Античные памятники Средней Азии

Эллинский мир тесно соприкоснулся с народами, населявшими южные территории Средней Азии, со времени походов Александра Македонского, разгромившего Персидскую державу, в состав кото­рой в качестве сатрапий входили эти области. Путь Александра проходил через Парфиену и Маргиану — южные районы Туркме­нии, Бактрию и Согдиану — южные районы Узбекской и Таджикс­кой ССР. Эти области ко времени Александра Македонского уже имели высокоразвитую городскую культуру, развитые ремесло и торговлю. Население отчаянно сопротивлялось македонцам. Рим­ский писатель I в. Квинт Курций Руф в «Истории Александра Ма­кедонского» (VII, 10, 5) рассказывает о жестокой расправе Алек­сандра с непокорными, об опустошении и сожжении поселений в районе Мараканды (Самарканда), где он основал город Александ­рию. Еще один город — Александрию Маргианскую и 6 крепостей на небольшом расстоянии одна от другой он основал в Мервском оазисе.

Арриан, греческий писатель II в., в «Анабазисе» (IV, 4, 1) сооб­щает о строительстве на реке Танаис (древнее название Сырдарьи) еще одного города — Александрии Эсхата. Александр за 20 дней окружил город стеной и поселил там эллинских наемников

 

и македонских солдат, которые уже не годились для военной служ­бы. Он принес жертву богам и установил празднество с гимнасти­ческими и конными состязаниями. Квинт Курпий Руф (VII, б, 13 и 25) также упоминает об этом городе, место для которого выбирал сам Александр, а построили его очень быстро воины как крепость для удержания в покорности завоеванной территории. Большин­ство ученых помещают Александрию Эсхату в Ленинабаде. Позд­нее, при преемниках Александра Селевкидах, город стал незывать-ся Антиохией, и там, вероятно, помещался монетный двор селев-кидских царей.

По свидетельству Страбона (XI, 10, 4), Александр основ?л в Бактрии и Согдиане 8 городов. Несколько уже имеющихся горолов им было разрушено. Интересно в этой связи сообщение Квинта Курция Руфа (VII, 5, 28—32) и Страбона (XI, 10, 4) о городе бран-хидов, свидетельствующее о том, что греки проникли в Среднюю Азию еще до походов Александра — в V в. до н. э. Бранхиды были жрецами в храме Аполлона в Дидимах вблизи Милета. Во время похода Ксеркса против Греции бранхиды выдали персидскому ца­рю сокровища храма и, испугавшись мести сограждан при отступ­лении персов переселились из Милета в далекую среднеазиатскую сатрапию Ксеркса — Согдиану. Когда Александр с войском, пере­правившись через Окс, как называли в древности Амударью, подо­шел к городу бранхидов, их потомки, еще не забывшие греческих обычаев и говорившие на смешанном языке, сдали Александру свой город. Но Александр, вступив в него, приказал разрушить стены, разграбить его, перебить всех жителей, так что вскоре от города не осталось и следа. Можно предположить, что греки-милетяне, жив­шие так долго в окружении местного населения, оказали какое-то влияние на его культуру. Но пока на археологических памятниках оно не прослеживается.

Со времени походов Александра, когда создаются крупные го­рода и поселения греческих воинов — катойкии, греческое влияние возрастает. Но это уже не чисто эллинская культура, а синкретиче­ская греко-восточная, которая, в свою очередь, испытывает влия­ние местной культуры. Греки пришли в Среднюю Азию как завое­ватели, но оставались в ней не только в составе военных отрядов. Туда переселялись ремесленники, торговцы, актеры, скульпторы, медальеры, музыканты и т.д. Греческая письменность сохранялась в Бактрии в течение нескольких столетий после Александра. Замет­ные следы оставило влияние эллинистической культуры на камен­ную архитектуру, скульптуру, ювелиров, керамическое и камнерез­ное ремесло, коропластику и т. д.

После смерти Александра Македонского его обширное государ­ство распалось и среднеазиатские области попали под управление Селевкидов. Период, когда Бактрия, Согдиана и Маргиана входили в государство Селевкидов, был временем наиболее сильного про­никновения эллинистических элементов в культуру среднеазиат­ских регионов. Но население этих областей стремится освободить­ся от власти Селевкидов. Положение обостряется нападением коче-

 

вых племен, которые грабят и разрушают города. Так были разру­шены Александрия Маргианская и Александрия Эсхата.

