Античные поселения Восточного Причерноморья и Закавказья
Вантичный период возникают государства Закавказья: Колхидское (в Западной Грузии), Иберийское (в Восточной Грузии), Армянское и Албанское (на территории Азербайджана и Южного Дагестана). Все они в большей или меньшей степени были связаны сгреческим, эллинистическим или сримским миром, ведя ак-
тивную торговлю с античными государствами и периодически становясь объектом римской экспансии.
На территории Колхиды в VI—V вв. до н. э. возникают греческие колонии — апойкии, а в период Римской империи Колхида была включена в состав Римской империи, там стояли римские гарнизоны.
Армения находилась в зависимости от эллинистической державы Селевкидов, позднее — в зависимости от Римской империи. В Иберии стояли римские гарнизоны. Через эти области проходили оживленные торговые пути, связывающие страны Востока с Западом.
Колхида
Греческий миф об аргонавтах-эллинах, совершивших во главе с Ясоном на корабле «Арго» путешествие в страну колхов за золотым руном, сохранил свидетельство о том, что греки познакомились с Восточным побережьем Черного моря еще во времена Ахейской Греции — около XIII в. до н. э. Но регулярные связи Колхиды с Грецией начинаются с VI в. до н. э., со времени основания в Колхиде греческих апойкий — Фасиса, Гиэноса и Диоскурии.
Местоположение этих городов устанавливается на основании топонимики и сопоставлений свидетельств различных античных авторов. Так, Фасис, вероятно, находился на южном берегу реки Риони вблизи современного Поти, но он до сих пор не найден. Гиэнос локализуют на территории Очамчира, где при строительстве порта была найдена аттическая и хиосская керамика V— IV вв. до н. э., а Диоскурию — на месте Сухуми. Кроме того, город Апсар, упоминаемый у Арриана (§ 7), Плиния (NH VI, 12) и у других греко-римских авторов, предположительно локализуют на территории Гонио в 8 км южнее Батуми, на левом берегу реки Чо-рох. Упоминаемый Помпонием Мелой (I, ПО) город Кикнос отождествляют с Пичвнарским городищем, расположенным в 10 км к северу от Кобулети, на левом берегу реки Чолок, а известный из римских источников Питиунт — с Пицундой.
Из всех этих городов лучше всего исследовано городище Пичв-нари. Здесь обнаружено, что в V — IV вв. до н. э. существовали два типа могильников, один из которых был греческим, другой — кол-хским, что говорит о существовании в городе в V—IV вв. до н. э. двух самостоятельных этнических групп населения, составляющих изолированные общины. В эллинистическую эпоху могильник Пичвнари имеет смешанный характер.
Городище Пичвнаризанимало площадь около 40 га, а в эпоху эллинизма территория его выросла до 60 га. Раскопки показали, что древнейшее поселение античного времени имело бревенчатые дома, обмазанные глиной. В эпоху эллинизма дома начинают крыть синопской, гераклейской и местной черепицей.
Основные раскопки проводились на территории некрополя. На колхском некрополе преобладали погребения в ямах с закругленными углами, индивидуальные, в вытянутом, реже в скорченном
или полускорченном положениях, часто в дерезянных гробах и с деревянными перекрытиями, головой на восток и на север. Однако имелись и отклонения от этой ориентировки. Греческий некрополь занимал площадь около 6 га. Погребения в нем всегда вытянутые, индивидуальные, с ориентацией на восток. Обнаружено только около 5,5% погребений с кремацией, и лишь в одном случае в могиле найдены три костяка. Встречено одно погребение младенца в амфоре. Погребали в деревянных гробах, могилы иногда перекрывали деревом. Сохранились следы тризн. В количестве погребального инвентаря, в наличии или отсутствии тризн проявляется различная социальная принадлежность погребенных.
В могилах встречаются монеты, палестрический инвентарь и импортная посуда. Для колхских могил характерно помещение погребальных сосудов в головах погребенного. Среди импортных изделий встречались родосско-ионийские сосуды с полосами и аттические вазы, из которых особое место занимает краснофигурный кратер V в. до н. э., расписанный мастером Ниобид. На его многофигурных фризах изображены сцена похищения Елены Тезеем, сцены мифа о Деметре и симпосиум. Встречались чернолаковые аттические и малоазийские сосуды, амфоры из Хиоса, Лесбоса, Фасоса, Менды, Синопы, Гераклеи, бусы из Финикии, Египта и Сирии, бос-порские монеты из Пантикапея и Нимфея, южнопричерноморские — из Синопы и Амиса, золотые статеры Александра Македонского, много колхидок, клавшихся в могилы в качестве обола Ха-рона. В могилах часто находят местные и импортные украшения.
