Ремесло

Солон издал закон, по которому «сын не обязан кормить отца, если тот не научил его ремеслу». Ксенофонт в сочинении «Воспо­минания о Сократе» пишет, что в Афинах большую часть народ­ного собрания составляли ремесленники: кожевники, горшечни­ки, сапожники и т. д. Ремесленные мастерские одновременно бы­ли и лавками. Хозяин мастерской работал там сам наряду с ра­бами и свободными. Рабов использовали главным образом на тя­желых и подсобных работах. Владельцами ремесленных мастер­ских были свободные, часто метэки (чужеземцы).

При Перикле число рабов, занятых на общественных построй­ках, было сокращено до XU всех работающих, т. е. основные строи­тельные работы выполнялись свободными ремесленниками.

Высокого развития достигли ремесла: металлургическое, каменотесное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное. Ткацкое ремесло в основном не выходило за рамки домашнего производ­ства.

Металлургия. Металлургическое ремесло состояло из добычи и обработки металла. Руду добывали в различных районах антич­ного мира и широко импортировали. Медные рудники были изве­стны на Кипре, острове Эвбея, в Македонии и в Малой Азии. Зо­лото добывали в Малой Азии (Лидии, Мизии), в Греции, на ост­ровах Сифнос и Фасос, во Фракии на горе Пангея. С эпохи элли­низма самородное золото и россыпи разрабатывали в Верхнем Египте. Серебро добывали в Аттике, где находились знаменитые Лаврионские серебряные рудники, а также в Малой Азии, Фра­кии, Эпире, Далмации. С эпохи эллинизма серебро стали приво­зить из Карфагена и Испании. Олово импортировали из Британии, Испании, возможно, также из Фракии. Имелось оно и в Греции в районе Дельф.

Железную руду добывали в Лаконии, в Малой Азии, на остро­ве Эвбея и на Юго-Восточном побережье Черного моря, где Эсхилл помещал халибов—искусных металлургов (вероятно, это район Колхиды, где железо добывали из гематитовых песков в устьях рек). Кроме того, железную руду получали из болотных руд, например в Северном Причерноморье.

Иногда руда встречалась на поверхности. Для добычи руды, лежащей в глубинных слоях, приходилось прорывать глубокие шахты и отводить от них боковые штольни. В Лаврионских руд­никах глубина шахты достигала 120 м. Шахты были вертикаль­ными. Рабов спускали в шахты воротом или они спускались сами по углублениям в стенах шахт. Штреки следовали направлению пласта. Если руда выходила на поверхность, то, следуя пласту, де­лали штольни; высота штолен достигала 1 м. В них работали на коленях или лежа. Для того чтобы отломать породу, ее нагрева­ли, а затем охлаждали водой. В образовавшиеся трещины забива­ли деревянные клинья. Для работы в рудниках использовали мо­лоты, клинья, кайлы, лопаты, кувалды.

Диодор описывает работы в испанских рудниках, принадлежа­щих римлянам, и говорит об ужасном положении рабов в подзем­ных шахтах.

Греческий географ конца III — начала II в. до н. э. Агатархид говорит о золотых рудниках Нубии, где для отделения золота от породы применяли свинец, олово, соль, отруби. С III в. до н. э. в рудниках применяют водоотливные приспособления — архимедов винт и специальные колеса. Малолетние рабы из рудников выно­сили в корзинах и мешках только руду. Отбросы оставляли на ме­сте. На поверхности земли вблизи шахт руду дробили в ступках или на мельницах, измельчая до размера зерен проса. Мельницы из плотного камня состояли из двух частей: нижний жернов кону-совидной формы с железным стержнем вверху и верхний жернов с воронковидными углублениями сверху и снизу. Верхний жернов вращали ходившие по кругу лошадь, осел или рабы. Раздроблен­ную руду промывали несколько раз, и осевшие частицы металла собирали, сушили и плавили в плавильных печах, чтобы восстано­вить металл из руды, например свинец и серебро из свинцового блеска в Лаврионских рудниках.

