Этрусская скульптура. условность изображения деталей здесь даже заметнее, нежели в архаических скульптурах греков; многие из ранних скульптур на
АНТИЧНОСТЬ
условность изображения деталей здесь даже заметнее, нежели в архаических скульптурах греков; многие из ранних скульптур напоминают изделия финикийских и пунических мастеров (мужская голова с погребальной урны-канопы, VI в. до а а). Впоследствии входит в употребление более пластичный алебастр; из него нередко создаются не цельные, а составные статуи. Часто можно встретить изваяния сидящих фигур, в виде которых делались надгробные знаки — циппы, нечто вроде могильного памятника. Формы человека чаще всего придавались и урнам-пеплохранительницам, которые помещали на подставку в виде сиденья. Однако антропоморфной была лишь голова; тело заменяло тулово урны, украшенное разнообразным орнаментом, рельефом, изображающими ритуальные сцены или символы. В более поздних произведениях начинают доминировать попытки передачи жеста, человеческие фигуры изображаются более детализирований В конце VI в. до н. э. распространились скульптурно богатые саркофаги со сложным пластическим декором. Широко известным примером является терракотовый саркофаг из Черветри с изображением на крышке супружеской четы. Он, несомненно, исполнялся по частям и отличался изысканной лаконичностью и обобщенностью художественного решения, сопоставимы-
Мужская голова с погребальной урны-канопы. VI в. до н. э.
ми с лучшими образцами египетских и малоазийс-ких надгробных статуй.
В искусстве Этрурии V в. до н. э. быстро менялись стилевые формы, что с особенной наглядностью проявилось в бронзовых изделиях. Некоторые исследователи приписывают этрусскому мастеру Вулке знаменитую статую «Капитолийская волчица». Волчица изображена кормящей основателей Рима — Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в XVI в.). В этой скульптуре поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры, но и умение художника объединить детали в единое целое — образ зловещего и сурового величия. Недаром статуя «Капитолийская волчица» в последующие эпохи воспринималась как символ сурового и жестокого Рима (илл. см. в статье Этрусков искусство). Произведение это еще отличает статичность; однако несколько более поздняя «Химера из Ареццо» полна динамики и экспрессии. Смело показано сложное движение химеры, искусно смоделирована ее кожа, напряженные мускулы и складки у глаз.
Обретают популярность статуэтки воинов и богов, изображенных уже не в условной системе пропорций, а в максимальном приближении к действительной человеческой пластике. Они реже являются декоративными украшениями сосудов или
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 979;