В IV в. до и. э. в связи с поражением Афин в Пелопоннесской войне аттический импорт в Причерноморье сокращается. Активизируются города Южного побережья Понта, особенно Гераклея. В пичвнарских погребениях IV в. до н. э. уже не встречаются аттические расписные сосуды, ювелирные изделия, образцы торевтики. В раннеэллинистическую эпоху в могилах сохраняется восточная ориентировка, увеличивается разнообразие погребального инвентаря, появляется много керамики, изготовленной в древнеколхид-ской традиции или подражающей греческим образцам. Расцвет экономики городища относится к V—III вв. до н. э. Раскопки в Пичвнари обнаружили слой, который предшествовал греческому.
В низовьях реки Чорох (к югу от Батуми) были найдены многочисленные железоплавильные печи, свидетельствующие о том, что в конце II и в первой половине I тысячелетия до н. э. здесь был мощный очаг металлургии железа. Колхи, жившие в Пичвнарском и других приморских поселениях, возможно, были связаны с металлургическим производством, поставляя для него сырье — магнетитовые морские пески. Потребность в железе могла быть одной из причин основания греческих апойкий в этом регионе. Большое количество местных поселений, открытых в районе Батуми, Сухуми, Поти, свидетельствует, что греки основали свои поселения в давно обжитых колхами районах.
Археологические исследования обнаружили целый ряд поселений, античные названия которых неизвестны. В них найдены боль-
шое количество привозной керамики из средиземноморских и южнопричерноморских полисов и греческие монеты, свидетельствующие о широких торговых связях с греческими городами.
Раскопки на территории Батумской крепости дали основание предположить, что там была фактория греческих купцов.
Фасис.В окрестностях Поти ив 18 км к востоку от города по обе стороны реки Риони экспедиция под руководством Т. К. Микеладзе выявила колхские поселения VI—V вв. до н. э., связанные экономически с Фасисом. Наиболее интересны раскопки на холме в Симагре в 15 км от современного устья реки Риони. Поскольку древнее устье этой реки было значительно восточнее Поти, то и древний Фасис следует искать восточнее современного города. В Симагре под насыпью холма, сооруженного в XII—XIII вв. из земли, принесенной с близлежащего поселения VI—V вв. до н.э., были обнаружены жилые комплексы конца VI — начала V в. до н. э., сооруженные из бревен, с полами из плетеных прутьев и досок, с оградами из прутьев. Там найден бытовой инвентарь — деревянные виночерпалки, ложки, гребни, корзины, железные ножи для обрезания виноградной лозы. Наряду с местной, колхидской, употребляли много импортной керамики: родосско-ионийской, в том числе килики с розетками первой половины VI в. до н. э., спурпурными полосами; аттической расписной чернофигурной, главным образом килики мелкофигурного стиля третьей четверти VI в. до н. э. Среди остродонных амфор были хиосские и архаические толстостенные первой половины VI в. до н. э., лесбосские серо-глиняные, протофасосские. В середине V в. до н. э. жизнь на поселении прекращается. Поблизости от него появляется новое поселение, расположенное на обоих берегах реки Риони. Здесь также обнаружены деревянные четырехугольные дома, но выстроенные из досок, с обеих сторон обмазанных глиной. Наряду с колхидской керамикой здесь найдена греческая импортная V — начала IV в. до н. э. По-видимому, эти поселения являлись пригородами Фасиса.
Гиэнос,согласно свидетельству перипла IV в. до н. э. (описанию объезда Черного моря), приписываемому ранее Скилаку, должен был находиться на месте Очемчиры. Здесь в 1935—1936 гг. при строительстве порта Б. А. Куфтин, Л. Н. Соловьев и другие археологи нашли значительное количество импортной греческой керамики V в. до н. э., а в последние годы в Очемчирах обнаружена ионийская керамика VI в. до н. э. По мнению Л. Н. Соловьева, Гиэнос был небольшим городом, расположенным на холме, огражденном деревянной стеной и рвом. В нем жили главным образом греки, а за пределами холма было небольшое местное поселение.