Плавильные печи при Лаврионских рудниках были низкие, круглые в плане, диаметром около 1 м. Печь заполнялась слоями руды и древесного угля. При таком способе плавки в отходах ос­талось много неиспользованного металла. Изображение печей мы встречаем на глиняных табличках-пинаках VII—VI вв. до н.э., найденных вблизи Коринфа и хранящихся в Берлинском музее. Таким же примитивным сыродутным способом добывалось из руды и железо. Горн загружали слоями древесного угля и руды. Огонь раздували мехами. Расплавленное железо просачивалось вниз и застывало, образуя крицу. Крицы обрабатывали в мастер­ских металлургов с помощью литья и ковки на кузнечных нако­вальнях. Кузнечное дело на ранних этапах могло быть соединено с литейным. Из железа изготовляли орудия труда, в том числе сельскохозяйственные орудия и оружие. Мастерская, где изготовляли орудия труда, была найдена в Приене. Сельскохозяйственные орудия могли также выковывать и в деревенских кузницах. Кузница VI в. до н. э. воспроизведена на чернофигурной вазе Орвието (рис. 5), хранящейся в Бостонском музее. Мы видим изображение кузнеца с поднятым над головой топором, собираю-гося разрубить брусок, который держит щипцами над наковальней его помощник. Здесь же орудия труда кузнеца: молот, щипцы с шарниром. На стене висят готовые изделия. Кузница представлена и на чернофигурной вазе VI в. до н. э. из Вульчи. Перед печью сидит обнаженный кузнец, вынимающий клещами из печи кусок металла, чтобы положить его на наковальню. Его подмастерье раздувает в печи огонь с помощью мехов. Вокруг нарисованы кузнечные щипцы и молоты.

До VI в. до н. э. кузнецы пользовались клещами в виде двух нескрепленных изогнутых стержней. В VI в. до н. э. начинают вменять клещи с шарниром. Была распространена главным об-

разомгорячая обработка металла с многократным обжигом желе­за, во время которого происходило науглероживание железа и его закалка. Из сочинения Теофраста нам известно о применении при обжиге металла бурого угля.

Существование в Греции способа литья железа спорно, хотя Павсаний пишет, что Феодор Самосатский в VI в. до н. э. изобрел литье железа и стал делать статуи. Геродот сообщает, что Главк Хиосский в VII в. до н. э. изобрел способ соединения железа — сварку или спайку.

Можно проследить усовершенствования в обработке железа, которые имели место в VII—VI вв. К ним относятся: применение усовершенствованных мехов; изобретение клещей с шарниром и применение спайки железа.

Обработка цветных металлов. Бронзовые изделия были очень распространены у греков. Из бронзы делали художественные из­делия и украшения, разные бытовые вещи и оборонительное ору­жие (рис. 6).

Бронза — это смесь меди с оловом (88% меди и 12% олова). Примесь олоеэ делает медь более твердой. Бронзовые изделия отливали в формах либо изготовляли из листов с помощью клеп­ки, спайки, тиснения и т. д. В крито-микенскую эпоху литье брон­зы осуществляли разными способами: с утратой восковой модели, в открытых каменных литейных формах и в двухстворчатых разъ­емных формах. При первом способе восковая модель покрывалась глиной, затем при обжиге воск вытекал через литик. Пустоту за­полняли металлом; чтобы вынуть застывший металл, форму раз­бивали. При отливке в односторонней форме изделие имело рель­еф лишь с одной стороны, вторая — верхняя поверхность — оста­валась гладкой. Разъемные формы позволяли отлить предмет, име­ющий профилировку со всех сторон. Две створки формы плотно скреплялись, а металл через специальный канал заполнял сделан­ные в створках углубления, соответствующие форме предмета, ко­торый надо было отлить. После застывания металла створки раз­водились, лишний металл, так называемые литики, образовавшие­ся в канале и в швах, отрубались, поверхность отлитого предмета заглаживалась.

В архаическую и классическую эпохи господствовал способ литья с утратой восковой модели. В Египте были найдены гипсо­вые формы. Их снимали с модели, чтобы сделать с них восковые отливки. Затем способом утраты восковой модели изготовляли бронзовые отливки. Австрийский ученый Е. Пернис измерял брон­зовые ручки и украшения греческих сосудов VI—V вв. до н. э. и выяснил, что все они изготовлены в разных формах, т. е. с утра­той восковой модели. Лишь с эпохи эллинизма стали вновь приме­нять разъемные формы.

Бронзу широко употребляли для отливки статуй. Первоначаль­но статуи были деревянными, их оббивали металлическими листа­ми. Но Павсаний говорит о кованых статуях, составленных из от­дельных частей и скрепленных гвоздями.

В VI в. до н. э. Феодор и Ройк изобрели литье больших полых статуй на основе восковой модели. Для их отливки применяли мно­жество форм, а затем отдельно отлитые части статуй соединяли. В эпоху эллинизма изготовляли статуи очень больших размеров. Так, например, колосс Родосский (статуя Гелиоса) имел высоту 29,3 м. Для его сооружения потребовалось около 13 т меди и поч­ти 8 т железа — на каркас.

