Римского Египта искусство. которым отмечены схематизированные, словно эскизно выполненные поздние портреты, предвосхищает черты будущего искусства Средневековья
которым отмечены схематизированные, словно эскизно выполненные поздние портреты, предвосхищает черты будущего искусства Средневековья, для которого облик человека интересен лишь постольку, поскольку он отражает его духовную жизнь и порыв к божественному началу мира.
Литература:
Лесницхая М. М. Римский портрет в собрании Эрмитажа. М., 1960.
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
РИМСКОГО ЕГИПТА ИСКУССТВО,памятники архитектуры, скульптуры и живописи, сохранившиеся на территории Египта периода I—IV вв., когда история многолетних попыток овладения Египтом завершилась тем, что страна была включена в состав Римской империи. История Р. Е. и. неотделима от искусства эллинистического периода и во многом продолжает развитие его эстетических принципов. Некоторые страны Североафриканского побережья в период римского владычества сохранили определенную культурную самостоятельность. Так, среди стран, существовавших под эгидой Римской империи, Египет особенно выделяется верностью духу своей древней культуры. В Египте римского периода соседствовали города различного проис-
хождения. Наряду со старыми административными и культовыми центрами — такими, как Мемфис, -Фивы, Оксиринх, — существовали эллинистические города: столица провинции Александрия, Навкра-тис в дельте Нила, Арсиноя (Крокодилополь) в Фаюмском оазисе, Птолемаида в Среднем Египте и другие. Римлянами было построено немного городов. Один из них — Антинополь, основанный императором Адрианом. Облик египетских городов римского периода с трудом поддается воссозданию, и главным источником сведений о них являются труды древних авторов. Большинство римских городов в Египте были распланированы по т. н. гип-подамовой системе (см. Гипподам), при которой улицы располагались строго параллельно друг другу, пересекаясь под прямыми углами. Город Александрия был спроектирован греческим архитектором Дейнократом с острова Родос и быстро стал одним из важнейших центров нового Египта. Главные улицы обрамлялись колоннадой, характерной для городов римских восточных провинций, и вымощены базальтовыми плитами. На их перекрестке возвышалась арка-тетрапилон, а на концах главной магистра-ли — декуманума — были поставлены ворота Солнца и Луны.
В районе, населенном египтянами, стояло знаменитое святилище Сераписа; к западу за городской стеной располагался эллинистический некрополь. В центре при Птолемеях находилась агора (главная площадь) и святилища греческих и египетских богов. Там же находились в римский период дворцы Кесарион (возведен в честь Антония царицей Клеопатрой) и Адриана. Кесарион, впоследствии достроенный Октавианом Августом, судя по описаниям, представлял собой величественный архитектурный комплекс, в который входили храм, вспомогательные помещения для посвятительных даров (статуй, картин, ювелирных изделий), пропилеи. В восточном районе Александрии, среди дворцов и парков, возвышалась монументальная и богато украшенная гробница Александра Македонского. Там же находились театр, гимнасий и Мусейон со знаменитой Александрийской библиотекой, служивший не только храмом муз, но и научным центром, по своим функциям близкий академии наук и искусств. Мусейон функционировал и в римское время, хотя судить о его облике можно также лишь по описаниям. Здание Мусейона являлось продолжением дворца Птолемеев; внутри имелся большой зал для работы ученых и жрецов, а также комнаты, где они жили. Рядом располагалась крытая колоннада с коринфскими капителями из золоченой бронзы.
В городе имелись и другие национальные районы, за пределами же Александрии император Ав-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 761;