Диоскурия. Страбон (XI, 2, 16, 19) называл Диоскурию эмпори-ем для окрестных племен, подчеркивая ее роль как торгового центра. Попытки отыскать остатки города предпринимались неоднократно. В 1886 г. В. И. Сизов начал раскопки в Сухуми и собрал античную керамику, относящуюся к периоду от V в. до н. э. по IIIв. н. э. Спорадические раскопки первой половины XX в. показали наличие под современным Сухуми слоев первой половины I ты-
сячелетия до н. э. и первых трех веков новой эры. Но строительных остатков обнаружено не было. Однако вблизи Сухуми в 50-х годах М. М. Трапш на территории Сухумской горы обнаружил остатки поселения металлургов начала I тысячелетия до н. э., которое продолжало существовать и в античное время. На горе Гуад-иху он раскопал некрополь местного населения V—II вв. до н. э. и обнаружил поселение, тесно связанное с Диоскурией. На западной окраине Сухуми в районе поселка Красный Маяк он же исследовал поселение и некрополь, появившиеся еще до прихода греков и продолжавшие существовать до II в. до н. э. Там же найдена гончарная печь IV—III вв. до н. э.
В конце 50-х годов исследовалась римская крепость Севастополь, стены которой частично находятся под набережной Сухуми. Ниже сохранились культурные слои, связанные с Диоскурией. Самый ранний из них относили к V в. до н. э. Основная часть Диоску-рии, вероятно, была разрушен? морем, и многие греческие вещи оказались на дне Сухумской бухты, как, например, великолепная мраморная надгробная стела V в. до н. э., найденная в 1953 г. На стеле изображена сцена прощания с умершей. По стилю и мастерству исполнения стела близка ряду греческих надгробий как аттического, так и ионийского производства. Экономическую историю Диоскурии помогают изучить раскопки ее окрестностей. Интересный материал дают раскопки Эшерского городища, которое с 1967 г. исследует Г. К. Шамба.
Эшерское городище расположено на высоком берегу на расстоянии 1 км от берега моря. Площадь городища 4 га. Оно существовало с VI по I в. до н. э. и, возможно, являлось одним из эмпориев Диоскурии.
Среди наиболее ранней привозной керамики найдены родосско-ионийские сосуды первой половины VI в. до н. э. и простая ионийская полосатая керамика, аттические чернофигурные вазы VI в. до н. э. Наряду с привозной встречается местная посуда. Найдены краснофигурные и гладкие чернолаковые аттические сосуды V и IV вв. до н. э., серебряные синопские монеты IV — III вв. до н.э., малоазийские рельефные чаши III—II вв. до н. э. Эллинистические слои представлены строительными сооружениями, в том числе монументальными постройками из рустованных гладкоотесанных блоков с колоннами и капителями. Одно из зданий имело, возможно, перистальный дворик с деревянной колоннадой. В руинах одной из каменных построек найдена бронзовая доска с древнегреческой надписью IV—III вв. до и. э. В конце II — начале I в. до н. э. была сооружена оборонительная стена с башнями. В основание башен положены крупные валуны, залитые известковым раствором с включением обломков черепиц, амфор, скульптур, отесанных блоков и т. п. Возможно, ее соорудили при Митридате VI Понтийском, который, по словам Страбона (XII, 3, 28), построил в Колхиде и в соседних с ней областях 75 крепостей. Среди находок из позднеэл-линистического слоя интересна ручка амфоры с греческим клеймом «Диоску» — началом названия города Диоскурии, где изготовляли
такие амфоры. Аналогичное клеймо на ручке амфоры найдено в 15 км западнее Сухуми между селом Эшери и Новым Афоном, где обнаружены остатки керамического производства.
Слабая изученность греческих городов Колхиды не позволяет з настоящее время с уверенностью говорить об их политическом статусе. В литературе существуют противоположные точки зрения на роль греков в Восточном Причерноморье. Часть исследователей считает, что ко времени греческой колонизации в Колхиде уже было государство с экономически развитыми городами, поэтому греки могли основать там лишь свои фактории в уже существующих городах. Сторонники иной точки зрения полагают, что в Колхиде, как и в Северном Причерноморье, существовали греческие полисы, а возникновение государства колхов по времени совпадает с появлением греческих городов.
Среди памятников Колхиды, связанных с античной культурой, большой интерес вызывает Ванское городище. Приего раскопках находили керамику VIII—VIIвв. до н. э., что позволяет говорить о существовании поселения в этот период, хотя строительных остатков этого времени не найдено. К периоду VI—IVвв. до н. э. относятся остатки жилищ и погребения. Жилища были деревянными или из прутьев с глиняной обмазкой, но в V и IVвв. до н. э. имелись и каменные постройки. Среди погребений, относящихся к V—IV вв. до н. э., есть очень богатые, с массой золотых и серебряных украшений, искусно выполненных колхидскими ювелирами. Это диадемы, височные кольца, серьги, бляшки, браслеты, стилистически близкие ахеменидским. Многие изделия украшены зернью. Имелись бронзовые сосуды как местного, так и аттического производства второй четверти V в. до н. э.
