Римский скульптурный портрет. скульптуре ранней Империи были очень сильны тенденции к идеализации; отчасти сглаживались индивидуальные особенности



скульптуре ранней Империи были очень сильны тенденции к идеализации; отчасти сглаживались индивидуальные особенности, которые так тонко выявляли в скульптурных портретах мастера эпохи поздней Республики. Вместе с тем в произведения смело вводятся светотеневые контрасты, элементы передачи движения. Более рафинированной стано­вится передача деталей прически, одежды, что предвосхищает стиль портретов эпохи Флавиев.

Период династии Флавиев (вторая половина I в. н. а) — время высочайших достижений в искусстве скульптурного портрета. Лучшие произведения этой эпохи соединяют в себе точность и яркую ин-дивидуализированность с гораздо более многосто­ронней, чем прежде, передачей неповторимого че­ловеческого характера. Сменились и стилевые ориентиры: если мастера времени Августа подра­жали искусству поздней греческой классики (глав­ным образом работам Леохара), то портретистам эпохи Флавиев были ближе памятники эллинисти­ческой скульптуры.

Лучшие памятники флавиевской эпохи — порт­рет Вителлия, с исключительной яркостью вопло­тивший облик императора; а также знаменитый портрет Веспасиана, основателя династии Флави­ев, поражающий своей достоверностью и психоло­гическим мастерством. Веспасиан, талантливый и весьма циничный политик, автор известного вы­ражения «деньги не пахнут», изображен пожи­лым, проницательным и не лишенным ядовитой иронии человеком, властное выражение лица ко­торого оживлено скрытой лукавой усмешкой. Сви­детельства историков подтверждают точность тех характеристик, которые римские мастера давали историческим деятелям. Еще резче и острее ха­рактеристика личности отражена в портретах бан­кира Цецилия Юкунлда, а также надменной моло­дой дамы в высокой прическе из затейливо уложенных локонов. Этот мраморный портрет отли­чается особенным техническим мастерством в работе с материалом. Примером монументального парадно­го портрета этой эпохи служит статуя императора Нервы (вторая половина I в. н а), изображенного в традиционной позе Юпитера, сидящего на троне. Впервые в Р. с. п. появляется некоторый диссонанс между торжественным парадным обликом и явно заметными чертами пресыщенности, утомления и дряхлости в лице императора.

Если портреты августовской эпохи очень похожи в трактовке образов, объединяющей разных персо­нажей в едином настроении спокойного самообла­дания, то мастера второй половины века стремят­ся к более конкретной передаче настроения минуты, эмоционального состояния портретируе-










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 840;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.