Этрусков искусство. (крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в
АНТИЧНОСТЬ
(крышка саркофага из Тарквиниев с изображением супружеской пары; бронзовая фигура лежащего этруска IV в. до н. э. из собрания Эрмитажа).
В III—I вв. до н. э. такой тип надгробной скульптуры становится обычным и выполняется из глины, терракоты с раскраской (саркофаг из Тускании, саркофаг Ларции Сеянти, III—II вв. до н. э.).
В период расцвета архаического искусства шире используется камень. Работы этрусских мастеров в круглой скульптуре до конца истории Э. и. в большей или меньшей степени напоминают произведения периода греческой архаики, причем условность изображения деталей даже выше, нежели в архаических скульптурах греков. Множество скульптур создается из более пластичного алебастра. Особенным мастерством и своеобразием отличаются произведения декоративной скульптуры и мелкой пластики из бронзы (Химера из Ареццо, сатир с мечом, Марс из Тоди, IV в. до н. э.). Произведения круглой скульптуры всех жанров постепенно обретают реалистические пропорции, и основное внимание, как и в других областях Э. и., в них уделяется передаче движения. К началу эллинистического периода необыкновенно возрастает интерес этрусских мастеров к портрету. Ряд произведений Ш-1 вв. до н. э. предвосхищает римские портретные скульптуры. Черты портретной индивидуализации, драматизма и прихотливой выра-
зительности проявляются и в декоративной скульптуре — статуэтках храмовых фронтонов, антефиксах, фризах из терракоты. Своеобразными чертами отмечены и этрусские рельефы.
В древнейших этрусских сооружениях ориента-лизирующего периода живописные композиции отсутствуют. Но именно в это время начинают применяться красочные покрытия орнаментального характера. Самый ранний из таких памятников — гробница Кампана близ Вей с разноцветными стенами и узором на них из цветных треугольников. Стены и свод этой гробницы украшены также изображениями животных (лошадь, пантера, лань) и фантастических существ. Фигуры выполнены в манере, напоминающей росписи древнегреческих ваз ориентализирующего (коврового) стиля. К этой же эпохе относятся плиты из гробниц Черветери.
В последующие годы все чаще появлялись надгробные стелы с рельефами, особенно в областях Этрурии, граничивших с Грецией. В архаический период Э. и. живопись приобретает исключительно важное значение. Первой (при Тарквиниях) достигает расцвета погребальная живопись, примером которой являются многочисленные, с фигурными цветными композициями склепы некрополя Монте-роцци. В связи с распространением росписи склепы стали делать просторнее и выше; живопись обрела разнообразие и в отношении техники (фреска,
Торец расписного саркофага из Тарквиниев. Конец IV в. до н. э.
Золотая булавка из Ветулонии. VII в. до н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1244;