Торговля
В отличие от Греции, где города рано стали торговыми центрами, Рим долго оставался земледельческим государством со слабо развитой торговлей. Внутренняя торговля обеспечивалась постоянными рынками на форуме и периодическими ярмарками во время храмовых праздников. Внешние торговые связи первоначально развивались только с греческими городами Южной Италии и Сицилией. Это объясняет и неразвитость римской денежной системы. Металлических монет не чеканили в Риме до IV в. до н. э. Для римского гражданина мелочная торговля считалась недостойным занятием; сенаторам она была запрещена, всадникам разрешалось вести только оптовую торговлю.
Римские деньги.Для Рима характерна самостоятельная роль медных монет. Не случайно от латинского названия «медь» (aes, aeris) происходят слова «казначейство» (aerarium) и «долг» (aes alienum). Куски меди, а позднее медные бруски римляне клали в могилы около руки умершего. В конце V — начале IV в. до н. э. роль денег, возможно, играли прямоугольные бронзовые плитки с рельефным изображением домашних животных, орла, пегаса или орнаментального сюжета (aes signatum).
Во второй половине IV в. до н. э. начали выпускать литую бронзовую монету — асе (aes grave). Асе весил римский фунт— либра (равный вначале 272,88 г, затем 327,45 г) и назывался либ-ральным. На его лицевой стороне было изображение двуликого
Януса, покровителя Лациума, бога начала и конца, мира и войны, а на оборотной — нос корабля (рис. 49, 4).
В начале III в. до и. э. асе стали чеканить. Вес чеканного асса уменьшился в шесть раз, к концу III в. до н. э. — в 12 раз, а к I в. до н. э. асе стал весить 1/24 фунта (13,64 г), позднее он еще уменьшился.
Разменной монетой служили: семис, составлявший половину асса, с изображением головы Юпитера на лицевой стороне и буквы S; триенс, составлявший '/з асса с изображением головы Минервы и с четырьмя выпуклыми точками, обозначающими 4 унции; квадранс, равный 'Д асса с головой Геракла и тремя точками 'рис. 49, 1)\ секстанс — 1/6 асса с головой Гермеса и двумя точками. Самой мелкой денежной единицей была унция (рис. 49, 5), равная 1/12 асса. На ее лицевой стороне помещали изображение головы богини Ромы. У бронзовых монет на оборотной стороне было изображение носа корабля. Выпуклые точки обозначали количество унций. Бронзовые монеты служили для внутренней торговли. Для внешней торговли в греческом городе Капуе чеканили специальные римско-кампанские серебряные статеры. Большие размеры бронзовых ассов были неудобны для повседневной торговли. В 269 г. до н. э. вводится серебряный денарий, равный 10 ассам с изображением головы Ромы на лицевой стороне и колесницы с четырьмя конями — на оборотной. Эти монеты, чеканившиеся в Риме в храме Юноны на Капитолийском холме, заменили римско-кампанские. Вводятся также серебряные монеты — сестерции, равные двум с половиной ассам, и квинарии, равные 5 ассам, с изображением головы Ромы на лицевой стороне и Диоскуров на лошадях — на оборотной (рис.. 49, 2).
Для обращения во вновь завоеванных областях с 269 г. до н. э. вводят особую монету — викториат весом в 7 с половиной ассов с изображением головы Юпитера на лицевой стороне и Виктории, воздвигающей трофей,— на оборотной (рис. 49, 3). Первоначально его стоимость составляла 3/4 денария, потом она снизилась до 1/2 денария. Денежная реформа была произведена также в 217 г. до н. э., когда денарий стал включать 16 ассов, квинарии — 8 ассов, сестерций — 4 асса.
