АНТИЧНОСТЬ. лоньи и гипподамовой планировки (см
лоньи и гипподамовой планировки (см. Гипподам) г. Спина. Квадратные жилые дома имели дву- или четырехскатную кровлю и открытый дворик-атриум. Расцвет градостроительства относится к VI в. до н. э., когда в городах сооружались акрополи, системы водостоков и канализации, крепкие фортификационные постройки.
Уже в VII в. до н. э. в Этрурии возводились своеобразные храмы. Сохранившиеся терракотовые и глиняные модели свидетельствуют о том, что в архитектурной традиции был принят небольшой простиль с выступающими двумя колоннами, которые поддерживали двускатную крышу, украшенную скульптурами. Боковых колонн, обычных для периптеров греческих храмов, не имелось; отсутствовал и вход с тыльной стороны. При этом храмы были двух типов: с одной или тремя целлами. Поднятые на высокий подиум, они имели глубокий портик, карниз которого с богато декорированным фризом опирался на колонны тосканского ордера. Фронтоны и скаты кровли украшались раскрашенной терракотой. Этрусские храмы изучались еще Витрувием; были описаны их отличия от греческих. Так, их фундаменты сооружались из крупной речной гальки; лестницы располагались не по все-
му периметру, а только со стороны фасада. 3>: -храма обычно ориентирован на юг, что. по все;: вероятности, связано с характером ландшафта :: местоположением реки, которая располагалась перед фасадом. В этих постройках простота широких плоскостей стен, не имевших ни окон, ни украшений, сочеталась со сложной ажурностью изысканных терракотовых рельефов, покрывавших балки перекрытия. Раскраска терракотового декора придавала храму утонченную праздничность. В V в. до н. э. строятся главным образом храмы с тремя целлами, хотя храмовое строительство менее интенсивно. Нельзя не отметить, что римляне в дальнейшем предпочли в храмовом строительстве высокий этрусский подиум более низкому греческому стилобату; они переняли и фасадный тип композиции храма.
Трагические события IV в. до н. э., постепенная потеря Этрурией самостоятельности проявились в характере ее искусства. В зодчестве этой эпохи преобладают оборонительные постройки. В особенности стремительно разрабатывается техника возведения массивных каменных стен и башен с разнообразными типами перекрытий. Храмовое зодчество освоило греческий тип храма в антах с тосканскими колоннами (храм во Фьезоле); некоторые храмы посвящены традиционным греческим богам. Столетия последнего расцвета этрусских городов (Ш-1 вв. до н. э.) не были такими плодотворными, как предшествующие. По мнению некоторых ученых, это связано с тем, что наиболее энергичная и творчески активная часть народа переселилась из Этрурии во время окончательного ее падения, оставшиеся же сознательно избрали путь ассимиляции с латинянами. Этруски получили право римского гражданства, и их культура медленно, но верно растворялась в более молодой художественной традиции римлян.
Со второй половины III в. до н. э. восстанавливаются некоторые этрусские города (Вольтерра, Пе-руджа, Коза, Пирги), в которых возводятся выдающиеся по инженерным достоинствам крепостные сооружения, каналы, мосты и дороги. Храмовая архитектура не сохранилась. В Вольтерре были обнаружены руины театра римского типа с богатым скульптурным декором. Возможно, что и возведение чаши театра на системе опор пришло в Рим от этрусков, но это не может считаться доказанным. На архитектурный стиль Э. и. сильное воздействие помимо римских оказывают произведения эллинистической Греции.
В лучшей сохранности, нежели храмы, дошли этрусские усыпальницы, что во многом объясняется долго не раскрывавшейся тайной их расположения. Распространены были псевдокупольные
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 673;