Литейная мастерская изображена на краснофигурном килике V в. до н. э. из Берлинского музея (рис. 7). Здесь мы опять видим горн, раздуваемый с помощью мехов, процесс клепки и обработки поверхности бронзовых статуй. На стенах висят орудия труда и разные изделия бронзолитейной мастерской. Бронзу ковали, шли­фовали, паяли.

В Греции была широко распространена рельефная обработка металлических изделий — торевтика. Торевты изготовляли укра­шения одежды и парадного вооружения, бронзовые зеркала, посу­ду и различные бытовые предметы. При выполнении рельефных украшений из листового металла применяли способ чеканки. С по­мощью ударов молота по чекану — специальному инструменту с различным по форме концом — добивались рельефного изображе­ния. Дополнительно мастер мог оформлять рисунок с помощью гравировки, резьбы и насечек. Применялся и способ тиснения пу­тем выдавливания тонкой пластинки металлической или каменной матрицей, имеющей рельефное изображение. Для обработки по­верхностей бронзовых изделий применяли чеканку, гравировку, инкрустации, золочение и серебрение. Широко использовали и штамповку, особенно при изготовлении блях. Был известен способ волочения — вытягивания проволоки. Из бронзовых сосудов осо­бенно ценились коринфские. Их выковывали из бронзовых листов, которые затем припаивались или приклепывались. Был известен токарный станок.

В III—II вв. до н. э. обработка цветных металлов совершенст­вуется: стали вновь употреблять разъемные формы; изобрели зо­лочение способом амальгамации. При этом способе ртуть смеши­вали с золотом для получения амальгамы, которую наносили на поверхность изделия. При нагревании изделия ртуть испарялась,, а золото оставалось на поверхности предмета. Распространяется перегородчатая эмаль. Она была известна ювелирам V—IV вв. до н. э., но тогда ее применяли очень редко и преобладали встав­ки камней и холодного стекла. В эпоху эллинизма эта техника стала массовой и вместо камней ячейки заливают жидким стек­лом.

Ювелирное ремесло достигло необычайно высокого уровня, осо­бенно в V и IV вв. до н. э. Материалом служит золото, электр и серебро. Некоторые из ювелирных изделий, как, например, золо­тые серьги IV в. до н. э. из Феодосии, являются образцом изуми­тельно тонкой техники и не имеют себе равных в истории ювелир­ного искусства. Несколько менее тонкой работы, но близкие па типу серьги IV в. до и. э. найдены в Херсонесе, на Боспоре — в

кургане Большая Близнина, а также во Фракии и других местах. Приближаются к ним и височные подвески IV в. до н. э. из курга­на Куль-Оба, сделанные в технике филиграни и зерни с примене­нием голубой эмали и плетеных проволочек (рис. 8, 1, 2).

Для ювелиров Греции характерна техника мельчайшей зерни и филиграни. В Северном Причерноморье найдены ожерелья тон­чайшей филигранной работы в виде плетенки из золотых проволо­чек с мелкими подвесками, украшенными филигранью и зернью, например в кургане Большая Близница. Типы ювелирных изделий очень разнообразны: перстни, браслеты, ожерелья, серьги, диаде­мы, калафы, погребальные венки, всевозможные нашивные бляш­ки, подвески и т. д. Из драгоценных металлов делали различные сосуды.

Особой отраслью металлообрабатывающего ремесла является монетное дело. Античная техника знала два способа производства монеты — чекан и литье. Литые монеты, известные в Ольвии VI в. до н. э. и в Риме в IV в. до н. э., отливались в двусторонних фор­мах, часто по нескольку штук сразу. Для чеканных монет вначале заготовляли монетные кружки. Кружки тоже отливали в группо­вых формах, затем отрубали литники, соединявшие кружки, а на кружки посредством чеканки специальными железными штемпеля­ми наносили изображения. Монеты из золота и серебра отлива­лись в индивидуальных закрытых формах из заранее взвешенно­го металла. Горячий монетный кружок захватывали щипцами, кла­ли на наковальню с вдавленным изображением, которое должно было отпечататься на одной из сторон монеты, сверху приставля­ли к кружку железный штемпель, на нижней стороне которого бы­ло вдавленное изображение второй из сторон. По верхнему штем­пелю ударяли молотком, и таким образом лицевая и оборотная стороны монеты одновременно получали изображения и надписи. На ранних монетах изображение имеет только одна лицевая сто­рона, на оборотной стороне отпечатывается лишь верхний чекан в виде одного или нескольких квадратов. В VI в. в Афинах появ­ляются двусторонние монеты. С целью лучшего фиксирования мо­нетного кружка на наковальне со временем усложняется устрой­ство штемпелей.