Выделяется погребение знатного воина начала второй половины IV в. до н. э. В нем золотые и серебряные украшения, выполненные колхидскими мастерами, монета Филиппа IIМакедонского, греческие сосуды — бронзовый и чернолаковый, остродонные амфоры, железные, серебряные и золотые перстни-печати. На одном из них греческими буквами выгравировано имя. На воине доспехи греческого типа. У ног воина лежали два скелета, погребенные без всякого инвентаря.
В IIIв. до н. э. Ванское городище было укреплено мощными оборонительными сырцовыми стенами, стоящими на каменном цоколе. Городские ворота фланкировались полукруглой башней. Архитектурный комплекс ворот построен по правилам греко-эллинистической фортификации, но местной особенностью является наличие у самых ворот святилища с каменным алтарем, с ванной и сосудами-приношениями.
Еще одно святилище было воздвигнуто во IIв. до н. э. В нем были богатые приношения: монеты, амфоры и культовые предметы.
Несколько культовых сооружений III—I вв. до н. э. открыты на вершине холма и на центральной террасе, в том числе ступенчатый алтарь, жертвенник, круглый храм, остатки монументальных построек храмового типа с тремя скульптурными головами львов.
Обилие храмово-культовых зданий, отсутствие на территории городища жилых сооружений позволили О. Д. Лордкипанидзе предположить, что в III—I вв. до н. э. здесь был храмовый город — святилище богини Левкотеи, о разграблении которого около середины I в. до н. э. боспорским правителем Фарнаком и вскоре после этого Митридатом VI Пергамским рассказывает Страбон (XI, 2, 17—18). Археологические раскопки подтвердили наличие следов этих двух разрушений.
Крепости.В первые века нашей эры в Колхиде стоят постоянные римские гарнизоны, которые подчинялись военному командованию, находившемуся в римской провинции Каппадокии. Для гарнизонов строили специальные крепости. Самой южной крепостью был Апсар. Там стояло около 1000 солдат. Крепость хорошо сохранилась. Площадь ее около 4,7 га. Она прямоугольная в плане. Планировка ее напоминает римский лагерь. Две главные пересекающиеся под прямым углом улицы подходят к четырем воротам. Каменные стены толщиной около 3 м имеют 18 башен.
Из свидетельств римских авторов нам известно о существовании второй крепости — Ф а с и с. Арриан сообщает, что там имелись военные машины и стояло 400 солдат. Первоначально крепость была окружена валом с деревянными башнями, затем возвели кирпичные стены. Около крепости находилось поселение — канабэ.
Еще одна крепость — Севастополь — известна в Сухуми. Там найдены остатки двух разновременных римских крепостей. В кастелле (крепости) I—IIвв., напоминавшей в плане параллело.-грамм с закругленными углами площадью около 0,6—0,8 га, стояло не более 200 солдат. Несколько больших размеров, но менее тщательно сделанной была крепость III—IV вв. н. э. В двух км от кастелл находилась римская сторожевая башня.
Упоминаемый Страбоном великий Питиунт, который Плиний назвал богатейшим городом, пока не найден. Раскопки в Пицунде начались в 1952 г. под руководством А. М. Апакидзе. Там обнаружена римская крепость II—IIIвв. Она прямоугольная в плане, площадью 2,4 га. К крепости примыкало поселение — канабэ. Из памятников римского времени на территории поселения раскопана базилика IV в., в которой в конце V — начале VI в. был настлан мозаичный пол. Вероятно, во II — IIIвв. до н. э. на Колхидском побережье существовали и другие римские укрепления. В середине IIIв. они подверглись нападению готов, но многие из них были потом вновь восстановлены.
Иберия
Возникновение Иберийского (Картлийского) государства ученые относят к IV—III вв. до н. э. Его столицей была Мцхета. В Мцхете сходились важнейшие торговые пути — речной по рекам Риони и Куре, связывающий Бактрию, Индию и другие восточные страны с западным миром, и караванный путь от северных кочевников по ущельям рек Терек и Арагви. В районе Мцхеты было обнаружено несколько поселений и могильников.
