Искусство

Скульптура.В период Римской республики формируются основ­ные виды римской пластики — скульптурный портрет, исторический рельеф и декоративные произведения. Сильное воздействие на раннее римское искусство оказали этруски. Для них характерны скульптуры из бронзы и обожженной глины — терракоты. Иногда терракотовые статуи превышали рост человека. Этрусский скульп­тор Вулка создал из терракоты скульптурную композицию фрон­тона храма VI в. до н. э. Знаменитые глиняные статуи из Вей VI в. до н. э. — Аполлона, Гермеса и других — свидетельствуют о близости этрусской скульптуры произведениям греческих мастеров эпохи ар­хаики. На терракотовых этрусских саркофагах часто изображался умерший с портретными чертами лица. Этрусским мастером извая­на знаменитая Капитолийская волчица.

После изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гор­дого и провозглашения Римской республики начинается самостоя­тельное развитие римского искусства. Особого мастерства достиг­ли скульпторы, изготовлявшие очень реалистические скульптур­ные портреты. Возможно, на портретное искусство оказал влияние обычай снимать восковые маски с лица умерших, что было связано с культом предков. Бюсты, статуи, групповые портреты родствен­ников свидетельствуют об умении римских скульпторов с большой точностью воспроизводить индивидуальные черты того или иного человека. После завоевания Греции во II в. до н. э. на искусство Рима заметно распространяется греческое влияние. По словам Го­рация, «Греция плененная пленила своих победителей». Из Греции сотнями вывозятся произведения искусства. Намечается стремле­ние скульпторов творчески осмыслить греческую эллинистическую скульптуру, что проявляется в попытках не только точно воспро­изводить черты лица, но и стремиться к воспроизведению внутрен­них черт характера.

Для пластики времен империи характерна частая смена раз­личных художественных стилей и манер. В период принципата Ав­густа сохраняются традиции скульптурного портрета. Интересна статуя Августа, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, соз­данная после смерти принцепса. Август изображен в образе Юпи­тера, сидящего на троне. Статуя носит явные следы эллинистиче-

ского влияния. В основе ее композиции лежит статуя Зевса Олимпийского, созданная Фидием.

Скульпторы часто обращаются к портретам женщин, но эти портреты лишены каких-либо эмоций, что хорошо иллюстрируется портретом жены Августа Ливии из собрания Эрмитажа. На ее лице мы видим выражение глубокого покоя. Новым в скульптуре являются и портретные бюсты детей, главным образом будущих императоров.

Характерной для нового периода постройкой является Алтарь мира. Его стены покрыты рельефами исторического и аллегориче­ского содержания, а также растительными декоративными орна­ментами. Они отражают развивающееся в римской скульптуре на­правление покрывать художественными рельефами большие площади. Особенное распространение получают рельефы военного, ис­торического и мифологического содержания.

Если в рельефах времени Августа преобладала графическая чистота линий и спокойствие форм, а в скульптурных портретах — воспринятая от республиканского времени строгость и простота форм, то при Клавдиях и Флавиях развивается помпезный стиль. Излюбленными становятся статуи с эффектными позами, воздви­гаются колоссы.

Новые черты в искусстве нашли отражение в рельефах арки Тита, где изображения даются как бы в нескольких плоскостях. В композициях рельефных сцен чувствуется стремление передать напряженность действия.

Портретные бюсты и статуи тоже теряют свойственные авгус­товским образам замкнутость и сдержанность. В них подчеркива­ется сила, власть, богатство изображаемого, при этом скульптор не стремится смягчить неприглядные черты, имеющиеся иногда во внешнем облике. Особенно отчетливо это выступает в портрете помпейского ростовщика Цецилия Юкунда. Скульптор, не только точно передает все дефекты его лица, но и показывает сущность характера этого расчетливого дельца и стяжателя. Даже портре­ты императоров лишены идеализации, как, например, портрет Не­рона. Жестокость и самодурство этого властелина подчеркивают глубоко сидящие глаза, насупленные брови, складки в углах рта. Скульпторы начинают широко применять бурав для передачи пышной прически из отдельных завитков.

Для эпохи Траяна характерны новые веяния в искусстве. Порт­реты Траяна и его современников подчеркивают холодную сдер­жанность и величавую бесстрастность образа, преобладает прос­тота форм, скупость и сдержанность композиции. Наблюдается возврат к стилю скульптурных портретов эпохи Республики. Так, в образе императора, особенно на его портрете из Государствен­ного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, скульп­тор стремится подчеркнуть силу воли, решительность, храбрость, но с помощью скупых средств, иногда с заметной сухостью и хо­лодностью, что резко отличает портреты времени Траяна от скульп­туры эпохи Флавиев с ее театральной аффектацией.