Каменотесное ремесло.Этот вид ремесла состоит из двух про­цессов: добычи камня в каменоломнях и его дальнейшей обработ­ки. Камень применялся в градостроительстве, употреблялся для производства предметов искусства, орудий труда и бытовых поде­лок. Строительный камень добывали в каменоломнях. Разработки камня велись как открытым способом, так и в штольнях. Штоль­ни пробивали с наклоном 30°, чтобы из них легче было вывозить глыбы камня.

Орудиями труда на камнеразработках служили зубило, лом, клинья, кувалда, пилы, кайло. Пилами с зубьями пилили мягкие породы камня, а пилами без зубьев — с помощью песка породы твердые. Первичную обработку каменных блоков барабанов, а иногда и стволов колонн производили на месте. Отеску камней

производили на месте строительства долотом, двусторонней кир­кой и зубаткой.

Столярно-плотничье ремесло. В Балканской Греции лесов бы­ло мало. Лес греки импортировали из Македонии, Фракии, Киликии, Причерноморья, Сирии и Италии. В IX и VIII вв. до н. э. лес шел на изготовление статуй, строительство храмов и домов. Сос­на и кедр были главным материалом, который употребляли при строительстве кораблей. Греки употребляли дерево для перекры­тий потолков, полов, окон, лестниц, дверей, для изготовления ме­бели, повозок, рукоятей инструментов, изготовления ткацких стан­ков, сельскохозяйственных орудий, саркофагов, табличек, карка­сов для щитов, которые обтягивали кожей, для рукоятей орудий труда и инструментов и т. д.

Дерево гнули, пилили, тесали. Были известны лучковые пилы, двухручные пилы и ножовки. Для деревообрабатывающего ремес­ла характерно отсутствие специализации мастеров по столярным и токарным работам. Токарный станок был, но конструкция его неизвестна. Для столярных работ употребляли топоры, молотки, пилы, тесла, рубанки, долота, ручные сверла и дрели, резаки, на­пильники и гвозди, линейки, циркули, отвесы.

Применяли фанеровку из тонких слоев самшита, клена, черно­го тиссового, железного дерева, дуба и пр. Столярный клей дела­ли из бычьей кожи, пузырей, белуги, осетра. Изделия из дерева полировали рыбьей кожей, а вместо политур употребляли кипари­совое и можжевеловое масло и воск. Из пород дерева особенно ценились: клен, бук, дуб, туя, персиковое дерево, сосна, ель, ива. Из деревянных изделий лучше всего сохранились саркофаги. Их делали в виде ларцев (в V—III вв. до н. э.) и в виде домов в III в. до н. э. Доски скреплялись шипами, а в III в. до н. э. применяли более сложную технику соединения. Была широко распространена резьба по дереву и инкрустации. Чтобы сделать дерево несгорае­мым, его пропитывали квасцами.

Керамическое ремесло было развито во всех античных цент­рах. Кроме столовых, кухонных и туалетных сосудов гончары из­готовляли керамическую тару для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов — амфоры и пифосы, различные строитель­ные материалы и архитектурные детали, грузила, пряслица, ста­туэтки, светильники, алтарики, курильницы и пр. У греков пре­обладала посуда, еде тайная на гончарном круге и обожженная в специальных обжигательных печах. Печи для обжига керамики чаще всего имели в плане округлую или овальную форму, диа­метром от 1 до 5 м, реже они были прямоугольными. Изнутри стенки печи обмазывались жаростойким слоем глины. В нижней части печи находилась камера, имевшая отверстие для разжига­ния огня и загрузки печи дровами; в центре ее находился один или несколько опорных столбов, поддерживавших плоский или сводчатый потолок этой камеры, являвшийся одновременно подом верхней обжигательной камеры. Этот под печи имел сквозные от­верстия-продухи, через которые горячий воздух проникал в каме-

ру, где обжигали сосуды. Обжигательная камера имела сводчатое перекрытие без опорного столба. При загрузке печи керамикой, предназначенной для обжига, и при выемке готовых сосудов верх­няя часть свода разбиралась, а при обжиге отверстие замуровы­вали. Для изготовления различных изделий глину специально го­товили: перемешивали, промывали, добавляли в нее разные при­меси — песок, толченый известняк или толченую ракушку, шамот и пр. Сосуды формовались на ручном или ножном гончарном кру­ге. Сцены выделки сосудов на гончарном круге и обжиг сосудов в печи воспроизведены на глиняных расписных вотивных таблич­ках— пинаках второй половины VII в. до н. э., найденных в Ко­ринфе и хранящихся в Берлинском музее (рис. 9).