Армазцихе — акрополь города на правом берегу реки Куры на возвышенности Багинети. Там находилась царская резиденция. Раскопки, начавшиеся в 1937 г, под руководством академика И. А. Джавахишвили, открыли остатки мощных крепостных стен и дворцовых построек, а также городской водопровод и другие сооружения. Обнаружены колонный зал, царский саркофаг, мавзолей, прекрасно отесанные и орнаментированные каменные плиты.
Армазисхеви был одним из районов города. Он открыт в 4 км к западу от Армазцихе у устья реки Армазисхеви. В этом районе обнаружены развалины языческого храма, остатки дворцовых сооружений и бани. Здесь, по-видимому, находилась резиденция высших сановников Иберийского царства — питиахшей, или эриставов. Обнаружен некрополь, в котором раскопана группа необычайно богатых гробниц II—III вв. В них были великолепные золотые ювелирные изделия, часто со вставками из цветных камней, серебряные чаши с гравированными орнаментами и медальонами, серебряные и золотые монеты, геммы и т. д.
Самтавро — могильник к северу от Мцхеты. Он существовал длительное время, в течение которого менялся обряд погребений. До середины I тысячелетия до н. э. преобладали грунтовые погребения, к концу I тысячелетия — погребения в кувшинах, а в первые века новой эры — в ящиках, которые выкладывали черепицами и плоскими каменными плитами. В могилах найдено много ценных вещей: оружие, утварь, ювелирные изделия, монеты и т. д.
В Самтавро найдена могильная плита с греческой надписью, в которой упоминается «главный художник и зодчий Ахол», бывший, вероятно, архитектором» Мцхеты. Среди населения Мцхеты были и римляне, о чем говорит надпись Веспасиана 75 г. А. М.Апакидзе предполагает, что в число районов города входило поселение Саркинэ.
Саркинэрасположено в 8 км к западу от Мцхеты. Там открыт город, лежавший на склоне горы на искусственных террасах. Обнаружены капитель ионийского ордера, обломки колонн и полуколонн, фрагменты камней с резьбой. Дома были деревянными, реже — каменными, крытыми черепицей. Найдено много импортных изделий, в том числе стеклянные фиалы из Александрии Египетской, краснолаковая керамика, рельефные так называемые мегарские чаши, малоазийский бальзамарий и др. Особо выделяются терракотовые маски и статуэтки II в. до н. э., являющиеся прекрасными образцами эллинистической пластики. Большая часть их связана с культом Диониса: изображения Диониса, Ариадны и других персонажей дионисийского круга. Город был крупным центром металлургического производства. В нем открыты остатки железоплавильных печей, тигели, шлаки и т. д.
Самадло— городище, расположенное в 15 км западнее Мцхеты на правом берегу реки Куры. Еще в XIX в. в Самадло были найдены богатые погребения IIIв. до н. э. с массой золотых, се-
ребряных и бронзовых вещей. С 1966 г. там ведутся систематические раскопки. Выяснено, что оно возникло в VII—V вв. до н. э., в IV—IIIвв. до н. э. переживало расцвет и в конце IIв. до н. э. жизнь на нем прекращается.
Городище расположено на двух холмах. Жилища и хозяйственные постройки имели сырцовые стены и двускатные черепичные крыши. Дома стояли на террасах, поддерживаемых подпорными стенами из камней и бревенчатых креплений. Среди находок особый интерес вызывает местная расписная керамика IV—IIIвв. до н. э. Роспись на поверхность сосудов нанесена красной краской по желтоватому ангобу (тонкой глиняной обмазке) силуэтным рисунком. Изображены сцены битвы конных и пеших воинов, конная охота с собаками на оленя, ритуальные танцы и т. д. Сюжетные фризы сочетаются с орнаментальными. Встречается и импортная чернолаковая посуда: блюдо и бальзамарии. Обнаружен склеп, сложенный из камней и сырцовых кирпичей. В нем стояли два деревянных саркофага. Склепы и деревянные саркофаги на территории Грузии находят редко, и, возможно, появились они там, так же как и обычай класть в могилу «обол Харона», под влиянием греческих поселенцев Восточного Причерноморья.
Греческо-малоазийское происхождение, по мнению Ю. М. Гогошидзе, имеют и эллинистические черепицы Грузии. На черепицах из Самадло и из Цихиагора обнаружены знаки в виде букв, выдавленные до обжига черепиц и связанные с ионийской буквенной системой нумерации, что, возможно, указывает на присутствие в Иберии в эллинистическое время греческих мастеров-керамистов.