В 293 г. до н. э. Селевк назначает своего сына, Антиоха I, своим соправителем на востоке, а в 280 г. до н. э. после смерти Селевка Антиох становится единоличным правителем. Селевкиды восста­навливают разрушенные и строят новые города. Вновь восстанов­ленные Александрия Маргианская и Александрия Эсхата стали теперь называться Антиохиями. Чтобы оградить маргианский оазис от наступления песков пустыни и от кочевников, Антиох обвел оазис стеной протяженностью около 250 км.

В середине III в. до н. э. из государства Селевкидов выделяются Греко-Бактрийское и Парфянское царства.

Парфиена

Главным городом Парфиены, основного ядра древнепарфянско-го царства, была Ниса(вблизи совр. Ашхабада). Местоположение Нисы у селения Багир на двух возвышенностях, получивших у на­селения названия Старой и Новой Нисы, было установлено еще в 80-х годах XIX в. С 1930 по 1936 г. археологические раскопки там проводил А. А. Марущенко и др., но только в 1946 г. начались сис­тематические исследования города Южно-Туркменской археологи­ческой комплексной экспедицией во главе с М. В. Массоном. Было выяснено, что Старая Ниса, или Митридаткерт, была царской кре­постью, там находились царские дворцы с их хозяйственными слубжами, винохранилища, храмы, места пребывания гвардии и вельмож, царский архив. Новая Ниса включала городские кварта­лы, общественные и культовые здания, некрополь парфянской знати.

Крепость Старая Ниса имела форму пятиугольника и была ок­ружена стеной, толщина которой внизу достигала 9 м. Стена и баш­ни были сложены из пахсы и сырцового кирпича. В центре крепости был квадратный зал площадью 400 кв. м. Вдоль стен возвышались полуколонны, а в верхнем ярусе между полуколоннами были ниши, в которых находились глиняные статуи мужчин и женщин — обо­жествленных предков царской династии Аршакидов.

Из монументальных построек Старой Нисы кроме квадратного дворцового зала или династийного храма следует назвать квадрат­ную башню, связанную с культом огня, и круглый храм, посвящен­ный, возможно, культу великих самофракийских богов — кабиров, распространившемуся из Средиземноморья и популярному у Селев­кидов.

Особый интерес вызывает так называемый «квадратный дом», построенный в конце III — начале II в. до н. э. В центре его был большой перистильный двор. Со всех сторон находилось по три продолговатых помещения. В одном из них было обнаружено мно­жество изделий из слоновой кости, среди которых большую часть составляли ритоны II в. до н. э. высотой от 30 до 60 см, предназна­ченные, вероятно, для ритуальных возлияний. Вверху ритоны укра­шены рельефным фризом с разнообразными изображениями: олим-

пийских богов, сцен дионисийского культа и др. Внизу ритоны за­канчивались скульптурной фигуркой фантастического антропо- и зооморфного существа. Часто это грифоны, львоподобные, рогатые, крылатые чудовища, кентавр с крыльями. Сюжеты фризов, одеж­да, прически, атрибуты фигур носят явное влияние эллинистиче­ского искусства. По-видимому, это здание было сокровищницей, связанной с культом умерших царей. Каждая из комнат замуровы­валась по мере совершения обряда погребения одного из царей Аршакидской династии. В этом здании интересно сочетаются эле­менты эллинской архитектуры — перистильный двор — с ахеменидскими традициями в назначении постройки.

Влияние эллинской культуры прослеживается и по отдельным находкам, отражающим вкусы их владельцев. Так, в Нисе неодно­кратно встречались вещи, привезенные из других областей элли­нистического мира. Среди них особенно интересны небольшие мра­морные статуи «нисийской богини» в виде стоящей девушки, оде­той в хитон и плащ, и «Родогуны», напоминающей изображения Афродиты, вероятно, александрийской работы. Встречаются фраг­менты других статуй: Афродиты, Сатира, Артемиды, — предназна­ченных для украшения жилищ нисийских аристократов. Кроме то­го, найдены серебряная позолоченная статуэтка Афины, серебря­ная фигурка Эрота с золотыми браслетами. Некоторые вещи мест­ного производства являются переработкой греческих оригиналов, например бронзовая фигурка сфинкса, бронзовый светильник, гри­фон, резные печати с изображением эллинских божеств — Афины, Афродиты.