После Юлия Цезаря изменяются легенды монет. Вместо головы богини Ромы на лицевой стороне стали чеканить голову правителя или члена его семьи. Со времени Августа вводят золотую монету — ауреус (рис. 49, 5), равную 25 денариям (весом 8,19 г), и латунную — дупондии и сестерции. Сестерций стал весить 1 унцию и стоить 4 асса, а дупондии — весить 1/2 унции и стоить 2 асса. Ассы и квадрансы (!/4 асса) продолжали чеканить из бронзы. При Нероне увеличивается выпуск золотых монет. В связи с обесценением денария, в металле которого стало до 50% меди, император Каракала в 214 г. начал чеканить серебряную монету — антониниан (рис. 49, 6). На его лицевой стороне был помещен портрет императора в лучевой короне. Постепенно количество серебра в антонинианах уменьшается, и они превращаются почти в медную
монету. Иногда они лишь сверху покрывались серебром. К середине III в. антонинианы вытесняют из обращения денарий, но совершенно обесцениваются. К этому времени из обращения исчезает золотая монета. Диоклетиан пытался вернуть в обращение золотые и серебряные монеты, но его реформа не имела успеха. Монета из драгоценных металлов уходила из обращения, превращаясь в сокровище. Только в IV в. при Константине стабилизируется финансовое положение. Стали чеканить золотые монеты-солиды весом 4,55 г, а затем семисы и триенсы, равные 1/2 и 1/з солида. Вводятся и новые номиналы серебряных монет — милиарисий и его половина — силиква.
Римские меры. Самой маленькой единицей измерения сыпучих тел у римлян, как и у греков, был киаф — сосуд, вмещавший около 45 г. 12 киафов составляли секстарий, а 16 секстариев — 1 модий.
Жидкость также измеряли киафами (около 0,045 л). 12 киафов составляли секстарий (около 540 г), а 6 секстариев— 1 конгий; 4 конгия, или 24 секстария, равнялись урне, а 2 урны составляли амфору (48 секстариев, около 26 л).
Мерами веса были: унция или 1/12 acca; 2 унции составляли секстанc, или 1/6 асса; 3 унции равнялись квадрансу, или 1/4 асса; 4 унции — триенс, или 1/3 асса; 5 унций — кванкунс, или 5/12 асса; 6 унций — семис, или 1/2 асса, и т. д. 12 унций составляли асе или либра.
Мерами длины были: дигитус, или палец; пес — фут; кубитус — локоть; градус — шаг, или 2'/2 песа; пассус равнялся 5 песам, и 1000 пассусов составляли римскую милю.
Поверхность измеряли югерами, понимая под одним югером количество земли, которое может быть вспахано в течение дня парой волов.
Пути сообщения. Большая протяженность границ Римского государства, необходимость обеспечить быструю переброску легионов в разные, часто отдаленные районы требовали от римлян наличия хорошей дорожной сети. Римляне рано столкнулись с необходимостью строить ровные и прямые дороги, обеспечивающие кратчайшее расстояние между Римом и главнейшими провинциальными и пограничными городами. Уже в конце IV в. до н. э. была проложена Аппиева дорога шириной от 4,5 до 6 м, которая пересекала болота, лежавшие между Римом и Капуей, и тянулась к югу. Столица государства была связана хорошими дорогами со всеми центрами провинций и с главными пограничными укреплениями. Общая протяженность римских благоустроенных дорог в эпоху империи превышала 150 000 км.
При строительстве дорог римляне старались выбрать наикратчайшее расстояние между пунктами, для чего им приходилось прорубать туннели, сооружать дамбы, возводить мосты и виадуки, пересекавшие реки, ущелья и овраги. По Закону XII таблиц ширина военных дорог должна была быть не менее 8 футов, т. е. около 2,4 м, а на изгибах ширина дороги увеличена вдвое.
Чтобы обеспечить постоянное хорошее покрытие дорог, была разработана техника сооружения дорог применительно к различным условиям местности (рис. 50). В условиях ровного рельефа перед сооружением дороги вырывали траншею глубиной 0,75 — 0,8 м на всю предполагаемую ширину дороги. Борта траншеи укрепляли каменными кладками. На дно ее клали слой крупных камней, затем на этот слой насыпали слой более мелких камней с песком и известью, над ним делали прокладку из песка или черепичного порошка с известью, а уже на этот плотный слой укладывали плиты вымостки (рис. 50, 2).
В болотистых местах для прокладки дорог предварительно забивали сваи, потом набрасывали слой булыжника, выше которого делали подушку из толченого мергеля. На нее набрасывали щебень, затем гравий с землей, подстилавшие плиты вымостки. Если дорога должна была идти вдоль склона горы, поверхность выравнивали, частично подрубая склон, частично сооружая искусственную насыпь, которая поддерживалась подпорной стеной. Дороги несколько понижались к обочинам и имели кюветы для стока воды.