Настагиси— поселение, возникшее в IIIв. до н. э. на левом берегу реки Куры против Самадло, с которым в III—IIвв. до н. э. оно составляет единый город. Акрополь этого города находился в Самадло. Жизнь в Настагиси продолжается до раннего средневековья. А. В. Бохочадзе, исследовавший это городище, предполагает, что Самадло и Настагиси представляли столицу Иберии IV—II вв. до н. э., а с I в. до н. э. столица была перенесена в Армази.
Дзалиси — городище, расположенное в 20 км к северо-западу от Мцхета, исследуется А. В. Бохочадзе с 1971 г. Оно занимало площадь более 70 га. Открыты остатки дворцовых, культовых, жилых и общественных зданий. Особенно интересны термы II в. с гипокаустом и с мозаичным полом. Рисунок мозаики с различными фигурами, орнаментальными бордюрами искусно выполнен из мелких кусочков разноцветных камней. Стены терм сложены из обожженных кирпичей на известковом растворе. В них вмонтированы гончарные трубы, по которым горячий воздух из-под пола поднимался вдоль стен, обогревая помещение. Открыто здание вторых, более обширных городских терм с бассейном и фонтанами, с гипокаустом, имевшим столбы из круглых и прямоугольных кирпичей.
Все здания города имели черепичные покрытия, некоторые, судя по находкам обломков оконного стекла, имели стеклянные окна. Интенсивная жизнь в городе продолжалась с I по IV в. Затем город был сожжен. Термы, гипокаусты, мозаики свидетельствуют о влиянии римского градостроительства.
Згудери, возможно, являлся одним из административных центров Иберии позднеантичного времени. Там обнаружены жилые и хозяйственные постройки и погребения иберийской знати конца II—IV в., в которых найдено много импортных изделий: римские серебряные блюда, бронзовые культовые предметы, резные камни, римские и парфянские монеты. Золотые украшения носят явные следы влияния римской моды, заметно и проникновение греко-римских культов.
Армения
Как и в других эллинистических государствах, в Армении в течение III—II вв. до н. э. развертывается строительство городов. Древняя столица государства находилась в Армавире, на месте урартского города. При раскопках в городе найдены интересные терракотовые статуэтки, типы которых восходят к античным. Наиболее часто встречается изображение богини с ребенком. О торговых связях с эллинистическими государствами Малой Азии свидетельствуют находки чернолаковых и амфоровидных сосудов, сосудов, покрытых голубовато-зеленой глазурью, и др.
В 70—80-х годах II в. до н. э. в Араратской долине основан Арташат, ставший новой столицей государства. В I в. до н. э. царь Армении Тигран II наряду с другими новыми городами, построил новую столицу Тигранакерт, которую он превратил в центр эллинистической цивилизации. В города он переселял жителей завоеванных им эллинистических полисов. Наличие в городах выходцев из Сирии, Каппадокии, Киликии и других районов развитой эллинистической культуры наложило отпечаток на развитие культуры и искусства Армении.
По сообщению Плутарха, Тигран II построил в Тигранакерте театр и пригласил группу греческих актеров. Театр был и в Арта-шате, где тоже играли греческие актеры. При дворе Тиграна II жили знаменитые греки — философ и историк Метродор, ритор и писатель Амфикрат.
В начале I в. Армянское государство оказалось под властью римлян, которые выдвигали на армянский престол своих ставленников. Но в 62 г. римляне были изгнаны, и к власти пришел Ти-ридат I. С его именем связывают строительство крепости и храма в Гарни.
В 115 г. Армению захватил император Траян и превратил ее в римскую провинцию. Он оставил там в разных пунктах римские гарнизоны. В 117 г. при императоре Адриане римские войска были выведены из Армении, но в 163 г. Армения вновь была оккупирована римлянами.
О влиянии эллинистической культуры на культуру древней Армении говорят находки около полутора десятков греческих надписей, наиболее ранние из которых относятся к рубежу IIIи IIвв. до н. э.
В древней Армении греческий язык оставался основным письменным языком с IIIв. до н. э. до IV в. н. э. Эллинистические и римские влияния сказываются на развитии архитектуры, скульптуры, ювелирного дела, стеклоделия, в появлении терм, гипокау-стов, мозаичных полов, системы водоснабжения городов и крепостей с помощью гончарных труб. Из Эллады в Армению были привезены статуи Зевса, Артемиды, Афины, Гефеста и Афродиты. В керамическом производстве в эллинистическое время появляются греческие формы сосудов: амфоры, кратеры, пелики, рыбные блюда и др. Ряд мотивов в росписях сосудов находит аналогии в малоазийской керамике. Мотивы Дионисийского культа проявляются в произведениях торевтов. Эллинистические и римские мотивы, в свою очередь, испытывают сильное влияние местных традиций и видоизменяются.
