Этрусков искусство


 


изысканно декоративен. Сопоставление величе­ственно ясных очертаний Парфенона и свободной композиции Э. дополнял контраст дорического и ионического ордеров, возникавший при входе на афинский Акрополь.

Нарядная элегантность и утонченный артистизм стиля Э. оказали большое влияние на архитектуру классицизма.

Литература:

Брунов Н. И. Эрехтейон. М., 1938.

ЭТРУСКОВ ИСКУССТВО,памятники художе­ственной культуры древних племен, населявших в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуост­рова. В области, называвшейся Этрурия (современ­ная Тоскана), возникла развитая цивилизация, предшествовавшая римской. Основные источники сведений о культуре этрусков — сообщения гре­ческих и римских авторов, а также археологичес­кие материалы из этрусских гробниц и поселений. Этруски известны современному человеку больше своим искусством, чем какими-нибудь другими формами деятельности, поскольку слишком мно-


гое в истории этого народа остается неясным или неизученным. Происхождение этрусков не выясне­но до конца; античные авторы считали их выход­цами с Востока.

Современная наука на основе изучения этрусско­го языка выработала гипотезу, согласно которой этот народ сформировался лишь при частичном участии восточных племен. Материальная культу­ра этрусков развилась на основе виллановианской. Процесс становления ее завершился, видимо, к VIII в. до н. э. В VII в. у этрусков имелись много­численные города-крепости, напоминавшие гре­ческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, а позже — выборные представители аристокра­тии. Вероятно, уже в конце VII в. до н. э. возникла конфедерация двенадцати этрусских городов-госу­дарств (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и др.). Считается, что именно этрусская династия Тарк-виниев правила в Риме с 616 по 509 г. до н. э. Вли­яние этрусков вскоре распространилось почти на всю территорию Италии. Однако в течение VI—III вв. до н. э. независимость Этрурии была уничтожена, а ее города в разное время завоеваны греками, гал­лами, самнитами и римлянами. После подчинения Риму этруски сохраняли в большинстве своих го­родов прежнее общественное устройство и куль­турную самобытность.

Одна из самых сложных проблем изучения Э. и. — его периодизация. Общепринятым в настоящее время является деление на три основных периода (косвенно указывающее на связь с типологией греческого искусства): ориентализируюпгий, т. е. свя­занный с восточными влияниями (конец УТП — VII в. до н. а); архаический (У1-У вв. до н. э.) и эллинис­тический (III—I вв. до н. э.). Архаический период — время особенно тесной связи этрусских мастеров с художниками Греции, подразделяется на два эта­па — с последовательной ориентацией Э. и. сначала на ионическое, а затем на аттическое искусство. Для IV в. до н. э., времени завоевания этрусков римлянами, принят термин «средние годы». Иногда по тем же соображениям для Э. и. У-1У вв. до н. э. применяется термин «классическое».

Памятники архитектуры в Э. и. представлены ос­татками храмов, погребальными постройками и инженерными сооружениями (мосты, каналы, го­родские укрепления). Крепостные стены и ворота складывались из хорошо отесанных каменных бло­ков, применялись клинчатые арки (ворота в Перу-зии, современная Перуджа), ложные ступенчатые своды (склепы VII-VI вв. до н. а), полуциркульные своды (склепы Ш-П вв. до н. а). Общественные зда­ния доримского периода неизвестны, но о разви­тии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной застройки г. Марцаботто близ Бо-










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1020;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.