Вилланова культура
АНТИЧНОСТЬ
Горбунова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
Сидорова Н. А., Тугушова О. В., Забелина В. С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1955.
ВАЗЫ ГАДРА(Нас1га), гидрии (см. Амфора) эллинистического периода (III в. до н. э.). Получили название от западного некрополя Александрии, где были найдены. Из украшений на В. Г. в большинстве случаев имеется только расписной орнамент. В. Г. служили преимущественно в качестве урн для пепла сожженного умершего.
ВАЗЫ ГНАФИЯ(лат. СпаШа), тип ваз эллинистического периода, по всей видимости, копировавших металлические. Отличались декоративным оформлением (белая или цветная роспись на черной основе). Датируются второй половиной IV и первой половиной III в. до н. э. Позднее распространились вплоть до Испании и Александрии.
ВИЛЛА(лат. уШа — усадьба, поместье), в архитектуре Древнего Рима — загородный дом с садом или парком. Первые В. появились в III в. до н. а, во Ц-1 вв. до н. э. они уже встречались по всему Средиземноморью. Самым распространенным типом В. з этот период была уШа гизИса — загородный комплекс жилых и хозяйственных построек с господс-ким домом в глубине сада. Все постройки группировались вокруг открытого двора. В. могла называться только сама усадьба или все имение пеликом (например, уП1а та§па в провинции Африка Проконсульская). В сочинениях Катона, Варро-:-:а. Колумеллы В. — земельное владение средней не личины. Такой участок относился к городской территории. Существовали также роскошные В. богатых землевладельцев (уШа игЬапа), предназначенные для отдыха и развлечений. Жилые помещения ъ надельца в таких комплексах были обособлены от
хозяйственных построек. В эпоху Римской империи строили крупные В., окруженные специально разбитым, тщательно распланированным парком, обычно террасного типа, с павильонами, фонтанами и скульптурами. Подобный тип В. получил дальнейшее развитие в архитектуре итальянского Возрождения.
ВИЛЛАНОВА КУЛЬТУРА,археологическая культура раннего железного века в Северной Италии (900-500 гг. до н. э.), получившая свое название по селению Вилланова близ Болоньи, где в XIX в. были обнаружены характерные погребения — подземные могилы с урнами-пеплохранительницами. Урны имели вид двух усеченных конусов (т. н. бико-нические) с геометрическим орнаментом. В археологии различают четыре самостоятельных периода В. к., по которым прослеживается совершенствование техники изготовления бронзовых и железных изделий. Для искусствознания проблемы В. к. связаны с истоками культур Этрурии и Древнего Рима. Вопрос о носителях В. к. остается во многом спорным. Некоторые ученые полагают, что ими были умбры; другие считают таковыми этрусков, указывая на характерные черты древнейших памятников этрусского искусства. Возможно также, что древние этруски, поселившись на Апеннинском полуострове, унаследовали эти черты и приемы от вытесненных ими племен. В любом случае считается общепризнанным, что В. к. — непосредственная историческая предшественница этрусской.
Вилла Адриана в Тиволи. II в. н. э.
Фигурный сосуд в виде лани. Глина. VIII в. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1118;