Бактрия

Большая часть Бактрии расположена к югу от реки Пяндж (часть Амударьи), но северная граница ее не была постоянной, и южные области Узбекской и Таджикской ССР в древности, по-ви­димому, входили в Греко-Бактрийское государство. Греческое влияние в этом государстве распространялось из греческих горо­дов и поселений, где жили оставшиеся в Бактрии ветераны маке­донского войска, переселенцы из разных областей Греции — тор­говцы, ремесленники, люди свободных профессий и т. д. Влияние греческой культуры сказалось на распространении греческой пись­менности, греческих культов, греческого искусства.

Особенно ярко греческое влияние сказалось на монетах греко-бактрийских царей. Реалистические портреты этих царей на лице­вой стороне монет поражают своим высокохудожественным испол­нением. На оборотной стороне помещались искусно выполненные фигуры греческих божеств: Аполлона, Артемиды, Афины, Деметры, Диоскуров, Гекаты, Гелиоса, Геракла, Зевса, Ники, Посейдона. Очень сильно влияние греков на архитектуру Бактрии, на коро-пластику и на разные виды ремесел. Но влияние это не было пря­мым. Греческая культура проникала в Бактрию уже преобразован­ной из восточных эллинистических государств, где выработалась

 

синкретическая эллинистическая культура. В целом облик бактрий-ских городов и поселений очень далек от греческих.

Из античных памятников правобережной Бактрии, относящихся к концу греко-бактрийского времени, интересно городище Саксано-хур на правом берегу реки Пяндж (Таджикская ССР). Здесь в 1966—1967 гг. был открыт дворцово-храмовый комплекс, возведен­ный в III—II вв. до н. э. и существовавший до II—III вв. н. э. Ин­тересно архитектурное оформление здания. Каменные колонны, ка­пители коринфского типа и базы пилястров свидетельствуют об эл­линистическом влиянии. Композиционным центром здания был квадратный двор, что обычно для восточноэллинистической архи­тектуры. Наличие вымостки из обожженных кирпичей вдоль стен двора может быть связано с перистильной схемой двора.

Значительные исследования велись в Халчаяне, в правобережье реки Сурхандарьи (Узбекская ССР). Раскопки начала Г. А. Пуга-ченкова в 1959 г. Поселение там возникло в середине I тысячеле­тия до н. э. В греко-бактрийский период в Халчаяне уже существу­ет город, возводится цитадель с крепостной стеной и рвом, большие дома с колоннадами на каменных базах; имелись, по-видимому, и керамические мастерские, в которых изготовляли гончарную посу­ду высокого качества и терракотовые статуэтки, подражающие эл­линским.

Во второй половине II в. до н. э. Греко-Бактрийское государство гибнет под ударами варварских племен — саков и юеджей. При юеджах, создавших в I в. н. э. Кушанское государство, Халчаян превращается в крупный город. Возводятся монументальные зда­ния, крыши которых по образцу эллинистических построек украше­ны фигурными черепицами-антефиксами, портики-айваны — колон­нами с каменными базами и, деревянными стволами.

К I в. до н. э. относится сооружение дворца — небольшой (35х 26 м), но богато украшенной постройки из сырцового кирпича, включавшей айван с шестью колоннами, центральный зал, тронный зал с двумя колоннами, боковые узкие коридоры и камеры для стражи. Все стены айвана были покрыты живописью, а в верхнем ярусе стены имели скульптурный фриз. В зале лишь одна стена была покрыта росписью, а верхние половины трех остальных стен занимали скульптурные композиции.

Живопись сохранилась плохо, но для уцелевших фрагментов с растительным узором Г. А. Пугаченкова находит аналоги в роспи­сях Помпеи.

