Вазопись. Краснофигурная амфора с изображением Ники
Краснофигурная амфора с изображением Ники. VI в. до н. э.
Пелика из Камироса (Родос) с изображением похищения Фетиды Пелеем. 340-330 гг. до н. э.
ния, восстановления, реоксидации). После обжига лак приобретал ровную зеркальную поверхность с прекрасным оливковым отливом. Для ваз красно-фигурного стиля характерно обилие мифологических и особенно жанровых сцен, причем их темати-
ка обычно соответствует практическому назначению сосуда. Краснофигурная В. строгого стиля (последняя четверть VI — начало V в. до н. а) отличается изяществом и четкостью рисунка при сохранении известной жесткости и угловатости контуров изображения. Среди наиболее известных мастеров, оставивших множество подписанных произведений, — Евфроний, Евфимид, мастер Ниобид. мастер Пана, мастер Пентесилеи, Дурис, т. н. ва-зописец Брига и др. Со второй четверти V в. до н. э. в В. свободного стиля изображение становится более объемным и сложным. Наряду с применявшейся на аттических и нижнеиталийских вазах красно-фигурной техникой в это же время появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Лаконизм и высокая точность рисунка присущи по-лихромным росписям белых погребальных лекифов. Для В. конца У-ГУ в. до н. э. характерны декоративная пышность, некоторая перегруженность композиции (т. н. роскошный стиль, представленный росписями Мидия). В росписях этого времени имеются попытки передать перспективу, но нередко появляется и нарушение единства изображения и формы сосуда. Несмотря на свое более раннее появление, чернофигурная техника пережила крас-нофигурную и применялась на призовых панафи-нейских амфорах вплоть до II в. до н. э.
Если во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим мастерам, а в VII в. до а э. лидерство перешло к Коринфу и лишь в середине VI в. до н. а вновь начинают доминировать Афины, то во второй половине V. в. до а э. наряду с аттической В., переживавшей некоторый упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская В., вытесненная в свою очередь в IV в. до н а апулийскими вазами и оригинальными по характеру изображений флиаковски-ми. Под сильным влиянием греческой В. находилось искусство В. у этрусков. Свидетельством вторичного расцвета аттических традиций являются также изделия пантикапейских мастеров. В Ш-Ц вв. до н. э. для греческой В. типичны бегло написанные простые линейные и геометрические композиции. Из ваз эллинистического периода наиболее самобытны изделия, выполненные греко-восточными мастерами, и керамика из Гнафии.
Вазы дают уникальную возможность знакомства с мифологическими представлениями и повседневной жизнью античного человека. Во многих отношениях памятники В. представляют собой параллели утраченным образцам живописи.
Литература:
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1059;