Проблемы колонизации Северного Причерноморья
Термин «колонизация» не совсем подходит к объяснению процесса основания греческих городов на берегах Северного Причерноморья. Его следовало бы заменить термином «переселение». Как показывают археологические раскопки, города чаще всего возникали в местах, где к моменту переселения греков не было постоянных поселений местных племен. Термин «колония» также совсем не соответствует сущности греческих поселений (апойкий), :снованных в Северном Причерноморье в VII—VI вв. до н. э. Однако эта терминология прочно укрепилась в литературе, поэтому, употребляя ее, мы должны помнить, что по отношению кантичности этот термин имеет несколько иной оттенок.
Заселение Причерноморья было одним из звеньев процесса широкого расселения греков по берегам Средиземноморского бассейна, происходившего в VIII — VI вв. до н. э. К. Маркс так определяет причины греческой колонизации: «В древних государствах, в Греции и Риме, вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя. Вся система этих государств основывалась наопределенном ограничении численности населения, пределы копрой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих ус-
ловий существования античной цивилизации... Недостаточное развитие производительных сил ставило права гражданства в зависимость от определенного количественного соотношения, которое нельзя было нарушать. Единственным спасением была вынужденная эмиграция»\
Опираясь на находки в Северном Причерноморье отдельных предметов, главным образом греческих ваз, привезенных из Средиземноморья в VII в. до н. э., в том числе родосско-ионийской ойнохои из Темир-горы, ионийской вазы с головой быка из Новочеркасского музея и ряда других, Т. Н. Книпович и В. Д. Блаватский пришли к выводу, что основанию греческих поселений в Северном Причерноморье предшествовали торговые экспедиции греков, в результате которых еще до основания городов возникали торговые фактории, или эмпории. В. Д. Блаватским было высказано предположение об обязательности так называемого эмпориального периода, предшествующего возникновению колоний. Таким образом, возникновение греческих городов тесно связано с торговыми экспедициями греков. Торговую сущность греческих апойкий подчеркивал и А. А. Иессен, который рассматривал процесс греческой колонизации как двусторонний и считал, что колонии возникали только там, где местное население достигло соответствующего уровня развития производительных сил. Но существует и другое направление в науке, рассматривающее греческие апойкий прежде всего как аграрные или аграрно-производственные центры.
Важную роль в колонизации Причерноморья играл Милет, один из наиболее крупных греческих полисов на западном берегу Малой Азии. По словам Страбона (XIV, 1, 6), Милет совершил много славных деяний, «но величайшее из них — это множество основанных им колоний, ибо весь Эвксинский Понт, Пропонтида (побережье Мраморного моря. — И. К.) и многие другие места были колонизованы милетцами». Среди древнейших греческих городов на территории нашей страны, основание которых античная традиция связывает с Милетом, были Тира, Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Кепы, Фасис и Диоскуриада. Кроме Милета в колонизации Северного Причерноморья участвовали другие ионийские центры — Теос, Митилена, а также дорийцы из Гераклеи Понтийской.
Березань.Самым ранним из греческих поселений в Северном Причерноморье было поселение на острове Березань. Это небольшой остров длиной около 1 км, площадью около 30 га, расположенный при входе в Днепро-Бугский лиман, недалеко от современного Очакова. Античное поселение возникло в VII в. до н. э. в северной части острова. Раскопки его начаты в 80-х годах XIX в. Были открыты углубленные в землю и наземные жилища, погребения грунтовые, детские — в амфорах и в пифосах, есть и трупо-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. 567, 568.
сожжения. Встречаются погребения ввытянутом и вскорченном положениях.
К первому строительному периоду — концу VII— середине VI в. до н. э. — относятся однокамерные, круглые и прямоугольные землянки и полуземлянки, ко второму периоду — второй половине VI — началу V в. до н. э. — наземные дома с сырцовыми стенами на каменных фундаментах, иногда с полуподвальными и подвальными помещениями. Ориентированные по странам света, пересекающиеся улицы шириной 3,5—5 м позволяют предполагать наличие правильной планировки поселения. Улицы вымощены черепками и мелким камнем, имелись водостоки из отесанных плит, колодцы, вырубленные в скале.
Самая ранняя из привозной керамики относится к сосудам родосско-ионийского круга конца VII — VI вв. до н. э. Встречаются также коринфские, аттические, хиосские и другие сосуды, а также лепные с лощеной поверхностью и врезным орнаментом. Древние авторы называли Березань Борисфеном и эмпорием борисфенитов, подчеркивая тем самым торговый характер поселения. Это подтверждается открытием там большого количества зерновых ям и находками свинцовых гирь. Роль березанского эмпория как крупного центра торговли греков со скифами затем переходит к Ольвии. На рубеже V в. до н. э. поселение хиреет. Его новый расцвет связан с римским периодом.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 1545;