Арташат— город, существовавший с 70—80-х годов II в. до н. э. по 368 г., когда он был захвачен сасанидским царем Шапу-ром. Систематические раскопки города ведутся с 1970 г. под руководством Б. Н. Аракеляна. Арташат был построен по единому плану и сочетал местные градостроительные традиции с принципами эллинистического градостроительства. Его цитадель и центральные кварталы располагались на девяти холмах на искусственных террасах. Часть города лежала у подножия холмов. В городе были дворцы, храмы, эллинистический театр. Раскопана общественная баня с гипокаустом, состоящая из трех отделений; исследованы квартал ремесленников, гончарные печи, бассейн, оборонительные стены и другие сооружения. Город в 58 г. был разрушен римским полководцем Корбулоном, но затем вновь отстроен. В 115 г. его захватил Траян и оставил там часть своих войск. На окраине города в 1967 г. были найдены две каменные плиты с латинскими надписями. Одна из них, высеченная 'в 116 г., содержит имя и титул Траяна и сообщает о возведении какого-то сооружения солдатами IV Скифского легиона; другая является эпитафией солдата вексилляции I Италийского легиона, указывая, таким образом, какие части римских войск стояли в Армении. При раскопках найдены эллинистические и римские монеты, каменные базы колонн, кровельная черепица, обломки настенных росписей, эллинистическая мраморная женская статуя, импортные бронзовые расписные и краснолаковые сосуды, много терракотовых статуэток и другие ремесленные изделия. В некрополе Арташата встречались погребения в грунтовых ямах, урнах и кувшинах.
Гарни— крепость и поселение находятся в 27 км восточнее Еревана. В 1909—1911 гг. Н. Я. Марр и Я. И. Смирнов начали раскопки на территории крепости и расчистили руины гарнийского храма. С 1949 г. начались систематические раскопки крепости
под руководством Б. Н. Аракеляна. Изучены оборонительная стена с прямоугольными башнями и ворота крепости, воздвигнутой в III—II вв. до н. э.; открыты баня III в. н. э. с мозаичным полом и ряд гражданских сооружений, в том числе монументальное здание III—IV вв. н. э. Греческая надпись, вырезанная на большом каменном блоке, содержит указание на восстановление крепости Тиридатом I в 76 г. н. э. Крепость стоит на мысу. Нижние ряды ее стен сложены насухо из громадных, хорошо отесанных глыб, частично скрепленных железными скобами. По расположению и форме башен, по особенностям кладки стена близка фортификационным сооружениям античных городов Малой Азии и Сирии.
Особый интерес представляет античная баня с гипокаустом. В кладке стен применен способ сочетания кирпича с камнем. Полихромная мозаика ее пола выложена из мелких камешков квадратной, треугольной и иных форм, имевших до 15 оттенков. Сюжет мозаики взят из греческой мифологии: на фоне моря изображены божества, нереиды, ихтиокентавры, рыбы и плетеный орнамент. Греческие надписи поясняют изображения. В середине в квадратной рамке — изображение Океана и Моря, от которых сохранились лишь части мужской и женской голов. Эта мозаика близка античным мозаикам Сирии. Баня была заброшена в IV—V вв. Интересна система водоснабжения крепости в III—IV вв. Вместо керамических труб, известных в других городах Армении, здесь открыты каналы с выложенными из камней стенками и дном, покрытыми цемянкой — смесью извести с шамотом — и сверху перекрытые плитами, скрепленными таким же раствором.
Ближе к концу мыса над обрывом стоит храм из местного серого базальта — периптер ни высоком подии с 24 колоннами ионического ордера. Все части антаблемента храма, плафон портика и галереи покрыты замечательной резьбой. К храму ведет лестница из 9 ступенек. Вопрос о времени постройки храма окончательно не решен. Его датируют эпохой эллинизма, I в. до н. э. — I в. н. э. и II—III вв.
В Гарни исследовался некрополь VI—IV вв. до н. э., в котором преобладали могилы, сложенные из 4—6 каменных плит и перекрытые плитами. Встречались грунтовые ямы, костяки, обложенные булыжником и перекрытые небольшими плитами. Иногда погребения в каменных ящиках были окружены камнями. Имелись погребения в сосудах (кувшинные) и в каменных саркофагах. Под влиянием греков в Армении распространился обычай класть в могилу монеты.