Черепицы и кирпичи изготовлялись в деревянных формах, ре­же — в глиняных. Терракоты, светильники, архитектурные детали оттискивались в глиняных формах. После формовки изделия под­сушивались, иногда их поверхность покрывалась ангобом — раст­вором жидкой глины или лаком. Поверх ангоба часто наносили роспись минеральными или растительными красками. Некоторые керамические изделия клеймились — мерные сосуды и светильни­ки, амфоры, черепицы. Клейма ставились деревянными, металли­ческими или керамическими штемпелями до обжига изделия, ча­ще всего они содержали имя или личный знак владельца мастер­ской, а на амфорах и мерных сосудах ставилось клеймо с именем магистрата — должностного выборного лица данного города, наз­вание города и др. (рис. 10).

В эпоху эллинизма были широко распространены рельефные круглодонные чаши, так называемые мегарские, которые оттиски­вались в глиняных формах (рис. 11). В особых формах оттиски­вались также отдельные фигурки и медальоны, которые затем прикреплялись к изготовленным на гончарном круге сосудам. Со­суды с прилепными рельефными украшениями характерны для италийской керамики IV в. до н. э. и более поздней, особенно для так называемых каленских ваз (изготовленных в мастерских го­рода Калеса в Кампании). Рельефные оттиснутые в формах фи­гуры имеются на знаменитых лекифах начала IV в. до н. э. рабо­ты афинянина Ксенофанта (рис. 12, /), найденных в Фанагории и на кумской гидрии («царице ваз») из Эрмитажа.

Размеры керамических мастерских были различны. Обычно в них было несколько гончарных печей. Известны крупные мастер­ские, специализировавшиеся на выпуске одного вида продукции, как, например, царские эргастерии на Боспоре, производившие черепицу.

Керамика, изготовленная в разных городах, различается по цвету глины и по ее примесям, по стилям росписи сосудов, по ка­честву и оттенкам черного лака, покрывавшего их поверхность.

Формы греческих сосудов очень разнообразны (рис. 13). Наи­более распространены были остродонные амфоры (рис. 15) и пи­фосы, иногда имевшие очень большие размеры. Среди столовой посуды наиболее распространены плоскодонные амфоры с двумя

 

вертикальными ручками, с крутыми плечами и с сужающимся книзу туловом, пелики, отличающиеся от амфор покатостью плеч и расширяющимся книзу туловом, гидрии — сосуды для воды с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручками, крате­ры — крупные широкогорлые сосуды, в которых смешивали вино с водой. Из кратеров и амфор жидкость черпали специальными черпаками с длинными ручками-киафами. Бронзовые киафы часто имели ручки, завершающиеся в виде головок лебедей, а глиняные киафы были сделаны в виде чашек с высокой ручкой. Для питья пользовались канфарами, киликами, ритонами, фиалами, котилами, скифосами. Имелись сосуды типа одноручных кувшинов — ольпы и ойнохои со специально суженными устьями, образующи­ми удобный слив. Для хранения дорогого благовонного масла использовали аски и лекифы. Арибалы и алабастры, наполненные маслом для натирания кожи, привязывали к поясам юноши, зани­мающиеся гимнастикой в палестрах. Пиксиды и леканы — туалет­ные сосуды с крышками служили для хранения пудры, румян, бу­лавок и драгоценностей. Кроме того, в гончарных мастерских из­готовляли различную кухонную посуду — горшки, кастрюли е крышками, миски.

Производство стеклянных изделий. В странах Древнего Восто­ка стеклоделие было известно уже в III и II тысячелетиях до н.э. Из непрозрачной стеклянной массы, получавшей яркие цвета пу­тем добавления окисей меди, марганца, железа и т. д., в Египте делали бусы, мозаику для украшения мебели, небольшие флакон­чики для благовоний (рис. 14, 1—5). На металлический прут ук­репляли глиняно-песчаную болванку, на которую накручивали го­рячую стеклянную массу, а на ее поверхность наматывали разно­цветные стеклянные нити. Иногда их растягивали в виде зигза­гов, а затем заглаживали поверхность, раскатывая на гладкой плитке. Из остывшего сосуда извлекали прут и глиняно-песочное ядро. Много сосудов, сделанных в технике «песчаного ядра», выво­зили в Грецию и Северное Причерноморье в VI — IV вв. до и. э.

