Вазопись


 


лосок традиции культовых изображений быка как символа царского могущества. С IIIв. до н. э. Б. час­то объединялся с гирляндами в особый фриз; при­менялся на рельефах и в архитектуре, в настенной и вазовой живописи. Впоследствии использовался в ренессансном декоре.

Дипилонская амфора с геометрической росписью. IX в. до н. э.

ВАЗОПИСЬантичная, роспись керамических со­судов, распространенная в искусстве Древней Гре­ции. В. интенсивно развивалась еще в крито-ми-

Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Роспись блюда с острова Родос. Конец VII в. до н. э.


кенском искусстве. Особенно характерны вазы сти­ля камарес с росписью белыми красками по темно­му фону (ХХ-ХУШвв. до н.э.) и со стилизованны­ми изображениями растений и морских животных (Х\Щ-ХУ1вв. до н а, см Минойская керамика). Бо­лее строгой композицией отличаются вазы т. н. дворцового стиля (конец XV в. до н. э.) с более мел­ким растительным или геометризованным орнамен­том. Для микенского искусства характерна тонкая графика в росписи ваз. Непревзойденного совершен­ства и разнообразия достигает В. в искусстве Древ­ней Греции. Вазы из обожженной глины изготавли­вались здесь в огромном количестве как бытовая посуда, посвятительные и погребальные сосуды.

Вазы, выполненные вручную или впоследствии на гончарном круге, отличаются от ваз, произво­дившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти вазы, как правило, украшались рельефами, отсюда название — рельефная кера­мика (например, мегарские кубки, сосуды из сиен­ской глины и др.). Изделия мастеров В. покрывали т. н. черным лаком, белой или пурпуровой краской; реже — непрочными цветными составами (голубо­го, розового, красного, серого, желтого цвета), а также позолотой. Композиция росписи всегда стро­го подчинялась форме сосудов. Типы ваз подразде­лялись и получали названия в связи с практичес­ким назначением каждой формы. Для хранения воды и вина, для смешивания вина с водой приме­нялись амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер. Для наливания, зачерпывания, переноски и хране­ния воды использовались гидрия, ойнохоя, киаф. Вазы для питья — килик, канфар, скифос, ритон. Наконец, такие разновидности, как лутрофор, ле-киф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида, служили культовым целям или применялись для хранения парфюмерии и т. п.

В истории развития греческой В. неоднократно изменялись стили, соответственно подразумеваю­щие несколько видов техники. Первому большому стилю (геометрическому) предшествует позднеми-кенская традиция (первая половина XI в. до н. э.) и т. н. протогеометрический стиль (вторая половина Х1-Х в. до н. а). В геометрическом стиле (IX-VIIIвв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись, гори­зонтальные полосы-фризы состояли из орнамента геометрического типа (ромбы, меандры, треуголь­ники и т. п.); на свободных участках располагались фигурные изображения, выполненные в схемати­зированной и условной манере. Высокохудоже­ственными образцами геометрической В. являются дипилонские вазы.

Ориентализирующий (ковровый) стиль VIIв. до н. э. характеризуется контурной росписью с прису­щим ей стремлением к заполнению всей поверхно-










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 981;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.