Верхний скульптурный фриз зала представляет детей-гирляндоносцев — мотив, сложившийся в эллинистическом искусстве и распространившийся затем в Риме и на Востоке. Между фигурка­ми гирляндоносцев были мужские и женские полуфигуры — музы­кантши, сатиры, нарядные девы, скоморохи. Все это позволяет связать сюжет изображений с дионисийским культом, который по­лучил распространение на Востоке еще до походов Александра Ма­кедонского.

Основная часть скульптур размещалась взофоре — полосе двухметровой ширины под фризом. Здесь находилась главная ком­позиция, изображающая сидящих на тронах и стоящих членов од­ной из ветвей Кушанского рода. Во фризе над ними располагались божества-покровители: Афина, Геракл, парящая Ника и др. На дру­гих стенах изображались кушанские правители, всадники. В айва-не наряду со скульптурными портретами членов Гераева рода была скульптура Афины в шлеме.

Скульптуры Халчаяна, так же как и коропластика кушанского периода, показывают, что если в греко-бактрийский период ваятели в передаче божеств послушно следовали греческим моделям, то в сако-юеджийский период бактрийские скульпторы радикально пе­рерабатывают греческие статуарные прототипы. Еще более усили­ваются местные влияния в искусстве кушан, хотя и в нем сохраня­ются некоторые эллинистические традиции. Памятников кушанско­го времени, т. е. первых веков новой эры, исследовано значительно больше. Одним из наиболее крупных является городище Дальвер-зинтепе,расположенное к югу от Халчаяна также на берегу реки Сурхандарьи. С 1967 г. там ведутся стационарные раскопки под руководством Г. А. Пугаченковой.

Город возник в III—II вв. до н. э. Он состоит из цитадели, обве­денной стеной и рвом, и прямоугольного городища, также имеюще­го оборонительную стену и ров. В городе раскопаны большие мно­гокомнатные дома богатых горожан, дома рядовых горожан, квар­тал ремесленников, три храма. Найдены настенные росписи и скульптуры I—II вв.: группа богини с ребенком, «галерея царей»— портреты кушанского царя, членов его семьи и вельмож, — свиде­тельствующие о заметном угасании эллинистического влияния. Эл­линистические традиции сохраняются в архитектуре: в коринфском типе капителей, в аттических базах; слабее они стали в короплас-тике и монетном деле.

Много античных вещей найдено И. Р. Пичикяном и Б. А. Литвинским в 1976—1982 гг. при раскопках бактрийского городища. Тахти-Сангин, расположенного на юге Таджикской ССР. В обнару­женном там храме, существовавшем с конца IV — III вв. до н. э. до II — III вв. н. э., имелись колонны с ионийскими капителями, каменные алтари эллинистического типа, на одном из которых была греческая надпись, бронзовые статуи. Из сокровищниц храма извлечены великолепные изделия из слоновой кости, золота, сереб­ра, бронзы, алебастра и глины, свидетельствующие о тесных свя­зях с эллинистическим миром.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Основоположники марксизма-ленинизма

Маркс К. Капитал. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с 69 109, 143, 147, 173, 247, 361, 738; т. 24, с. 544; т. 25, ч. I, с. 364—365; т. 25, ч. 2, с. 142—144, 146, 148, 349.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 461—508.

Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 345, 346, 369.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 100—178.

Работы общего характера, справочники и иллюстративный материал

Античная цивилизация. М., 1973.

Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

Блаватский В. Д. Очерки военного дела в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1954.

Блаватский В. Д. Античная полевая археология. М., 1967.

Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1969.

Зограф А. Н. Античные монеты. — Материалы и исследования по археоло­гии СССР (далее —МИА). М.—Л., 1951.

Казаманова Л. Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969.

Словарь классических древностей по Любкеру (Под ред. Ф. Гельбке, Л. Ге­оргиевского, Ф. Зелинского и др.). СПб., 1885.

Atlas of the classical World. Nelson, 1959.

Daremberg M. С et Saglio E. Dtctionnaire des antiquites grecques et romaines. Paris, 1873, vol. I—VIII.

Lexicon der Antike. Leipzig, 1977.

Majewski K. Kultura materialna starozytnej Grecji. Warzawa, 1956.

