Строительная техника и архитектура

Об архитектуре и строительных приемах римлян мы узнаём из раскопок. Изображения архитектурных сооружений встречают­ся на памятниках искусства — фресках, мозаиках, рельефах. Особенно много о строительных приемах сообщает Витрувий в своем трактате «Об Архитектуре», изложенном в 10 книгах. Они содержат взгляды Витрувия на архитектуру, вопросы техно­логии строительных материалов, характеристику архитектурных ордеров, законы строительства общественных и частных постро­ек, практические советы по мощению полов, оштукатуривании: и окраске стен, строительству водопроводов, устройству сол­нечных часов, а также вопросы теоретической и прикладное механики. Он характеризует устройство механизмов для поднятия и передвижения тяжестей, для осадных иоборонительных работ

Витрувий специально останавливается на тосканском ордере являющемся этрусским вариантом дорического храма. В отличие от дорических колонны этого ордера имеют базы, на архитрава: отсутствуют триглифы, колонны не имеют каннелюр, антаблемент храма деревянный, облицованный ярко раскрашенными терракотовыми рельефными плитками. Витрувий устанавливает пропорции храма — шесть частей в длину и пять в ширину, и в частности пропорциональность частей у круглых храмов — толосов (кн. IV 8) и у других общественных построек.

Нам известно и имя другого знаменитого архитектора II i н. э. — Аполлодора Дамасского, построившего во время войны Траяна с даками деревянный мост через Дунай длиной 1070 м. Он ж руководил постройкой форума Траяна. С его именем связываю и сооружение ротонды Пантеона. Кроме этих наиболее известны архитекторов в надписях упоминаются архитекторы отдельны городов.

Строительная техника римлян.Среди строительных матери; лов, употребляемых римлянами, были: камень (преимуществен» туф и травертин — твердый известняк, добываемый около Тиволи сырцовый и обожженный кирпич, раствор бетона из извести, 6yi и песка. К концу Республики преобладает бетон.

 

Обожженный кирпич был известен еще с эпохи эллинизма, но :ля массового жилищного строительства его стали применять ишь с конца II в., а постройки из кирпича в сочетании с бето­ном и тесаным камнем тоже распространились лишь в эпоху империи. Кирпичи были квадратными и прямоугольными, для ко­лонн употребляли пятиугольные и круглые. Согласно Витрувию (кн. II, 3, 3), в I в. римляне употребляли кирпичи, названные греками лидийскими, размером 1 X 1,5 фута (примерно 30 X 44 см). Греки же предпочитали кирпичи размером 31X31 см и 38,6Х X 38,6 см, хотя употребляли и более крупные. Одновременно изго­товляли и укладывали в кладку стен кирпичи половинных разме­ров. Широкое применение обожженного кирпича и бетона позволя­ло римлянам привлекать для строительства малоквалифицированную рабочую силу.

В отличие от греков римляне предпочитали постройки практи­ческого назначения: термы, театры, амфитеатры, базилики, дома, дворцы, а также инженерные сооружения — мосты, дороги, оборо­нительные стены, акведуки. Если у греков была принята кладка насухо из хорошо отесанных квадров, то для римлян типичны кирпичные и каменные постройки с применением связующего раствора, а для сводчатых перекрытий — бетона. Панцири стен часто выкладывались из кирпича, а пространство между панцирями за­бивали щебнем с бетоном. Стены иногда возводили очень толс­тыми. Так, у Пантеона толщина стен достигала 6 м. Вес свода облегчали, вставляя в бетон полые сосуды. При постройке зданий пользовались металлическими стропилами, изображения которых имеются на росписи стены одной из катакомб.

Для отопления терм и домов в северных провинциях устраи­вали гипокаусты. Применяли водонепроницаемые облицовки бас­сейнов, цистерн, аквариумов. Их делали из извести, песка и шамота. Витрувий (кн. II, VI, I) особенно ценит пуццоланский песок вулканического происхождения, добывавшийся вблизи горы Везувий. В соединении с известью и битым камнем он придавал крепость не только наземным постройкам, но и сооруженным на море молам.

Для римской архитектуры характерно применение столбов, на которые опираются арки и своды. Полуциркульные и купольные своды перекрывали галереи, квадратные и круглые помещения.

