Этрусская керамика
Но к концу Ш в. до н. а наблюдается усиление внимания к декору и некоторая схематичность традиционных этрусских приемов. Заметно усиливается графичность в художественном решении, затейливой тщательности в передаче деталей одежды, украшений, предметов утвари. Одна из последних росписей, в которых проявился высокий драматизм, нараставший во П в. до н. а в Э. ж, — гробница Тифонов, образы которой напоминают стиль рельефного фриза Пергамского алтаря. Тем не менее Э. ж., испытавшая сильнейшее воздействие культуры завоевателей, практически остается единственной художественной областью, в которой достижения мастеров покоренного народа остались непревзойденными.
Литература:
Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М,, 1990.
ЭТРУССКАЯ КЕРАМИКА,изделия мастеров-керамистов и скульпторов из Этрурии, сохранившиеся с VII—Ш вв. до н. э. Э. к. не менее, чем другие художественные работы этрусских мастеров, отличалась своеобразием. Из мастерских выходила всевозможная посуда, чаще всего причудливая по форме, с ручками, изображающими человеческие или звериные фигурки, в виде животного или пти-
цы. Очень характерен в этом смысле небольшой эт-русско-коринфский бальзамарий в виде обезьянки. Основными материалами этрусских керамистов была терракота и глина. Этрусские ваятели придавали большое значение цвету: применялись черный и красный лаки, пурпур, белая краска.
Особенной оригинальностью отличаются культовые изделия, предназначенные для погребальных церемоний. Этрусские мастера часто изготавливали разнообразные урны-канопы с крышками, изображавшими человеческие фигурки или головы, которые изготавливались с особенной тщательностью. Большинство из них напоминает виллановианские сосуды, но форма их изменена. Узор делит сосуд на несколько горизонтальных полос с различным рисунком; некоторые из них выполнены в технике низкого рельефа. Эти изделия, формально по материалу и типу техники принадлежащие к сфере прикладного искусства, фактически являются скорее памятниками скульптуры: так значителен по смыслу и художественным достоинствам их рельефный декор.
Собственно прикладные изделия Э. к. легко узнаваемы. Сосуды красноватого или темного цвета создавались из глины как вручную, так и с помощью гончарного круга. Некоторые сосуды изготавливались из черной глины, с толстыми стенками и выступающими на поверхности массивными украшениями (эти черные сосуды получили условное название «буккеро», связанное со сходством этих вещей с керамикой древних американских индейцев, называвшейся испанцами «букаро»). Другие сосуды имели легкие и тонкие стенки, а узор процарапывался на поверхности. Необыкновенно сложны и декоративно затейливы этрусские глиняные котлы на высоких фигурных подставках. Детали подставки соединены декоративными рельефными фигурами в виде стилизованных зверей, которые служили и ручками, и украшениями. На поверхности подставки нанесены коричневой краской геометрические узоры. Были широко распространены сосуды удлиненной формы, завершающиеся головой животного или птицы, стилизованными изображениями растений.
Порою глиняные изделия Э. к. явно повторяют формы и декор бронзовых сосудов, но еще чаще можно заметить в ней следы воздействия манеры греческих мастеров эпохи геометрического стиля. Так, некоторые этрусские кратеры почти в точности повторяют роспись аргосских сосудов с их симметричными композициями. Такие изделия с течением времени все чаще стали дополняться и декоративными рельефными украшениями. Однако во всех случаях оригинальные памятники Э. к. сохраняют массивность и тяжеловесность.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1498;