В Гарни найдены римские монеты I—II в., импортные стеклянные сосуды. В кладках стен применялся известковый раствор, для пола и стен бани — водонепроницаемый раствор. Все это свидетельствует о знакомстве с приемами римских строителей.
Влияние античной культуры на Кавказ распространялось через античные города Восточного Причерноморья, а с юга — из эллинизованных областей Селевкидской державы.
Кавказская Албания
Значительно слабее, чем в Грузии и Армении, было влияние античной культуры на территории Кавказской Албании—области в нижнем течении рек Куры и Аракса (совр. Азербайджанская ССР и Южный Дагестан).
Страбон (XI, 4, 1) сообщает, что албанцы живут между Иберией и Каспийским морем, привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам. Однако археологические раскопки показали, что к I в. н. э. в Албании уже были города, в них развивались ремесла и торговля, чеканились монеты. Во II в. Клавдий Птолемей называет на территории Албании уже 29 городов и поселений. Когда в 69 г. н. э. римские легионы Лукулла вторглись в Армению, албанцы вместе с иберами пришли на помощь Тиграну II. Помпеи, преследуя Митридата, дважды вторгался в Албанию и выходил победителем в сражениях с албанцами. Однако Албания тогда сохранила независимость. Лишь при императоре Тиберии она признала зависимость от Рима, но ненадолго.
Главным городом Албании, согласно свидетельству Плиния, была Кабалака (Кабала). Развалины города обнаружены вблизи села Чухур-Кабала Куткашенского района. Археологические раскопки там ведутся с 1967 г. И. А. Бабаевым и др. Город был защищен земляным валом и рвом. Обнаружены культурные напластования, относящиеся к периоду с конца IV в. до н. э. до конца I в. н. э.
Открыты остатки большого общественного здания I в. до н. э.— I в. н. э. площадью более 580 кв. м. Оно возведено из сырцовых кирпичей, имело черепичную крышу. В каждом из трех его залов имелись по две деревянные колонны, опиравшиеся на каменные базы. В нижележащих слоях найдено много глиняных сосудов, орудий труда, украшений, привозных стеклянных и глазурованных глиняных сосудов, терракотовые статуэтки. Среди монет римские денарии, местные подражания драхмам Александра Македонского и парфянские. Кроме того, имелись тетрадрахмы Лисимаха, монеты всех селевкидских царей, греко-бактрийских царей, аршакидских царей II в. до н. э. и др. Особый интерес представляют многочисленные буллы — куски глины с отпечатками печатей, которыми запечатывали свитки, тюки с товарами и т. д. Многие отпечатки сделаны привозными геммами, изготовленными греческими камнерезами. В нижних слоях городища встречены железные шлаки, свидетельствующие о наличии железоделательных мастерских.
Кабала стояла на перекрестке торговых путей. Наличие монет и обилие булл говорит о ее значении как торгового центра.
Под влиянием связей с античным миром в Кабале и других городах стали употреблять обожженные кирпичи, изготовлять кровельную черепицу античных типов, чеканить монеты, подражающие греческим, изготовлять глиняные сосуды античных типов.
Раскопки второго крупного города, упоминаемого у Птолемея,— Кемахеи— также выявили остатки построек античного периода. Поселение вблизи современного города Шемахи возникло в конце IV — начале III в. до и. э. В слое IV—II вв. до и. э. обнаружены остатки больших зданий с залами, черепичные кровли которых опирались на колонны с каменными базами. Фундаменты домов были сложены из булыжников, верхние части стен — из грубо отесанного известняка, бутового камня или сырцовых кирпичей. Найдены остатки кузницы. Во II в. н. э. город перемещается на новое место. Появляются огромные здания и особняки с большими хозяйственными дворами.
На месте старого города появляется некрополь. Встречаются ямные, грунтовые и кувшинные погребения. Ямные относятся к IV—II вв. до н. э. Грунтовые погребения существовали на протяжении всей истории Албании. Кувшинные появляются во II в. до н. э. и продолжают существовать до средневековья. В кувшинах небольшого размера хоронили детей; в больших, высотой до 2 м, погребались взрослые. Вокруг погребальных кувшинов ставили сосуды с пищей, клали оружие, в женских погребениях находят много украшений. Среди сосудов встречаются античные формы: пифос, гидрия, ойнахоя, фиала, ритон, канфар, алабастр и др., изготовленные местными мастерами в подражание привозной керамике. Античное влияние сказывается и на изделиях албанских ювелиров и торевтов. Оно привело к распространению обычая класть в рот или в руку умершего монету.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 2172;