Гипетральный храм
\ г- \ |
имчБп п С; * Г' :1 1к>А 1-П ~" /ЧЬПкЧ/'ии--.., |
Кресилай. Герма с изображением Перикла. V в. до н. э.
же двойные Г. великих поэтов и мыслителей, которые устанавливались на виллах и в библиотеках.
ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ(греч., букв — под открытым небом), в зодчестве античной Греции — храм, не имевший в середине перекрытия. Постройки такого типа имели огромные размеры (например, Дидимейон). Целла (внутреннее святилище) такого храма представляла собой открытый двор.
ГИППОДАМ(Шрройатоз) из Милета, известнейший греческий архитектор. Разрабатывал планировку нескольких городов — Фурий (446 г. до я а), афинского портового пригорода Пирей и также, вероятно, Родоса. Его схема предусматривала четыре главные улицы и три поперечные. Она основывалась на философских размышлениях Г. о совершенном государстве, состоящем из трех социальних групп (ремесленники, землепашцы, военные) и имеющем трехуровневую систему зе-
мельной собственности (священные земли, общественные и частные). Даты жизни Г. неизвестны; вероятно, между 485 и 405 гг. до н. э. С именем Г. связывают разработку принципа регулярной планировки городов (т. н. гипподамова система).
ГЛИПТИКА(греч. §1ур1лке), искусство художественной или ремесленной обработки драгоценных камней, самоцветов и стекла. Важнейшие виды Г. — гемма и камея. Кроме того, к области Г. относится изготовление художественно обработанных металлических колец и печатей из кости, слоновой кости и камня. Г. возникла в Месопотамии, где с V тыс. до н. э. использовались штемпельные, а позднее цилиндрические печати. Египетские скарабеи из камня и фаянса довольно рано попали в страны Средиземноморья. Жители Крита и микенской Греции восприняли печати-штампы от хеттов. Здесь чаще прочих изготавливались нанизанные на шнур, как бусы, печати из серпентина, кусочки которого обрабатывались в виде линз или миндалин.
При появлении в Греции геометрического стиля были введены новшества и в Г., что выразилось в освоении новых форм. Так называемые островные камни (VII в. до н. а) носят следы влияния восточного искусства. В начале VI в. до н. а в Грецию также попали и получили распространение у местных мастеров египетские изображения священного скарабея. Материалом для них, вплоть до времен Рима, служил сердолик. Камень сохранял очертания скарабея, на оборотной же стороне наносился сюжетный рисунок в виде одной или двух фигур на темы мифологии или повседневной жизни. Такие камни нередко просверливали и носили в качестве кулонов; вставленные в оправу, они могли служить кольцами или амулетами. В конце VI в. до н. э. скарабеи появляются у этрусков, которые усовершенствовали их форму. Греческая Г. классического периода (У1_У вв. до н. э.) предпочитала гладкие выпуклые камни с резьбой (халцедон или яшму). Высшим достижением этого периода является творчество Дексамена Хиосского. Сохранились 4 геммы с подписью мастера, на одной из которых выполнен первый в этой области искусства реалистический портрет. В конце IV в. до н. э. начали обрабатывать прозрачные драгоценные камни, обладавшие большой твердостью: аметист, изумруд, гранат. Сначала преобладали изделия с выпуклыми камнями, позднее они были заменены плоскими. Как правило, произведения подписывались мастерами. Согласно некоторым сведениям, мастер Пирготел выполнил на изумруде портрет Александра Македонского.
В III в. до н. э. широко распространяются камеи, которые высоко ценились при императорских дво-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 952;