Возможно, что на острове Родос и в других местах Греции в это время стали таким же способом изготавливать сосудики для благовоний и делать стеклянные бусы. В IV — III вв. до н. э. на­учились лить стекло, прессовать и обесцвечивать его, делать мо­заичные стекла. В Александрии появляются мозаичные стеклян­ные сосуды. Для их изготовления складывали разноцветные стек­лянные нити, иногда образующие в разрезе рисунки. Их скрепляли стеклом в виде палочки, которую затем вытягивали и разрезали на тонкие поперечные пластинки. Эти пластинки укладывали в форму и нагревали до тех пор, пока они не сплавлялись друг с другом, образуя единый сосуд. Такие вазы из мозаичного стекла очень ценились (рис. 16, 4).

Еще в архаическую эпоху как подражание каменным и метал­лическим печатям стали вырезать изображения на стекле, приме­няя металлические резцы или пилки. Это была гораздо менее тру­доемкая работа, чем резьба на камнях-самоцветах. Для этого из-

 

готовляли двухслойное стекло путем погружения стеклянной вазы или пластинки в жидкую стеклянную массу другого цвета. После остывания верхний слой стекла обрабатывали резцом. Прекрасный образец вазы, выполненной в технике камеи, дает ваза Портланд, найденная близ Рима и хранящаяся в Британском музее (рис. 16, 9). Ее верхний молочно-белый слой стекла частично уда­лен до темного стекла основной массы вазы, а частично он проре­зан, образуя рельефный рисунок мифологического содержания. Различная глубина рельефа придает живописность изображениям. Поверхность стеклянных сосудов иногда украшали гравировкой, техника нанесения которой, аналогичная резьбе по стеклу, была давно знакома грекам. Но сложные рисунки стали выполнять лишь в эпоху эллинизма, когда контуры сначала наносили гравировкой, затем расписывали красками. Для росписи сосудов обычно приме­няли эмалевые краски. Один из прекрасных образцов александрий­ских расписных сосудов конца I в. до н. э. из зеленого стекла был найден в Керчи (рис. 16,5).

В Египте, а с IV в. до н. э. в Греции стали изготовлять перстни со стеклянными вставками, в которых находились тонкие золотые пластинки. Эти пластинки, положенные на тонкий слой стекла, за­тем заливали вторым слоем такого же стекла. Тем же способом в Александрии изготовляли дорогие сосуды с золотыми узорами (рис. 16, 2, 3). Художественные стеклянные изделия были предме­тами роскоши. Массовое распространение стеклянные сосуды по­лучили лишь после изобретения техники дутья в римский период.

Ткачество и прядение были отраслью домашнего производства. Пряли при помощи деревянного веретена, на конец которого наде­вался глиняный, каменный, реже деревянный кружок с централь­ным отверстием — пряслице — для придания веретену большей инерции вращения. Глиняные обожженные пряслица в большом количестве находят при раскопках греческих жилищ. Сцены изго­товления пряжи с помощью веретена встречаются на краснофигурных расписных вазах V в. до н. э. (рис. 17, 3, 5).

Ткали на вертикальном ткацком станке, представлявшем со­бой деревянную раму с валиком, на котором закреплялись нити основы. Свободные концы нитей свешивались вниз, оттягивались грузиками. Плетение ткани происходило путем пропускания гори­зонтальной нити между спускающимися нитями основы. Изобра­жения вертикальных ткацких станков имеются на краснофигурных вазах V в. до н. э. (рис. 17, /) и на чернофигурных вазах V—IV вв. до н. э. (рис. 17, 2). Ткацкие грузики имеют обычно пи­рамидальную форму со сквозным отверстием в верхней части. Иногда до обжига на них делали оттиски гемм — печатей заказ­чиков. Дорогие ткани изготовлялись в специальных ремесленных мастерских.

К числу домашних ремесел можно отнести вязание рыболов­ных сетей, для чего употребляли особые бронзовые крючки, а воз­можно, применяли костяные иглы с насечками вверху, часто нахо­димые при раскопках рыбацких поселков.

Обработка кожи. О развитии кожевенного ремесла у греков ш знаем мало. Кожа применялась для изготовления оборонительных доспехов-щитов и панцирей. Из кожи делали обувь и накидки с капюшонами, конскую сбрую, ремни и другие поделки. Техника обработки кожи у греков нам неизвестна. Возможно, для .чистки кожи использовали костяные орудия с зубчиками, сделанные из ребер крупных животных.