 

Ярким образцом исторического рельефа являются рельефные панно, покрывающие поверхность колонны Траяна. Они с докумен­тальной точностью воспроизводят сцены двух войн Траяна с дака-ми, хотя в некоторых картинах реальность переплетается с вы­мыслом.

В скульптуре времени императора Адриана отчетливо сказы­вается подражание древним греческим памятникам. Это заметно на портрете Адриана, изображенном с прической греческого фи­лософа, на скульптуре любимца императора юноши Антиноя, вос­произведенном скульптором в виде Диониса. Появляется архаизи­рующее направление в скульптуре, свидетельствующее об увлече­нии греческим искусством VI в. до н. э.

В правление Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода скульп­тура носит печать изменений, происшедших в римском обществе,— начавшегося глубокого кризиса Римского государства. В скульп­туре нашли отражение пессимистические настроения, пассивно-со­зерцательная философия, проповедующая покорность воле судьбы, глубокий индивидуализм, полное отрешение от общественных ин­тересов, повышенный интерес к душевным переживаниям. На пер­вый план выдвигаются переживания и настроения человека. В портретах ярко выражена меланхолическая задумчивость, лег­кая грусть. Входит в моду изображение полузакрытых верхними веками глаз, что придает томность выражению лица. Поверхность лица тщательно полируется, что резко контрастирует с богатыми переливами светотеней на прическах и бороде. Волосы переда­вали в виде пышной массы, что достигалось частым применением бурава. Это хорошо видно и на конной статуе Марка Аврелия и на портретном бюсте Коммода, изображенного в образе Геркулеса.

Высокого художественного мастерства достигает психологиче­ский портрет. Так, например, портрет римского мальчика конца II в. из Государственного Эрмитажа носит печать томной грусти, а в портрете Каракаллы прекрасно выражены недоверчивость, по­дозрительность и злобность императора, убившего своего брата Гету, чтобы достичь единовластия.

В III в. н. э. с углублением кризиса античного мира изживают­ся формы высокого античного искусства. Постепенно теряется чув­ство пластичности. Развивается новый своеобразный стиль позднеримского искусства. Скульптурные портреты утрачивают следы философских раздумий, скульпторы не обращают внимания на ме­лочи и детали. Мастер, сделавший портрет Филиппа Аравитянина (хранящийся в Эрмитаже), правдиво, с помощью скупых средств воспроизводит образ одного из «солдатских» императоров. В нем отражены суровость и жестокость, характерные для этого смутно­го времени.

Новые течения нашли отражение и в рельефах, украшавших триумфальные арки, колонны и саркофаги римской знати. Сюже­ты официального рельефа большей частью посвящены битвам римлян с варварами, а на саркофагах наряду с батальными ком­позициями распространены мифологические сцены. При этом за-

 

метно развивается многофигурность изображений, сложность и перегруженность композиций, что свидетельствует об упадке вкуса.

К IV в. римский скульптурный портрет теряет свою реалистич­ность. Утрачивается и искусство исторического рельефа. Появля­ется плоскостность форм, скованность изображений.

Живопись. Наиболее ранние образцы античной живописи, най­денные на территории Италии, связаны с искусством этрусков и греков. В Этрурии был широко распространен обычай расписы­вать стены гробниц. Большая часть росписей относится к VI — V вв. до н. э. В это время в росписях склепов чаще всего представ­лены сцены погребального обряда; ритуальные пляски, игры и состязания в честь похорон, эпизоды борьбы юношей-атлетов. Но иногда встречаются и чисто бытовые сюжеты, как, например, ры­баки в лодках, охотники, стреляющие из рогаток в птиц. В неко­торых гробницах живопись лежит на штукатурке, и обычно она выполнена в технике фрески, но иногда краски лежат прямо на камне, в котором вырублен склеп. В использовании сюжетов, в изображениях персонажей часто заметно влияние эллинского ис­кусства.

Образцы этрусской живописи сохранились только в гробницах, но древние авторы сообщают, что росписью были украшены так­же стены храмов и жилищ этрусков. Некоторые из росписей вос­производят картину внутренних помещений дома. Так, например, в гробнице Львиц на потолке изображены кровельные черепицы, в углах — колонны. В центре композиции большой кратер — сосуд для вина, по сторонам которого расположены музыканты и тан­цующие.

