Северо-Западное Причерноморье
Остров Левка.Наиболее западным из пунктов на территорий нашей страны, где в VI — V вв. до н. э., согласно сведениям греческих авторов, находилось "святилище, посвященное герою греческого эпоса Ахиллу, был остров Левка, или Ахиллов остров, который отождествляют со Змеиным островом, расположенным на Черном море вблизи устья Дуная. Это небольшой остров площадью 0,18 кв. км.
В IV в. до н. э. остров входил в зону влияния Ольвии. В начале XIX в. в центре острова еще были заметны остатки фундамента здания размером 30x30 м, сложенного из мраморного известняка и разделенного на две равные части поперечной стеной. Поблизости имелась цистерна и три колодца вразных частях острова. Найдены мраморные базы, каннелированные барабаны и капители колонны, пьедестал статуи с надписью о посвящении статуи Ахиллу— владыке Левки, сосуд с посвятительной надписью, граффити, терракоты, множество монет. Обнаружены монеты почти всех значительных центров Причерноморья, многих крупных полисов материковой и островной Греции, а также Сирии, Египта, Фракии и др. По-видимому, мореплаватели приносили в храм дары, делали надписи, прославляющие Ахилла. Монеты относятся к периоду от V в. до н. э. по III в. н. э. Наибольшее количество монет относится к IV — III вв. до н. э.; находки второй половины IIIи IV вв. н. э. очень редки.
Раскопки на острове начаты в 1841 г. под руководством Н. Н. Мурзакевича. Было ли около храма поселение — неизвестно.
Село Орловка.Среди небольшого количества памятников, связанных со стоянками римских войск в Северном Причерноморье, самым западным из исследовавшихся археологами на территории нашей страны является городище у села Орловка в низовьях реки Дунай.
Римское укрепление там существовало с I по IIIв. В VIII — VI вв. до н. э. здесь было поселение, в I в. до н. э. оно входит в систему укреплений гето-даков, а с середины I в. н. э. там стоит римский гарнизон из солдат I Италийского и V Македонского легионов. В 111в. поселение прекращает свое существование.
Наиболее крупными греческими городами в Северо-Западном Причерноморье были Тира и Никоний на побережье Днестровского лимана и Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана.
Тиранаходилась на западном берегу Днестровского лимана на территории современного Белгорода Днестровского Одесской области.
Город, по-видимому, возник в VI в. до н. э., но слоев этого времени пока не обнаружено. Мощные слои средневекового периода затрудняют исследование античного города. Раскопками выявлены строительные остатки эллинистического периода и первых веков нашей эры. К эллинистическому времени относятся два богатых дома, разделенных переулком. Они погибли в I в. до и. э. в результате катастрофы, может быть, нашествия гетов. Над руинами эллинистических домов в первые века нашей эры были построены три новых здания, располагавшихся вдоль улицы, ширина которой была 2 м. В I в. н. э. Тира, возможно, была включена в состав римской провинции Мезии. С начала IIв. в городе стоял римский гарнизон, состоявший из частей V Македонского легиона, а позднее — из воинов I Италийского и XI Клавдиева легионов. Черепицы с клеймами этих легионов неоднократно находили в городе и особенно в цитадели, где было обнаружено здание вексил-ляции — подразделения V Македонского легиона.
Раскопки цитадели в верхней части города выявили слои I— IIвв. н. э., слой первой половины IIIв. до готского разгрома и слой послеготский — с середины III— IV вв. Стены цитадели толщиной 2—2,25 м с круглой башней были сооружены во IIв. н. э. из ракушечника на глиняном растворе. На отдельных участках стена укреплена дополнительным панцирем, толщина ее достигает 3 м.
С IV по IIв. до н. э. и с I по IIIв. н. э. Тира чеканила свою монету. Множество импортных вещей и ряд надписей указывают на роль Тиры как торгового центра.