Витрувий (кн. II, VIII, I) сообщает о разных типах кладок, применявшихся римлянами. Самой прочной он называет греческую кладку из обработанных каменных блоков, скрепленных запаянны­ми свинцом железными скобами. К прочным он относит старинную бутовую «иррегулярную» кладку из необработанных камней на раст­воре из смеси извести с песком. Общепринятой в его время была сетчатая кладка (opus reticulatum), отличавшаяся большей красо­той и меньшей прочностью. Ее применяли для стен, середина кото­рых заполнялась известковым раствором со щебнем. Сетка создава­лась на лицевых поверхностях стен из квадратных оснований ка­менных пирамидок, усеченные вершинки которых утапливались в

 

известковом растворе. Витрувий рекомендует также строить здания из хорошо высушенных сырцовых кирпичей двухлетней давности, прокладывая в верхней части стен несколько рядов хорошо обож­женных кирпичей. Отсутствие в Риме домов из сырцовых кирпичей Витрувий объясняет необходимостью возводить в столице много­этажные постройки, которые требовали толщины стен не менее чем в 2—3 кирпича (почти в 1.5 м), тогда как из-за тесноты застройки в Риме было разрешено возводить стены толщиной не свыше 1,5 фу­тов, т. е. около 0,6 м. Поэтому там предпочитали строить дома при помощи каменных столбов, кладок из обожженного кирпича и из бутового камня. В период поздней империи распространился спо­соб смешанной кладки (opus mixtum), в которой несколько рядов положенных плашмя обожженных кирпичей чередовались с буто­вой кладкой на известковом растворе.

Стены домов облицовывали мраморными плитками или ошту­катуривали. В императорскую эпоху были распространены обли­цовочные треугольные кирпичи.

Архитектура. Римская архитектура на раннем этапе ее разви­тия восприняла формы, разработанные еще этрусскими архитек­торами. Так, этруски уже в начале VI в. до н. э. возводили неболь­шие святилища типа простилей. В VI—V вв. до н. э. у них появля­ются монументальные храмы с одной и с тремя целлами, а к V в. до н. э. сложилась правильная планировка поселений с широкими ули­цами, ориентированными по странам света. К этрускам восходит архитектура жилых домов с центральным атрием, о чем свидетель­ствуют многочисленные этрусские гробницы. Однако у этрусков имелись и жилища с несколькими изолированными помещениями, где ютились беднейшие слои населения. Известны этрусские дороги, искусно высеченные в скалах или замощенные большими плитами, пробитые в скалах туннели, мощные каменные оборонительные сте­ны городов.

В эпоху ранней Республики архитектурный облик Рима был еще очень скромен. Бесконечные войны, которые вела Римская республика в это время, не могли не отразиться на ее архитек­туре. Особенно большое значение получили различные инженер­ные сооружения. К ним относятся: построенная в IV в. до н. э. общегородская так называемая Сервиева оборонительная стена, состоявшая из высокой наружной каменной стены и опиравшегося на нее мощного вала, который подпирался со стороны города вто­рой менее высокой стеной; эмиссарий — водоотводные сооружения Альбанского озера с туннелем до 2 м высотой и 1200 м длиной; Ап-пиев водопровод длиной 17 км в виде канала, проходящего в основном под землей на глубине 6,5 м, а также Аппиева дорога.

Небольшие но размерам храмы III и II вв. до н. э. часто имели своеобразный так называемый италийский план, когда задняя сте­на целлы вытянута и замыкает боковые портики. Иногда храмы имели вид простилей (рис. 56, 3) и периптеров (рис. 56, 2).

Жилые дома раннереспубликанского времени известны по архи­тектуре Помпеи и Геркуланума. Образцом могут служить дом Хи-

 

рурга, центром которого является атрий, и дом Саллюстия, кото­рый благодаря выходящим в сад портикам и открытым в сторону улицы лавкам уже не представлял собой замкнутого домовладе­ния, отгороженного от всего окружающего. Во II в. до н. э. в Риме еще не было роскошных построек, не было даже ни одного мраморного храма.

Значительное развитие получили сводчатые конструкции пре­имущественно в инженерных сооружениях — акведуках и мостах. К началу I в. до н. э. получают широкое распространение перистили, террасная планировка построек, очень важным элементом архи­тектуры становится арка, распространяется строительство сводча­тых помещений. На смену подземным водопроводам приходят ароч­ные. Так, новый водопровод длиной 91 км, построенный претором Квинтом Марцием во II в. до н. э., в своей значительной части представляет собой арочные субструкции, сложенные из тесаного камня. Местами высота акведука достигала 15 м. Во II в. до н. э. возведены первые каменные мосты через реку Тибр.