В росписях V в. до н. э. больше внимания уделяется человечес­кому лицу, а живопись конца JV — III вв. до н. э. характеризуется усложнением композиции, большей подвижностью фигур, более пестрой красочной гаммой. В росписях IV — III вв. до н. э. появ­ляются изображения кровавых битв, страшные образы гениев смерти, но продолжают встречаться и сцены заупокойной трапе­зы. Кроме живописи на стенах гробниц известны и расписные сар­кофаги, например саркофаг из Тарквиниев, где представлены на­павшие на грека амазонки.

Следующий этап истории римской живописи хорошо прослеживается по настенным росписям и мозаикам, найденным при рас­копках Помпеи, Геркуланума и Стабии. По характеру композиции римские настенные росписи могут быть разделены на четыре пос­ледовательных стиля.

Росписи первого инкрустационного стиля подражали облицовке стен мраморными плитами. Их относят к периоду от 150 до 80 г. до н. э. Образцы такой росписи мы видим в доме Саллюстия и в доме Фавна. Этот прием декорировки стен совпадает с эллинис­тической настенной росписью, обнаруженной на острове Делос.

Второй архитектурный стиль характеризуется расчленением стены изображениями различных архитектурных деталей. Живопи­сец старается создать иллюзию архитектурных композиций, распо-

 

ложенных в нескольких планах. Живописно воспроизводятся пи­лястры, колонны, капители, карнизы, кариатиды. Иногда в роспись включены картины разного размера, помещенные в виде панно среди элементов архитектуры. Иногда, как в вилле Мистерий, изображены персонажи, составляющие сюжетную композицию. Примером росписи этого стиля могут быть также фрески домов Лабиринта, Криптопортика, Серебряной свадьбы и др. Этот стиль развивается в период с 80 г. до н. э. по 14 г. н. э.

Следующий период знаменуется появлением третьего стиля, ко­торый называют орнаментальным или египтизирующим. Он поя­вился под влиянием искусства Египта греко-римского периода и охватывает период от начала императорской эпохи до 63 г. Вместо живописных декораций, имеющих целью раздвинуть стену, появля­ются росписи, которые, украшая стену, не нарушают ее плоскости. Воспроизводятся ажурные сооружения, расчлененные тонкими, об­витыми гирляндами и лентами, колоннами и пилястрами, миниа­тюрные сценки, медальоны. В роспись включаются живописные панно, часто копии греческих картин, пейзажи. Живописцы как бы превращают стену комнаты в большой красочный ковер, в цент­ре которого помещается сюжетная композиция. Ювелирно напи­санные цветы, орнаменты, миниатюрные сценки и натюрморты требуют рассмотрения их на близком расстоянии. Это подчеркива­ет уютность и интимность комнаты. Примеры таких росписей на­ходим в домах Цецилия Юкунды, виллы Цицерона, дома Нака­занного амура и во многих других.

Четвертый декоративный, или пышный, стиль как бы соединяет перспективные архитектурные построения второго стиля с богат­ством орнаментальных украшений третьего стиля. Роспись услож­няет архитектурный стиль, внося фантастические элементы. Со­храняется включение сюжетных изображений в виде небольших картин, как бы повешенных в центре стены. Этот стиль развива­ется с середины I в. В Помпеях он представлен в доме Веттиев и в доме Трагического поэта, а в Риме — в Золотом доме Нерона. На стенах дома Веттиев целая картинная галерея, исполненная первоклассными мастерами. Здесь разнообразные архитектурные композиции, фризы с миниатюрными фигурками, переработки гре­ческих картин. Особенно известны росписи триклиния. В его цо­кольной части на черном фоне изображены амуры и психеи за разнообразными занятиями: амуры-ювелиры, виноделы, в мастер­ской пряжи, на скачках и т. д. В средней части стен — красные панно с парящими фигурками богов и героев и черные панно с канделябрами. В верхней части — широкий фриз из балконов, пор­тиков, открытых дверей. В них стоят, танцуют или возлежат са­тиры и вакханки. В другой комнате чередуются большие картины и гладкие панно с фигурками в центре, а сверху — фриз с архитек­турными мотивами. Среди картин интересны «Младенец Геракл со змеями», «Казнь Дирки», которую в наказание за ее жестокость дети Зевса и ее рабыни Антиопы привязали к рогам быка, а также картина «Наказание Пенфея» — фиванского царя, растерзанного

 

вакханками за то, что он пытался запретить чествование Диониса.

