Вазопись. сти сосуда. Этот стиль отчасти подражает популярному в эпоху архаики искусству Востока
АНТИЧНОСТЬ
сти сосуда. Этот стиль отчасти подражает популярному в эпоху архаики искусству Востока. В формировании и развитии коврового стиля особенно важную роль играли художественные традиции, сложившиеся вне Аттики: на островах Родос, Самос, Хиос, в малоазийских городах (в особенности славился своими изделиями Милет). Стиль получил широкое признание у мастеров Коринфа — крупнейшего центра искусства В. в северной части
Чернофигурная ойнохоя. \Л-\/ вв. до н. э. |
Динос коврового стиля с острова Родос. Ок. 600 г. до н. э.
Пелопоннеса. В вазах коврового стиля по всей поверхности сосуда располагались горизонтальные полосы-фризы с многоцветными, нарядными и красочными изображениями зверей и фантастических существ. Свободное пространство между фигурами заполнялось орнаментальными (главным образом растительными) мотивами.
Чернофигурная техника утверждается в конце VII в. до н. э. В ее аттическом варианте на красный или желтоватый фон керамики наносились лаком черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутренних линий фигур достигалось более детальное членение изображения и его пластичность. Детали фигур могли также выполняться белой или пурпуровой краской. Большую роль сыграли технические усовершенствования, введенные аттическими мастерами. Они слегка подкрашивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Чернофигурный стиль вытеснил контурную технику. Изменилось и композиционное построение росписей: исчезла традиция расположения фигур горизонтальными фризами, опоясывающими сосуд. Их сменяют многофигурные сценки с мастерски выстроенной композицией, свободно размещенные на поверхности вазы. При этом художники неизменно учитывают форму изделия и располагают роспись в соответствии с ней.
В течение столетия афинские вазы вытеснили с рынков гончарные изделия других городов. В Афинах существовал целый ремесленный квартал Керамик, где работали гончары. Наряду с мастерами, изготовлявшими и самостоятельно расписывавшими свои изделия, существовали и специалисты-ва-зописцы, зачастую получавшие повсеместное признание и славу. Художественная значимость, которую имело для греков искусство керамики и В., подтверждается обычаем писать на сосуде имя его создателя. Одним из прославленных мастеров В. эпохи чернофигурного стиля был Эксекий, известностью пользовались Амасис, Клитий и др.
Чернофигурная роспись с ее подчеркнутой декоративностью и плоскостностью изображения человеческих фигур менее чем через столетие (ок. 530 г. до н. э.) сменяется созданным афинянами краснофи-гурным стилем. В этой технике черное, блестящее лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожженной глины. Краснофигурная техника позволяла более детально прорисовывать формы тела и передавать движение, намечать объемы с помощью внутренних линий. Изображение приобретало большую глубину, нежели фон: это достигалось за счет различной толщины слоя лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисле-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 934;