I. ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, В СМИ РОССИИ
Обострение кадровой проблемы на телевидении России во многом связано со сменой поколений телевизионщиков. Многие телекомпании сознательно не берут в штат профессионалов, имеющих опыт работы на государственном телевидении. Там считают, что этот опыт сковывает инициативу, усиливает самоцензуру, заставляет работать с оглядкой на реакцию начальства и власть. Об этом, в частности, говорил В.А Гусинский, руководитель холдинга «Мост-Медиа» в одной из бесед с журналистами. Поэтому руководители частных телекомпаний предпочитают брать на работу молодых, пусть неопытных, но таких сотрудников, профессиональные качества которых можно заново сформировать, исходя из требований конкретной телекомпании.
Характер подготовки и переподготовки кадров на современном телевидении в решающей степени зависит от социальной направленности вещания, от новых тем и подходов в программной политике телекомпаний. На наш взгляд, сформировались новые тематические направления вещания, которых не было и не могло быть в партийно-государственном советском телевидении.
Кратко новые направления вещания можно свести к следующим:
1. Парламентская журналистика,способная разнообразно и полно показать развитие парламентаризма в России, предвыборную борьбу, выборы депутатов, их дальнейшую деятельность по выработке законов и выполнению наказов избирателей.
Здесь осваиваются и прямые трансляции заседаний Госдумы, и интервью с депутатами, и переклички их с избирателями, и работа комиссий законодателей, и работа с письмами от населения.
2. Темы религии и отношений церкви и государства.Религиозная тематика с трудом осваивается журналистикой электронных СМИ. При этом речь идет не столько об освещении деятельности церкви и священнослужителей, но и о тех истоках духовной культуры, которые вернулись к нынешним поколениям телезрителей в виде духовной музыки, древней литературы, живописи, произведений различных видов искусств.
В этой области важным ориентиром для всех создателей религиозных передач должен быть Закон о свободе совести, чувство ответственности за участие в трудной мировоззренческой и морально-этической сферах человеческих отношений.
3. Наконец, новым разделом вещания может стать тема экологии, чистоты отношений человека и природы, человека и общества, чистоты отношений между людьми.
Здесь накоплен все еще небольшой опыт, но главным методом телевизионщиков в сфере экологии должен стать метод журналистского расследования, умение начать тему и вести ее до конца, раскрывая и экономические, и социальные, и моральные аспекты экологических проблем.
Рождение новых разделов вещания повлекло за собой появление новых и затухание старых профессий на телевидении. Профессии диктора, редактора, главного редактора вытесняются из жизни телекомпаний. На их место приходят новые профессии – ведущие ток-шоу, модераторы, продюсеры, художники компьютерной графики, режиссеры-монтажеры-компьютерщики, менеджеры и т. п. О том, как много в этой работе с новыми кадрами нюансов и особенностей, можно судить, анализируя, например, профессию ведущего ток-шоу.
Острейшую потребность в получении специального образования подтверждает анализ контингента слушателей ИПК, приезжающих с периферии. Сегодня на региональных студиях, в частных телекомпаниях, на кабельном телевидении, а тем более на телестудиях небольших городов работают специалисты, которые не имеют элементарной профессиональной подготовки в области творчества, инженерии. Частные высшие учебные заведения, которые уже начали подготовку специалистов для телевидения, с одной стороны, пока не удовлетворяют широких потребностей молодежи в получении телевизионных профессий, а с другой стороны – пока не пользуются достаточным авторитетом и доверием.
За 5 лет количество творческих работников ТВ увеличилось более чем в 5 раз. Число телерадиокомпаний в стране выросло со 100 до 2500 тысяч, если судить по выданным лицензиям. Сейчас по ориентировочным подсчетам на телестудиях работает около 100 тысяч творческих работников. Если каждый год должно происходить обновление 5% кадров, то вузы страны должны ежегодно выпускать 5 тысяч новых хорошо обученных творцов разных профессий.
Около 95% новых творческих работников, которые встали перед камерами, за камерами, сели за пульты – в лучшем случае врачи, учителя, инженеры, биологи. Подчеркиваю – в лучшем случае. Эти «юные» (в кавычках) сотрудники полны энтузиазма и здоровых амбиций. Однако часто не имеют никаких профессиональных знаний, что делает их передачи убогими и однообразными, похожими друг на друга, а местные программы подражают центральным.
Отечественному телевидению 50 лет. Но до сих пор нет в нашей стране специализированного высшего учебного заведения телевидения подобно ВГИКу, Академии театральных искусств, Строгановке и Консерватории. А назрели необходимость открытия подобных учебных заведений не только в Москве, но и на Урале и в Западной и Восточной Сибири.
С нашей точки зрения в конкретной ситуации, сложившейся в нашей стране с подготовкой и повышением квалификации творческих кадров ТВ, необходимо иметь и развитую систему высшего специального образования, и высококачественную систему повышения квалификации.
В последние годы в стране появилось немало разного рода школ, курсов, частных и муниципальных учебных заведений, каждое из которых исповедует собственное понимание качества обучения и образования. При отсутствии единых требований к творческим специалистам, при отсутствии какой-либо качественной учебной литературы и педагогических кадров, при отсутствии стандартов образования для новых профессий и старения действующих имеет место дискредитация телевизионного образования и размывание требований к профессионализму.
Принципы неоконсерватизма и должны определять, на наш взгляд, всю работу с кадрами средств массовой информации в сложившейся социально-исторической ситуации. Эти принципы реализуются в сочетании сложившихся историко-культурных, профессиональных и творческих традиций с новациями времени, главные из которых мы назвали ранее.
Развитие национальных и исторических традиций в образовании и воспитании специалистов необходимо для устойчивости самой системы, стабилизации в работе ее механизмов, для того, чтобы в творчестве и во владении искусством телевидения идти дальше, опираясь на достижения предшественников. А это, в свою очередь, помогает избежать ошибок прошлого, развить и продолжить интересные творческие находки поколений профессионалов, ушедших или уходящих из жизни.
Каждое поколение телевизионных работников вносило и вносит свой оригинальный вклад в культуру, в искусство, в программирование и в обновление жанров и методов вещания. Весь этот опыт нельзя выбрасывать за борт истории. В нем – потенциал, исток творческой энергии новых поколений «телевизионщиков».
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 3119;