Обычай расписывать стены сохранялся и после гибели Помпеи и Геркуланума, но образцов настенных росписей II и III вв. сохра­нилось очень мало. Отдельные фрагменты найдены на вилле Адриана близ Рима, в Остии, в гробницах. Во II в. заметно под­ражание искусству классицизма, прослеживаются традиции пасто­рально-идиллического пейзажа. В III в. оживляется реалистиче­ская традиция римского искусства, наблюдается упадок интереса к сюжетам и образам греческой мифологии. Зарождается христи­анское искусство, сохранившееся в росписях римских катакомб. Там богатая растительная орнаментация, встречаются сюжеты библейских легенд. Постепенно складывается условный позднеантичный абстрагирующий стиль. В живописи IV — V вв., как и в других видах искусства этого времени, прослеживается борьба от­мирающей античной традиции и новых художественных принципов.

Портрет. В римском искусстве широко развивается станковый живописный портрет, но образцы его почти не сохранились. Наи­более известны портреты, включенные в роспись помпейских до­мов. К ним относится портрет молодой женщины с дощечками для письма из дома Либания (некоторые считают это изображе­нием Сафо), а также портрет Теренция Неона с женой. Особенно много портретных изображений было найдено в Египте в песках Фаюма. По обычаям эти портреты, написанные на деревянных досках восковыми красками, темперой или клеевыми красками, накладывались на лицо мумии вместо маски. Первоначально в I в. стиль фаюмских портретов был реалистичным, особое внимание обращалось на выражение глаз. Они всегда большие,, выразитель­ные, с оттенком грусти. Некоторые из ранних фаюмских портретов являются прекрасными образцами эллинистических традиций в портретном искусстве римлян.

Мозаика. Обычай украшать пол здания мозаикой пришел в Италию из Греции, где мозаика применялась еще в V в. до н. э. В римский период техника мозаики достигает высокого совершен­ства и широко распространяется по всему античному миру. Моза­ичные панно складывали из очень мелких кусочков цветных кам­ней с добавлением стеклянной пасты — смальты. Среди мозаик Помпеи наиболее известна мозаика из дома Фавна с изображением битвы Александра Македонского с персами. Весьма возможно, что она была копией картины художника Филоксена из Эретреи, жившего в конце IV — III в. до н. э. Особенно искусными счита­лись мозаичисты из Александрии, откуда и могло быть привезе­но это мозаичное панно. Размеры кусочков цветного мрамора, из которых оно состоит, не превышают 2—3 мм, а всего на него пош­ло около полутора миллионов таких кусочков. Великолепны моза­ичные панно из Северной Африки, украшавшие богатые виллы рабовладельцев во II — V вв. н. э. Разнообразны сюжеты этих мо­заик: различные наземные и морские животные, мифологические сцены и персонажи, пейзажи, изображения сельских вилл, сцены охоты и рыбной ловли, сцены сельских работ — пахоты, выдавли-

 

вания виноградного сока и многие другие изображения. В Риме в термах императора Каракаллы сохранились декоративные мозаи­ки с фигурами и бюстами атлетов-победителей. Бросаются в глаза полное отсутствие интеллекта в лицах, подчеркнуто увеличенные мышцы груди и шеи, что свидетельствует о сохранении мозаичис­тами начала III в. традиций римского портретного искусства. Не­сколько более схематично переданы черты лица на известных мо­заиках виллы Геркулия конца III — IV в., открытой в Сицилии около города Пьяцца Армерина. Общая площадь ее мозаичных по­лов около 3500 кв. м. Среди разнообразных мозаик, выполненных из смальты, особенно интересны сцены большой и малой охоты, в которых реалистично переданы различные животные, люди и пейзажи. Имеются также живописные сцены рыбной ловли, цир­ковых и гимнастических состязаний, интересна сцена, изображаю­щая раздачу наград девушкам гимнасткам. Некоторые мозаики посвящены мифологическим, другие — жанровым сюжетам. Часть мозаик исполнена с большим реализмом. Однако по сравнению с прекрасными мозаиками Помпеи заметно падение художествен­ного вкуса и наличие разных художественных школ, одна из кото­рых сохраняла эллинистические традиции, другая стремилась от­разить современную тому периоду римскую жизнь.

 

 

 








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1370;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.