Генелей
щая — с посвятительной надписью и две стоящие, одна из которых подписана как кгпИпе.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЕРАМИКИ,сложился в искусстве Древней Греции ок. 1Х-УШ вв. до н. э. в результате развития и разработки архаического типа керамических сосудов, украшенных орнаментом в виде концентрических кругов, полос, волнистых линий. Изделия схожего типа были распространены в Средней и Южной Греции, на Кикладских островах, Крите и Кипре.
Лучшими образцами Г. с. к. считаются афинские вазы VIII в. до н. э. Их росписи отличаются художественным совершенством, изяществом исполнения и точным соответствием форме сосуда. Рисунки выполнялись блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют лаком. Особую декоративность керамическим изделиям придает расположение орнамента полосами-фризами по горизонтали, с четким отделением каждой полосы. В каждом орнаментальном фризе повторяется один основной геометрический узор. Чаще других встречаются треугольники с сетчатым заполнением, ромбы с точкой в середине и разнообразные варианты рисунка из переплетающихся ломаных линий —
ские резчики достигли при обработке изумруда и сапфира. Античная Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид (придворный мастер императора Августа). Римские мастера создают портретные Г. и многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (Г. «Увенчание Августа»; т. н. Парижская камея; обе — конец I в. до к а). Новым стимулом к развитию глиптики послужило ок. 200 г. изготовление христианских эмблем (крест, голубь, рыба, якорь).
Г. использовались не только для печатей или украшений, но также и в качестве амулетов, чему способствовала вера в магические свойства драгоценных камней. Художественная и научная ценность Г. является общепризнанной; еще во времена Винкельмана и Гёте коллекции Г. часто использовались как наглядный материал по античному искусству.
Литература:
Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926.
ГЕНЕЛЕЙ,греческий скульптор, работавший в середине VI в. до н. э. на о. Самос. Г. — создатель найденной на Самосе скульптурной группы из шести фигур на общем постаменте, посвященной Гере. Сохранилась сидящая фигура с надписью Г., лежа-
Герма
АНТИЧНОСТЬ
Дипилонская амфора. 760-750 гг. до н. э. Деталь росписи
Фигурка-колокольчик из Фив. Терракота. Ок. 700 г. до н. э.
меандра, получившего впоследствии особенно ши-оокое распространение в декоративном искусстве античного мира. Горизонтальные полосы могли зключать свободные прямоугольные поля, которые художник заполнял фигурками зверей, стилизованными листьями, розетками; разнообразными зариантами крестообразных фигурок, считавшихся V многих народов древности солнечными символами. Фигурки животных в Г. с. к. отличаются условностью и стилизованностью, они подчеркнуто "лоскостны и подчинены ритму орнаментального ..юра. Изображение человека на таких изделиях легка напоминает египетский канон: голова и ноги григурки оказываются написанными в профиль, горе — в фас.
Среди афинских ваз геометрического стиля особенный интерес представляют т. н. дипилонские со-\-ды. Это найденные на Дипилонском некрополе тройные вазы выше человеческого роста, которые предназначались для жертвенных возлияний, также служили надгробными памятниками на могилах благороднорожденных афинян. Дипилонс--:ие сосуды покрыты богатой росписью геометрического стиля, в которую вплетены сложные мно-'фигурные композиции. Геометрический порядок, рторый царит на всей поверхности дипилонской
амфоры, является воплощением печального обряда. Условность изображения людей связана с тем, что на такой амфоре перед взором зрителя проходят как бы тени живых фигур.
Литература:
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
ГЕРМА(греч. Ьегтез), четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально символ бога Гермеса.
Древнейшие Г. были изготовлены из закругленного ствола, с грубо или тщательно обработанными бородатыми головами. Иногда Г. представляла собой ритуальное скульптурное изображение фаллического типа. Более поздние типы Г. были увенчаны головами без бород. Согласно Гиппарху из Афин, Г. устанавливались на дорогах из города с указанием направления и расстояний, а иногда и с расхожими изречениями. Г. принадлежали к числу почитаемых изображений. Многие частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Прак-сителя Г. стали поясными статуями и являлись не столько изображениями божества, сколько скульптурными портретами, впрочем, отмеченными известной обобщенностью. Излюбленными были так-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 791;