Римской империи искусство


 


Статуя Юпитера из Ситифа. III в. н. э.

дионисийские сюжеты, очень популярные в Р. А. и.; сцены из «Одиссеи». Во множестве создавались чи­сто декоративные мозаики.

Мозаика стала в Р. А. и. своеобразным зеркалом монументальной живописи, сохранившейся в не­значительном количестве. В области скульптуры таких памятников гораздо больше. Основная их группа — привозные или местные изделия, цели­ком следующие римской традиции, либо копии с прославленных оригиналов. Особенно велико чис­ло римских портретов, найденных в различных центрах Северной Африки. Вторая группа — про­изведения, в которых присутствуют черты местно­го искусства, в первую очередь монументальная декоративная скульптура. Третья, относительно немногочисленная группа — памятники, продол­жающие традиции дорийской эпохи.

В ранний период римского господства в Север­ной Африке или же в районах с сильными римс­кими традициями преобладают чисто античные работы, позднее (в I в. н. э.) начинают доминиро­вать локальные тенденции, развиваемые поколе-


ниями местных учеников римлян. Скульптурные портреты начинают передавать этнический тип представителей исконного африканского населе­ния; распространяются графичность, плоскостно-декоративный подход к изображению, тяга к обоб­щенности и схематизации, присущие пуническому искусству. Характерно и приближение портрет­ных изображений правителей к образам местных божеств (портрет императора Септима Севера в образе Сераписа). В группе т. н. неопунических произведений, связанных с местной традицией, на­блюдается обратное явление: на доминирующие черты пунического стиля наслаиваются приемы, заимствованные из греко-римского искусства. Из­любленным видом берберо-пунической скульптуры оставались в римский период надгробные и посвя­тительные стелы. Гораздо ярче местные традиции проявились в рельефном декоре, для которого ти­пично сложное переплетение орнаментальных за­витков или растительных мотивов с разнообразны­ми фигурками людей и фантастических существ. Изображения не передают реальной перспективы, они статичны, детали их изображаются с помощью условных, декоративных приемов. Такие рельефы украшали триумфальные арки, театры; вершиной североафриканской декоративной скульптуры явля­ется декор храма Северов в Лептис Магна (Ш в. н. а). В прикладной области Р. А. и. широкое распрост­ранение получила керамика, сохранившая многие черты пунического стиля; сосуды в форме головы животного, терракотовые и бронзовые статуэтки. Северная Африка была центром изготовления раз­нообразной бытовой утвари, в том числе светиль­ников, использовавшихся в Риме вплоть до христи­анской эпохи.

Литература:

Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М„ 1979.

РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ИСКУССТВО,художе­ственная культура Древнего Рима периода форми­рования, первых веков и расцвета империи, а так­же поздней имперской эпохи; в общей сложности хронологические границы этого периода охватыва­ют конец I а до н. а — середину V а н. а В резуль­тате длительной сословной борьбы и глубоких об­щественных потрясений в эпоху гражданских войн в Римской республике сложилась новая форма власти — императорская военная диктатура. В ис­тории Римской империи период конца I в. до н. а — конца III в. н. э. носит название эпохи принципата (от слова «принцепс», т. е. «первый среди сенато­ров и граждан»).

Несмотря на фактическое всевластие импера­тора, в этот период считалось, что власть в рим-










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 719;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.