Среди общественных сооружений интересен портик Метелла, окружавший храмы Юпитера и Юноны, и своеобразный храм Вейова на Капитолии с поперечно расположенной целлой. В Помпеях в это время был реконструирован центральный форум. Он был окру­жен с трех сторон двухэтажным портиком, и здесь же были постро­ены новые общественные здания. Тогда же сооружаются базили­ка и Стабианские термы. В жилой архитектуре под влиянием эллинской архитектуры распространяются дома атриумно-перистильного типа (рис. 61,2—3), образцами которых могут служить дом Пансы, дом Фавна и дом Серебряной свадьбы в Помпеях.

Начало I в., особенно период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н. э.), знаменовалось расцветом архитектуры не только в Риме, но и во многих городах Италии. Был реконструирован Римский Форум, построено здание Табулария, предназначенное для хране­ния архивов. Уровни поверхностей Форума и площадки Капитолий­ского холма были соединены лестницей из 66 ступеней, перекры­той цилиндрическим сводом. Со стороны площади Капитолия Табу-ларий имел только два этажа, но с фасадной стороны, выходившей на Форум, эти два этажа были вознесены на монументальные 15-метровые субструкции, загороженные почти глухой стеной. Находившийся над нею первый этаж Табулария был устроен в виде открытой аркады, украшенной полуколоннами. В Табуларии впер­вые монументально трактован как единое целое многоэтажный фасад на субструкциях и продуманно сопоставлены своды разного пролета и направления, что является основой всей римской мону­ментальной архитектуры. Основной массив Табулария был бетон­ным, но наружные его стены сложены из тесаного камня — туфа и травертина.

В период поздней Республики, особенно в крупных обществен­ных сооружениях Цезаря и Помпея, усиливается парадно-репрезен­тативная сторона архитектуры, намечается отказ от некоторых реалистических принципов, свойственных предшествующему перио-

 

ду. Так, например, на форуме Цезаря, хотя и сохраняются таберны с их утилитарным назначением, вся композиция направлена на прославление императора. В Риме на Бычьем форуме (форум Боа-риум) до настоящего времени сохранились два небольших храма, хорошо иллюстрирующих типы храмовых сооружений периода поздней Республики. Один из них, неправильно названный храмом Фортуны Вирилис, — прямоугольный италийский псевдопериптер на высоком подии, с глубоким передним портиком, поддержива­емым колоннами ионийского ордера. Второй, называемый обычно «круглым храмом на Тибре», иногда «храмом Весты на Тибре», пер­воначально имел круглую травертиновую целлу, высокий подий и ступеньки перед входом, а в I в. н. э. был окружен мраморной ко­лоннадой из 20 стройных колонн коринфского ордера с добавлением мраморных архитектурных деталей.

Особый этап в развитии римской архитектуры связан с эпохой Августа, который в «Перечне своих деяний» писал, что превратил «глиняный Рим в Рим мраморный». В Риме при нем были сооруже­ны: новый форум, театр Марцелла, термы Агриппы, портик Окта­вии, Алтарь мира. Десятки старых храмов перестроены в мраморе. Друг и зять Августа Випсаний Агриппа был его ближайшим по­мощником и руководил строительными работами. Он реставриро­вал, перестраивал и строил новые водопроводы, которых к концу I в. до н. э. в Риме уже было шесть. Он возвел ряд монументальных сооружений на Марсовом поле, в том числе Пантеон, термы, парк с искусственным озером, бассейнами и фонтанами, театры, портик Агриппы с выставленной в нем географической картой мира. После смерти Агриппы в 12 г. до н. э. Август продолжает широкое строи­тельство, привлекая греческих мастеров. Они сочетают обычные для них приемы греческой архитектуры с новыми, характерными для римлян. Так возникает симбиоз латинского и эллинского искусства, получивший условное название Августова классицизма.