 

§ 3. Торговля

Греки вели внутреннюю и внешнюю торговлю. Внутренняя торговля — это взаимный обмен между городом (полисом) и сельской территорией (хорой). Сельские жители покупали в городах орудия труда и другие изделия ремесленников, из хоры в город везли сельскохозяйственные продукты. Внешняя торговля — это обмен товарами между государствами (полисами), а также торговля ан­тичных государств с варварами.

Греческие купцы до VI в. до н. э. вывозили главным образом предметы роскоши, а ввозили сырье. С VI в. до н. э. ассортимент вывозимых товаров расширился за счет вина, ремесленных изделий, масла. Ввозили греки хлеб, кожу, дерево, папирус, рабов.

Между греческими государствами торговля велась с помощью денег, а с варварами — путем натурального обмена. О товарах, которые вывозили, свидетельствуют затонувшие корабли. Около Марселя был поднят корабль IIIв. до н. э., принадлежавший Марку Сестию. Вблизи Донузлава обнаружен корабль IV в. до н. э., который вез товары из Гераклеи. Для поощрения купцов им даро­вали особые льготы — проксении. Так, например, боспорский царь IV в. до н. э. Перисад и его сыновья дали проксению сыну Диони­сия, пирейцу (гражданину г. Амиса) и его потомкам. Этого купца освободили от пошлин на все его товары, а также дали право въез­да в гавань и выезда во время войны и во время мира. Текст этой проксении, найденной в Керчи в 1864 г. на горе Митридат, выре­зан на каменной стеле. Он был выставлен в Пантикапее и на родине купца — проксена. Известны проксении, данные жителям Хиоса, Халкедона и др.

Среди товаров, которые вывозили греки, важное место занима­ли вино и масло. Тарой для вина и масла, а также для рыбы, зер­на, лесных орехов, меда и других продуктов служили остродонные змфоры, вмещавшие в среднем до 19—20 л, мешки матерчатые и кожаные, корзины, пифосы вместимостью от 20 л до нескольких куб. м. Обломки амфор, привезенных из различных городов, в 'ольшом количестве находят при раскопках (рис. 15).

Системы обозначения цифру греков были разные. В VI—V вв. ~о н. э. господствовала акрономическая система по начальной бук­ве числа: I (иота) = 1; П (пенте)=5; Δ (дека) = 10; Н (экатон) = 100; X (хилиа) = 1000; М (мюриа) = 10 000.

С IV в. до н. э. распространяется азбучная десятичная систе­ма. В ней цифры обозначаются буквами древне-греческого ал-

фавита: А (альфа) = 1; В (бета) =2; Г (гамма) =3; Δ (дельта) = 4; Е (эпсилон) =5; F (стигма) =6; Z (дзета) =7; Н (эта) =8; Θ (тета)=9; I (йота) = 10; К (каппа) =20; Λ (лямбда) =30; М (мю)=40; N (ню) =50 и т. д.; Р (ро) = 100; Ζ (сигма) =200; Т (тау)=300 и т. д.

Меры объема.Самая малая мера жидкости равнялась пример­но 0,045 л и называлась так же, как маленький сосуд или черпак: киаф. Шесть киафов = котиле, или 0,27 л. Котилой назывался не­большой сосуд с двумя ручками. 12 котил (около 3,240 л) состав­ляли 1 хус, а 8 хусов — одну амфору (около 26 л); наибольшая мера — метрет вмещал около 40 л.

Наименьшей мерой сыпучих тел был также киаф (около 45 г). 6 киафов составляли котилу (около 270 г), 4 котилы составляли хойник (около 1 кг), а наибольшая мера — медимн весила около 52 кг.

Меры длины:дактиль (палец) около 1,93 см; паляйсте (ла­донь)— 4 пальца (7,72 см); пус (ступня) = 16 дактилям — около 30,88 см; пэхюс (локоть) = 1,5 пуса (43,32 см); оргия (размах ру­ки) =6 пусам (1,85 м); плетр = 100 пусам, около 30,85 м; стадий = = 100 оргиям. В Олимпии стадий равнялся длине олимпийского стадиона— 192,28 м; дельфийский стадий составлял 177,55 м, гре­ко-римский стадий — 176,6 м.

Для измерений объема существовали мерные сосуды: глиняные или в виде углублений в камне.

При взвешивании употребляли весы с двумя чашами, а в рим­ское время — с одной чашей и с передвигающимся грузом. Гири делали из камня, бронзы, железа, свинца, часто в виде плиток, а некоторым из гирь придавали форму головы человека либо фигур­ки животного.