Никонийбыл расположен на восточном берегу Днестровского лимана у села Роксоланы. Город возник во второй половине VI в. до и. э., может быть, как апойкия Истрии. Около третьей четверти IV в. до н. э. город был разрушен, вероятно в результате военного нападения. Вновь отстроенный город подвергся вторичному разрушению в конце IIIв. или вначале IIв. до н. э. Но город снова
отстраивается, размеры его возрастают. Окончательно жизнь в Никонии прекратилась в III— IV вв. н. э. Открыты оборонительные сооружения V— IV вв. до н. э. в виде рва и стены, мощеные улицы и многочисленные дома. В ранний период преобладали жилища полуземляночного типа, в IV в. до н. э. жилые комплексы включали несколько наземных помещений и подвалов. Сельскохозяйственные орудия и зерновые ямы говорят о занятиях жителей земледелием; импортные предметы, клейма на амфорах характеризуют город как торговый центр. Раскопаны курганы IV в. до н. э. с простыми земляными и подбойными могилами, с трупоположением; есть детские захоронения в амфорах и кувшинах, в том числе трупосожжения на территории самого поселения.
Ольвия(«Счастливая»), расположенная на западном берегу Бугского лимана, к югу от села Парутино, исследована лучше. Город лежит на двух террасах, часть нижнего города затоплена водой. Раскопки Ольвии начались в середине XIX в. Город основан переселенцами из Милета в VI в. до н. э. К IV в. н. э. в результате нападений готов, затем гуннов город приходит в запустение. Наиболее важные результаты получены при раскопках Б. В. Фармаковского. В районе Зевсова кургана он обнаружил многочисленные культурные напластования от VI в. до н. э. по I в. н. э., открыл сырцовую стену VI в. до н. э., стоявшую на цоколе из полигональных камней, и богатый дом II в. до н. э., во внутреннем дворе которого был перистильный дворик с мозаикой из разноцветной кальки. Раскопки Б. В. Фармаковского подтвердили данные римского автора I в. Диона Хризостома о бедственном положении Ольвии в I в. до н. э. и о сокращении территории города после его разрушения гетами во второй половине II в. до и. э. Было установлено, что Зевсов курган насыпан из культурных напластований над руинами эллинистического города. В районе Заячьей и Северной балок Б. В. Фармаковский нашел оборонительную стену и городские ворота IV в. до н. э., у Поперечной балки — стену цитадели римского времени и остатки храма Аполлона Простата — покровителя Ольвии. Ему впервые удалось установить, каковы были границы Ольвии до гетского разрушения и после него. На территории нижнего города обнаружены остатки городских слоев от V в. до н. э. до позднеантичного времени. В северной части городища обнаружен некрополь архаического времени, над которым лежали городские слои эпохи расцвета Ольвии. Исследование разных участков некрополя показало, что там преобладало трупоположение, среди могил имелись простые земляные, подбойные и земляные склепы.
При последующих раскопках, проводившихся под руководством А. Н. Карасева и Е. И. Леви, в Ольвии на верхнем плато впервые в Северном Причерноморье обнаружили агору — главную городскую площадь догетской эпохи размером 1,5 га. Рядом с ней находился священный участок — теменос с храмами и другими культовыми сооружениями. Агора представляла собой площадь, вымощенную черепками и ограниченную с востока и с запада тор-
говыми и складскими помещениями. К агоре подходили несколько улиц.
Раскопки теменоса показали, что самым ранним ядром святилища была роща, в центре которой, вероятно, стоял жертвенник. Судя по посвятительным надписям, в VI — V вв. до н. э. поблизости находился храм или святилище, посвященное Зевсу. Возможно, что вблизи от него был также и храм Аполлона Дельфиния, найденные остатки которого относятся к V в. до н. э. Перед храмами стоял монументальный алтарь из известняка. Там же открыты следы нескольких глиняных жертвенников. К ограде теменоса примыкали постройки, в одной из которых, возможно, была металлургическая мастерская.
