Римский скульптурный портрет.
АНТИЧНОСТЬ
Траян. Начало II в. н. э. |
Каракалла. 211-217 гг. н. э.
мого. В построении лиц подчеркивается асимметрия, моделировка отличается стремлением к натуралистической передаче подробностей облика. Композиция портретов носит более динамический характер. Одной из наиболее выразительных работ является портрет императора Траяна. Возвраще-
ние идеалов греческой классики в Р. с. п. происх -дит в эпоху Адриана. Для скульптуры этого периода типично и увлечение эллинистическим искусством с характерными для него лирическими, интимными образами. Примером портретов такого рода являются многочисленные статуи любимца Адриана, прекрасного юноши Антиноя. В искусстве этой эпохи примечательно изменение самого представления о знатном римлянине. Исчезают волевые, энергичные лица, и на смену им приходят портреты людей, охваченных раздумьем, погруженных в себя, застигнутых в момент неясного порыва. Лица приобретают неведомую прежним мастерам сложность, одухотворенность.
Для портрета эпохи Антонинов очень характерно новое изображение глаз: веки выполняются слегка опущенными, прикрывающими зрачок. С этого времени радужная оболочка и зрачок, не передававшиеся раньше средствами пластики, начинают выполняться в мраморе глубокими штрихами. В обработке материала используется контрастная фактура лица, исполняемого тщательной полировкой, и прически, обработанной живописными разнообразными врезами, создающими игру светотени. Образец Р. с. п. времени Антонинов — т. н. Портрет си-риянки, в котором сочетаются точность в передаче этнического типа и глубина образной характеристики. Однако найденные приемы очень скоро стали применяться в качестве обязательных вне зависимости от характера модели, что повлекло за собой схематизацию портрета и снижение общего художественного уровня.
Жанр Р. с. п. переживает краткий подъем в эпоху правления Северов. Вершиной портретного реализма этой эпохи является портрет императора Каракаллы, отмеченный беспощадной правдивостью характеристики и одновременно виртуозным мастерством. Сложности и глубине замысла соответствуют динамизм композиции (император изображен в резком повороте) и тщательность пластической проработки портрета. С течением времени достоверность и обобщенный характер образа начинают исчезать из этого жанра.
В портретах поздней Империи усиливаются две тенденции: внешнее упрощение образа и нарастание в нем внутреннего напряжения, острой экспрессии. Она может проявляться как в повышенной нервной одухотворенности, так и в пафосе грубой силы и энергии. Но при этом склонность римских мастеров к схематизации сохраняется, что приводит в дальнейшем к условности Р. с. п. Античный эстетический идеал к этому времени оказывается безвозвратно утраченным. Человеческая красота, личностная неповторимость перестают быть бесспорными ценностями, и то духовное напряжение.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 646;