Деньги.В крито-микенскую эпоху, когда монет еще не было, существовал прямой обмен, кроме того, роль денег играл скот, а затем металлические слитки в виде шкур весом в 26 кг. С введени­ем металлических денег самой мелкой денежной единицей стал обол, что в переводе на русский язык обозначает «стержень». Он весил 0,72 г. Шесть оболов назывались драхмой, что означало горсть. Эти названия позднее перешли к низшим номиналам монет.

Первые монеты появились в Лидии в VII в. до н. э. Их чекани­ли из электра — смеси золота с серебром. Затем стали выпускать серебряные монеты в Эгине. С VI в. до середины IV в. до н. э. в Ки-зике чеканятся электровые монеты — кизикины, употреблявшиеся для международной торговли в государствах Малой Азии, в Гре­ции, в Северном Причерноморье. Кизикин весил около 16 г. На ли­цевой стороне кизикинов имелись разнообразные изображения, их известно около 250: фигуры богов и героев, фантастические су­щества. Рядом с меняющимся символом — знаком ответственных за выпуск монет магистратов — помещали герб Кизика — изобра­жение тунца. На оборотной стороне монет был оттиснут вдавлен­ный квадрат. Кроме кизикинов в V в. до н. э. были распространены золотые монеты—дарики, чеканившиеся персидскими царями

 

вплоть до завоевания Персии Александром Македонским. На их лицевой стороне изображен персидский царь в виде лучника, на оборотной — вдавленный квадрат.

Редко, как, например, в Ольвии в V в. до н. э., медные монеты были литыми. С конца V в. до н. э. в Греции общеупотребительной монетой становятся монеты Афин, на лицевой стороне которых изо­бражали голову Афины в ионийском шлеме, на оборотной — сову. Афинские тетрадрахмы весом 17,44 г стали широко применяться при международных торговых операциях.

В Афинах золотые монеты начали чеканиться лишь в македон­ский период с конца IV в. до н. э. В IV в. до н. э. распространяют­ся медные разменные монеты достоинством в один, два, три и че­тыре халка.

В Греции было несколько весовых систем. Они применялись главным образом к серебру. В VII—IV вв. до н. э. наиболее рас­пространена была эгинская, а в V—IV вв. до н. э. — аттическая ве­совые системы. В эгинской системе основной единицей был статер (от греческого слова «статес» — весы). Вес серебряного эгинского статера был 12,12 г. 50 статеров составляли мину. В Афинах при Солоне (в 594 г. до н. э.) эгинская система сменяется евбейско-аттической, основу которой составляла драхма весом 4,366 г; 100 драхм равнялись 1 мине, а 60 мин, или 6000 драхм, весили 1 та­лант. Драхма в свою очередь подразделялась на 6 оболов. Обол был самой мелкой серебряной монетой. Существовали серебряные монеты, равные двум оболам (диобол), трем оболам (триобол) и четырем оболам (тетрабол).

Примерные весовые данные счетных и денежных единиц в Ат­тике после реформы Солона: талант (60 мин) =26,196 г; мина (100 драхм) =436,6; драхма (6 оболов) =4,366 г; обол = 0,728 г; халк= = 0,091 г (в серебре). Мина и талант считались счетной величиной. Монет такого номинала не было.

Пути сообщения. Сухопутные дороги у греков были плохие, наиболее распространены были морские пути сообщения. Тран­спортными средствами для сухопутных перевозок служили повоз­ки двух- и четырехколесные и вьючный скот, а для морских — тор­говые парусные корабли. Все торговые греческие города имели гавани. Наилучшими из них были гавани Пирея и Александрии. В V в. до н. э. в Пирее имелись три бухты, верфи и арсенал. Для эпохи эллинизма наиболее известной была гавань в Александрии. Там было два порта, разделенных искусственным молом длиной в 7 стадиев (более 1,2 км). Восточный порт служил для военных и царских кораблей, а западный — для торговых. Мол соединял бе­рег бухты с островом Форос, где был построен маяк. Форосский маяк считался одним из чудес света. Он был сооружен греческим архитектором Состратом Книдским в 285—280 гг. до н. э. Маяк имел высоту 120 м и состоял из трех частей: нижняя была четы­рехгранной со сторонами по 30,5 м; средняя, более узкая, была восьмигранной; верхняя, еще более узкая, увенчивалась куполом,

 

на котором стояла бронзовая статуя Посейдона высотой около 7 м (рис. 18). Под куполом зажигали огонь. Горючее доставляли по винтовой внутренней лесенке. Маяк существовал до XIV в.








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1647;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.