Вдоль магистральных дорог римляне ставили милевые столбы в виде каменных колонок, укрепленных на квадратных постаментах (рис. 50, 1). Высота столбов достигала 3 м. На столбах отмечалось расстояние в римских милях (миля — около 1,5 км) от позолоченного миллиария, поставленного Августом на римском форуме.
Большого искусства римские инженеры достигли в сооружении мостов и виадуков. Во время военных походов для быстроты сооружали деревянные мосты, как, например, мост через Рейн, возведенный Ю. Цезарем на деревянных сваях, или мост через Дунай, построенный при Траяне на каменных быках с деревянным настилом. Изображение этого моста сохранилось на рельефах колонны Траяна. Но постоянные мосты и виадуки на торговых дорогах возводили из камня или кирпича. Некоторые из них сохранились до настоящего времени, как, например, гранитный мост Алькантара через реку Тахо в Испании (рис. 51, 1) или мост Сен-Шамо через реку Тулубр в Южной Франции, а также знаменитый Гардский мост (рис. 51, 2). В Риме мосты Фабриция и Цестия, построенные в I в. до н. э., соединяли остров Эскулапа с двумя берегами Тибра. В перестроенном виде они существуют поныне.
По дорогам товары перевозили в четырехколесных телегах или на двухколесных повозках. По морю и рекам товары везли на морских и речных судах и лодках, иногда на плотах, прикрепленных между двумя лодками.
Гавани.В отличие от греков, использовавших только естественные бухты, римляне умели создавать искусственные гавани. Особенно знаменита гавань Остии, сооруженная к северу от устья реки Тибр. Здесь перегружали товары с морских кораблей на речные, которые поднимались вверх против течения Тибра до Рима и дальше до верховьев реки.
Остия возникла как колония Рима в устье Тибра около середины IV в. до н. э. К концу IV в. там появился римский лагерь, затем вокруг него возник город, который в III в. до н. э. становится торговым центром.
Чтобы избежать скапливания ила и других наносов, которые приносило течение реки, при императоре Клавдии в I в. в Остии была сооружена искусственная гавань площадью около 70 га. Она была ограничена двумя дамбами, между которыми был сделан искусственный остров из затопленного корабля, нагруженного камнями. На камнях был построен маяк в виде четырехъярусной башни. Во II в. при Траяне, чтобы увеличить вместимость гавани, был вырыт искусственный водоем, шестигранный в плане площадью около 32 га. Этот водоем при помощи обнесенного стенами канала был соединен с Тибром (рис. 19).
Двойная гавань Остии увеличила грузооборот порта, что способствовало процветанию города. Во II в. при династии Антонимов там сооружаются термы, склады, храмы, крупные доходные дома — инсулы, где сдавались внаем комнаты. К Ш в. численность населения в городе достигала 50 000 человек. Население было смешанным, что отразилось на распространении восточных и синкретических культов. Наряду с храмами, посвященными культу императора, возводят храмы различным римским и греческим богам, например капитолийской троице — Юпитеру, Юноне и Минерве, а также Венере, Вулкану, Фортуне, Диоскурам и др. В Остии были святилища восточных богов — Великой Матери, Митры, Аттиса, египетских богов — Изиды и Сераписа, сирийских — Юпитера Долихена, Юпитера Гелиополитана и т. д. В Остии находилась таможня, имелись объединения судовладельцев, зерноторговцев, торговцев маслом и вином, коллегии рабочих. На площади корпораций, представлявшей нечто вроде торговой биржи, находилось до 70 бюро торговых представителей из различных городов империи.
В Остии была крупнейшая, но не единственная гавань на территории Италии. До возвышения Остии главным портом Рима были Пуццуоли. Хорошая торговая гавань, сооруженная при Нероне с помощью двух искусственных молов, существовала в Анции. Военные корабли стояли в гаванях Бай, Равенны и в других местах.
Тарой для перевозки продуктов служили корзины, глиняные амфоры, деревянные бочки, мехи. В римское время получают распространение сигаровидные остродонные амфоры с вытянутым, сужающимся к средней части туловом, амфоры с узким горлом.
Торговые корабли имели мачту, а наиболее крупные были трехмачтовыми. Среднее торговое судно имело грузоподъемность 3000 талантов, или 78,8 т. Страбон упоминает корабли грузоподъемностью 10 000 талантов, т. е. 262 т. Часто корабли кроме паруса имели и весла.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1439;