В IV в. до н. э. теменос был перестроен. Был возведен новый большой храм Аполлона Дельфиния, от которого сохранились только слоевые субструкции, а в IIIв. до н. э. также на мощных слоевых субструкциях возведен новый храм Зевса. Тогда же на месте известнякового алтаря соорудили новый алтарь из белого мрамора. Была вырыта цистерна для дождевой воды глубиной более 8 м, стенки которой были покрыты цемянкой. Во второй половине IIв. до н. э. она была засыпана пришедшим в негодность храмовым имуществом. В ней было найдено до 2000 обломков, а иногда и целых терракотовых статуэток, подавляющее большинство которых является изображениями женщин и преимущественно богини Кибелы, сидящей на троне с львенком на коленях. Там же обнаружены восемь бычьих черепов, алтарики и другие вотив-ныеприношения. Ямы со сбросом вотивных приношений в храм Аполлона Дельфиния открыты вблизи большой стой. В ямах найдены посвятительные граффити с именем Аполлона, процарапанные на сосудах. Всего на территории теменоса их найдено более 60. Интересны землянки и подвалы, засыпанные в первой половине V в. до н. э., свидетельствующие, что постройки первого строительного периода были углублены в землю. Жилища в виде землянок и полуземлянок были широко распространены в ранний период истории города.
В IV — IIIвв. до н. э. на агоре были построены два больших общественных здания. У входа на агору находилось здание суда— дикастерий, занимавшее площадь в 827 кв. м и состоявшее из большого двора и 12 расположенных вокруг него помещений, а в конце площади — здание гимнасия, от которого сохранился зал в 400 кв. м с двумя рядами прямоугольных колонн, с банными помещениями и уборной — латриной. Хорошо сохранился водопровод, снабжавший горячей водой здание гимнасия и, по-видимому, какие-то другие постройки. Открыты линия гончарных труб длиной более 20 м со смотровым колодцем, четыре резервуара, наиболее ранний из которых относится к V в. до н. э., глубокий колодец диаметром 1 м, сооруженный в V в. до н. э. из тщательно отесанных и пригнанных квадров, жаропроводный канал.
В послегетский период на месте агоры возник производственный район, который уже не входил в черту города. На месте те-
меноса в 1 в. н. э. устраивают большое зернохранилище. Здесь же открыты остатки гончарных мастерских и винодельни. При раскопках цитадели римского времени обнаружен дом свнутренним двориком и остатки кузнечной мастерской.
К западу от Ольвии на склоне Заячьей балки располагался жилой поселок, существовавший с VI по IIIв. до н. э. Начиная со II в. до н. э. на этой территории находился некрополь Ольвии. Основным типом жилищ в поселке были землянки, полуземлянки и дома с подвальными помещениями. Поселок занимал площадь около 1500 кв. м. Возможно, что здесь находилось предградье, где скифский царь Скил, согласно рассказу Геродота (IV, 78), оставлял свою свиту при посещении города, в котором у него был дворец, украшенный скульптурами. Из многочисленных эпиграфических памятников, найденных в Ольвии, наиболее интересен декрет IIIв. до н. э. в честь Протогена — богатого ольвийского гражданина. Из этого декрета мы узнаем о внешних опасностях и об экономических затруднениях Ольвии, о дани, которую она платила скифскому царю, о возведении оборонительных стен в связи с угрозой нападения галатов и других племен.
Исследования сельскохозяйственной территории или хоры Ольвии показали, что жизнь на сельских поселениях не была непрерывной. Поселения, возникшие в VI в. до н .э., прекращают свое существование в V в. до н. э., население их покидает. Только в последней трети IV и в IIIв. до н. э. в период расцвета Ольвии на сельскохозяйственной территории вновь возрождается жизнь.
В период кризиса Ольвийского государства во II— I вв. до н.э. количество поселений вновь сокращается, и только срубежа I в. до н. э. — I в. н. э. происходит новый подъем сельскохозяйственной хоры города. Поселения появляются на новых местах, удобных для возведения оборонительных сооружений. Они стали более крупными с каменным домостроительством. Но расцвет экономики Ольвии заканчивается в середине IIIв. Разоренные варварскими нашествиями IIIв. до н. э., сельские поселки пустеют, их обитатели переселяются в другие районы.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1566;