Особенностью архитектуры римлян было распространение арок и сводов в полуциркульных очертаниях. К середине I в. до н. э. ширина пролетов арок, на которые опирались римские акведуки, достигала 24 м. Так же искусны были римляне в сооружении ку­польных перекрытий. Так, например, в Байях при Августе был сооружен зал диаметром 21,55 м, увенчанный куполом. В Пом-пеях в Стабиевых термах куполом в виде усеченного конуса был покрыт круглый зал фригидария. При Августе было построено много декоративных и мемориальных арок, а также храмов в раз­ных частях государства, в том числе хорошо сохранившийся пря­моугольный храм «Maison Carre» в Ниме в Южной Франции. Это псевдопериптер с продольно вытянутой целлой на высоком подии.

При Нероне строительная техника и техника проектирования достигают своей зрелости. На Палатинском холме возводят огром­ный дворец, достроенный Калигулой, — первый многоэтажный дво­рец с большими стеклянными окнами.

Во II и III вв. римское инженерное искусство находилось на вершине своего расцвета. Широкое распространение получила

 

кирпично-бетонная техника. При Траяне во всех концах империи возводят монументальные арки, сооружают дороги, мосты, гавани. Полностью был реконструирован и расширен порт Остии, в Риме на месте засыпанных руин золотого дома Нерона были построе­ны термы Траяна. Аполлодор Дамасский создал комплекс грандиоз­ного Форума Траяна. Особый характер имеет архитектура эпохи Адриана. В ней явно проявляются черты эклектизма. Преемник Траяна император Адриан много путешествовал и видел прекрас­ные памятники греческой и эллинистической архитектуры. Он стал горячим поклонником греческой культуры. При нем был построен храм Зевса Олимпийского в Афинах, реставрировались многие гре­ческие храмы, воздвигнута двухъярусная арка, отделявшая новую часть Афин от старого города. В Риме был сооружен грандиозный Пантеон с куполом, пролет которого достигал 43,2 м. При этом была полностью перестроена постройка, возведенная Агриппой. Пантеон состоит из круглой ротонды и прямоугольного входного портика. Диаметр ротонды равен ее высоте. Общая площадь пола ротонды была около 1500 кв. м. Перекрывавший ротонду купол имел в центре отверстие. Вся внутренняя поверхность купола была расчленена 28 рядами кессонов. Пантеон сооружен из бетона, на бетонном фундаменте. В строительстве широко применены много­численные разгрузочные арки, вес купола существенно облегчает­ся за счет кессонов, некогда богато украшенных бронзовыми об­рамлениями и розетками.

Совсем иным был план двойного храма Венеры и Ромы, постро­енный по проекту Адриана, но законченный уже при Антонине Пии (после 140 г.). Ядром храма были две целлы, абсиды которых соприкасались. В их нишах были статуи богинь. У каждой целлы был свой пронаос с колонным портиком, а весь храм был обнесен дополнительной колоннадой.

К особенно пышным и богатым постройкам следует отнести обширный дворцовый комплекс виллы Адриана .в Тиволи. Для этого времени особенно характерно массовое копирование грече­ских статуй.

В императорскую эпоху ведется огромное строительство на территории римских провинций. Особенно знамениты: ансамбль храмов Баальбека в Сирии, святилище Баала в Пальмире, вновь выстроенный город Тимгад в Северной Африке и многие другие сооружения.

С конца II в. начинается постепенный упадок римской архи­тектуры. Он проявляется главным образом в снижении ее худо­жественного уровня, тогда как по грандиозности сооружений и по мастерству их технической разработки и планировки простран­ства архитектура III в. не уступала предшествующей эпохе. Наибо­лее грандиозными сооружениями III в. в Риме были термы Кара-каллы и термы Диоклетиана (рис. 59).

Совсем новым явлением в архитектуре был дворец Диоклети­ана в Сплите, напоминающий своим планом римский укрепленный лагерь с улицами шириной в 11 м, обрамленными портиками. Ар-

 

хитектурные детали дворца показывают сходство с восточными ансамблями и свидетельствуют о наступлении переходной эпохи. Здесь формы столичной римской архитектуры тесно переплетаются с провинциальными архитектурными мотивами.

Термы Диоклетиана, базилика Максенция и арка Константина оказались последними монументальными постройками античного времени в Западной половине Римской империи. Окончательное размежевание Восточной и Западной половин Римской империи произошло в 395 г., и дальнейшее развитие их истории и архитек­туры пошло разными путями.

 








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1586;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.