Pictoral dictionary of ancient Rome. New York, 1961.

Литература к главе I. История важнейших археологических открытий

Бузескул В. Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира. Греческий мир. Птб., 1924, ч. II.

Жебелев С. А. Введение в археологию. Пг., 1923, ч. I—II. Михаэлис А. Художественно-археологические открытия за 100 лет. М., 1913. Сидорова Н. А. Новые открытия в области античного искусства. М., 1969.

* *

Авдиев В. И. Раскопки в Фивах. — Восток, 1924, с. 161—164.

Блаватский В. Д., Ислами С. Раскопки Аполлонии и Орика. — Советская археология (далее —СА), 1969, № 4, с. 166—201.

Бороздин И. Н. Раскопки Геркуланума. — Архитектура СССР, 1935, № 1, с. 52—57.

Обзоры важнейших археологических открытий в Средиземноморье опубли­кованы в журнале «Вестник Древней Истории»: 1938, № 2, с. 170—176; 1939, № 2, с. 150—164; 1939, № 3, с. 200—210; 1947, № 1, с. 197—219, № 2, с. 190—203; 1962, № 4, с. 137—156; 1963, № 1, с. 119—137; 1967, № 2, с. 294—310, № 4, с. 185—198; 1969, № 3, с. 189—204, № 4, с. 213—230; 1970, № 1, с. 191—210; 1972, № 4, с. 195—212; 1976, № 1, с. 172—182; 1980, № 3, с. 153—167.

 

Литература к главе II. Археология Греции

Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1958.

Блаватский В. Д. Земледелие в античных государствах Северного Причер­номорья. М., 1953.

Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.

Блаватский В. Д. О боспорском ремесле IV—I вв. до н э —СА 1959 т. XXIX—XXX, с. 42—57.

Брашинский И. Б. Греческий керамический импорт на Нижнем Дону в V—III вв. до н, э. Л., 1980.

Гайдукевич В. Ф. Виноделие на Боспоре. — В кн.: Боспорские города. Ма­териалы и исследования по археологии СССР (далее — МИА) М—Л 1958 85.

Галанина Л. К Панафинейская амфора — награда атлету в Афинах. Л., 1962.

Дильс Г. Античная техника. М.—Л., 1934.

Зеест И. Б. Керамическая тара Боспора. — МИА, № 83. М., 1960.

Керамическое производство и античные керамические строительные мате­риалы. Свод археологических источников (далее — САИ). М., 1966, вып. Г1—20.

Кобылина М. М. Милет. М., 1965.

Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

Коровина А. К., Сидорова Н. А. Города Кипра М., 1973.

Кругликова И Т. Античное земледелие. — В кн.: Возникновение и развитие земледелия. М., 1967.

Петере Б. Г. Морское дело в античных государствах Северного Причерно­морья М., 1982.

Сидорова U. А. Афины М., 1967.

Соколов Г. И. Античная скульптура. Греция. М., 1961.

Соколов Г. И Дельфы. М., 1972.

Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.

Сокольский И. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1971.

Стржелецкий С Ф Клеры Херсонеса Таврического. — Херсонесский сборник. Симферополь, IV, 1961.

Шмидт Р. В. Очерки из истории горного и металлообрабатывающего произ­водства в античной Греции. — В кн.: Из истории материального производства античного мира. Известия ГАИМК. М.—Л., 1935, вып. 108.

Эллинистическая техника. М.—Л., 1948.

Литература к главе III. Археология Рима

Блаватский В Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.

Кравченко В. И. Помпеи, Геркуланум, Стабии. М., 1981.

Майяни 3. Этруски начинают говорить. М., 1966.

Михайловский К. Пальмира. Варшава, 1968.

Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.

Сергеенко М. Е. Помпеи. М., 1949.

Сергеенко М. Е. Очерки по сельскому хозяйству Древней Италии. М.—Л., 1958.

Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима (очерки быта). М.—Л., 1964.

Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. Л.. 1968.

Соколов Г. И. Античная скульптура. Рим. М., 1965.

Соколов Г. И, Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Фармаковский М. В. Римские стекловаренные печи. — В кн.: Известия Ин­ститута археологической технологии. М., 1922, вып. 1, с. 73—176.

