находящие яркое выражение в па­мятниках археологии и искусства.

 








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1832;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.