Римской империи искусство. мещений, особенно часто применяется в убранстзг зданий живопись и скуль
АНТИЧНОСТЬ
Колонна Траяна. Рим. 111-114 гг. н. э.
мещений, особенно часто применяется в убранстзг зданий живопись и скульптура. В этот период главенствующим типом архитектурного мемориального сооружения становится арка триумфальная.
Выдающимся произведением эпохи Флавиев является арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо считается одним из лучших образцов классической римской архитектуры времени империи. Все сооружение было задумано как гигантский постамент для статуи императора на квадриге. От арок августовского времени арка Тита отличается не только особой монументальностью, но и замечательным пластическим мастерством. Вероятно, впервые здесь был применен т. н. композитный тип ордера, т. е. сочетающий ионические волюты и коринфские капители. Надгробия, в эпоху республики относительно скромные по масштабам, превращаются в крупные, нередко грандиозные сооружения. К середине I в. н. э. усилилось стремление к представительности, богатству и торжественной пышности архитектурных сооружений. Кроме «Золотого дома» Нерона, в качестве примера можно назвать дворец Флавиев на Палатине (92 г.).
Римский портрет эпохи Флавиев — образец высочайшего развития этого жанра. Лучшие произведения этого периода сочетают в себе предельную точность в передаче натуры и уверенное, свободное художественное обобщение. К числу шедевров скульптурного портрета относятся бюст императора Вителлия, портрет основателя династии Флавиев Веспасиана, бронзовый бюст банкира Цецилия Юкунда и знаменитый портрет римской дамы с высокой прической из затейливо уложенных локонов. Все эти работы — пример глубокой и достоверной психологической характеристики и блестящего мастерства. Эти качества проявились и в жанре парадного, официального портрета (статуя императора Нервы, вторая половина I в. н. э.). Несмотря на исключительное разнообразие человеческих типов, в портретах эпохи Империи присутствует объединяющее их качество: все персонажи исполнены спокойствия и самообладания. Эта особенность отличает римский портрет от образцов искусства эллинистических мастеров. Портрет флавиевского времени отмечен большей индивидуализацией передаваемых чувств. Лица лишены прежней идеализации, моделировка их отличается убедительной, ощутимой телесностью. Определенный динамизм вносят в эти произведения энергичные ракурсы, повороты, обогащающие пластическое решение. Основным материалом римской скульптуры становится мрамор (белый с голубоватым оттенком — каррарский, а также греческие виды мрамора).
:::
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 649;