Cagnat R. et Chapot V. Manuel d'archeologie romaine. Paris, 1916, t. 1; Paris, 1920, t. 2.

Литература к главе IV. Античные памятники на территории СССР

Античные города Северного Причерноморья. М.—Л., 1955. Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. М., 1984.

 

Античные памятники Колхиды и Иберии. — Краткие сообщения Института археологии АН СССР. М., 1977, вып. 151.

Аракелян Б. Н. Очерки по истории искусства древней Армении. Ереван, 1976.

Аракелян Б. Н, Гарни. Результаты раскопок (1949—1953 гг.). Ереван, 1951, т. I; 1957, т. П.

Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Л., 1948.

Блаватский В Д. Харакс. — МИА, № 19. М., 1951, с. 250—291,

Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.

Блаватский В. Д. Пантикапей. М., 1964.

Воронов Ю. Н. Гиенос. — СА, 1976, № 4, с. 42—55.

Воронов Ю. Н. Диоскуриада—Себастополис—Цхум. М., 1980.

Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.—Л., 1949.

Гайдукевич В. Ф. Илурат. — МИА, JMb 85. М—Л., 1958, с. 9—148. * ■

Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Л., 1981.

Дальверзинтепе — кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978.

Иванова А. И. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л., 1953.

Иессен А. А. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Л., 1947.

Кадеев В. И. Херсонес Таврический в первых веках нашей эры. Харьков, 1981.

Кахидзе А. Ю. Восточное Причерноморье в античную эпоху (колхские мо­гильники). Батуми, 1981. О

Кобылина М. М. Фанагория. — МИА, № 57. М., 1956.

Кошеленко Г. А. Культура Парфии. М., 1966, с. 12—47, 67—97.

Крыжицкий С. Д. Жилые дома античных городов Северного Причерноморья (VI в. до н. э. — IV в. н. э.). Киев, 1982.

Лордкипанидзе Г. А. К истории древней Колхиды. Тбилиси, 1970.

Лордкипанидзе О. Д. Город — храм Колхиды. М., 1978.

Лордкипанидзе О. Д. Древняя Колхида. Миф и.археология. Тбилиси, 1979.

Массон В. М. Страна тысячи городов. М., 1966.

Массон М. Е. Народы и области южной части Туркменистана в составе Пар­фянского государства. — Труды Южно-Туркменской археологической комплекс­ной экспедиции (далее — Труды ЮТАКЭ). Ашхабад, 1949, т. V.

Массон М. Е. и Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны Нисы. — Труды ЮТАКЭ, Ашхабад, 1959, т. IV; Альбом иллюстраций. М., 1956.

Ольвия. Теменос и агора. М.—Л., 1964.

Проблемы греческой колонизации Северного и Восточного Причерноморья. Материалы I Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья. Тбилиси, 1979.

Пугаченкова Г. А. Архитектурные памятники Нисы. — Труды ЮТАКЭ. Аш­хабад, 1949, т. I, с. 201—241.

Пугаченкова Г. А. Халчаян. Ташкент, 1966.

Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971.

Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи кушан. М., 1979.

Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913 (таблицы); 1914 (текст).

Ростовцев М. И Скифия и Боспор. Л., 1925.

Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульп­туры, живописи и прикладного искусства. Л., 1973.

Терракоты Северного Причерноморья. — САИ, вып. П—11. М., 1970, ч. 1_п; М., 1974, ч. III—IV.

Фармаковский Б. В. Ольвия. М., 1915.

Хачатрян Ж. Д. Об античной коропластике Армении. — ВДИ, 1979, № 3, с. 88—103.

Хачатрян Ж. Д. Гарни. V. Античный некрополь (результаты раскопок 1956— 1972 гг.). Ереван, 1976.

Худяк М. М. Из истории Нимфея. Л., 1962.

Шамба Г. К- Эшерское городище (основные результаты археологических раскопок 1968, 1970—1977 гг.). Тбилиси, 1980.

Шелов Д. Б. Античный мир в Северном Причерноморье. М., 1956.

Щеглов А. Н. Северо-Западный Крым в античную эпоху. Л., 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 3168;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.117 сек.